В Черноморске по инициативе председателя Одесской военной администрации Юрия Крука и при поддержке народного депутата Сергея Колебошина состоялся масштабный форум «Образование в условиях войны: вызовы и возможности их преодоления». В нем приняли участие директора школ и внешкольных учреждений, педагоги из всех громад Одесского района. Тем самым был дан совершенно четкий ответ на вопрос: надо ли говорить о качестве образования и путях его повышения в условиях войны? Конечно, да. Потому что современное образование, его доступность и развитие — это основа основ успешного будущего нации.
«Дети должны получать качественное образования даже в условиях войны»
Этот тезис стал основным в обращении к участникам форума главы Одесской районной военной администрации Юрия Крука. Понимая, как важно обеспечить присутствие детей в классах и их непосредственное общение с педагогами, первостепенное внимание уделяется вопросам безопасности. Освоено 58 миллионов гривень на обустройство укрытий для детей, которые приходят в школу. 104 школы из 224 уже предоставляют возможность обучаться очно или очно-дистанционно. Это неплохой результат, но надо двигаться дальше, и возвращать детей и учителей в школу, чтобы хотя бы половина школ Одесского района работала в офлайн режиме.
«Если не возродим систему профессионально-технического образования, не будет кому восстанавливать страну после победы»
Столь категоричен был нардеп Сергей Колебошин. Возрождение системы ПТУ должно учитывать запросы современной Украины, а не копировать старые подходы. Впрочем, это не единственный вызов, на который придется искать ответ. Так, есть немало третьеклассников, еще ни разу не побывавших в школе — сначала этому помешала ковидная пандемия, а затем война. Каким окажется багаж знаний таких детей, когда они, наконец, смогут переступить порог школы? Насколько им удастся найти общий язык с учителями? Как будут интегрироваться в отечественный образовательный процесс те из 20% уехавших из страны за рубеж школьников, кто решит вернуться? Ведь кто-то из них сегодня обучается онлайн по украинским программам, кто-то посещает учебные заведения других стран, а кто-то, увы, лишен возможности учиться. Кроме того, на 2019 год отставание системы образования Украины от аналогичных систем стран СНГ оценивалось в один год, сейчас, из-за полномасштабной войны, оно увеличилось до двух лет. Все эти нелегкие проблемы предстоит решать. И решать их нужно будет в послевоенной Украине очень быстро.
«Вызовы были и раньше»
Так считает директор одесской начальной школы № 275 Теодор Оробец. Каждый год, в феврале, школы обязательно переживали карантин и потому учителя имели определенный опыт работы в дистанционном режиме. Он пригодился и в ковидный период, и особенно сейчас. На второй день ковида 4 педагога школы уже работали онлайн, а через неделю — вся школа. И вообще, по мнению директора, работа в школе — это духовная сфера, а не техническая. И к ученикам надо относиться как к партнерам. Тогда многие проблемы перестанут существовать.
«Не вовремя? Еще как вовремя!»
Такую оценку участники форума давали всем предложенным темам для обсуждения. А они были весьма разноплановыми и даже неожиданными.
Иван ЮрийчукИван Юрийчук
Так, заместитель начальника Государственной службы качества образования, кандидат юридический наук Иван Юрийчук отметил, что работа педагога должна быть качественной всегда, вне зависимости от внешних обстоятельств. И сам педагог устанавливает ту планку профессионального уровня, которую будет поддерживать.
Была продолжена тема образовательных потерь и образовательных разрывов, поднятая Сергеем Колебошиным. Шел разговор о ключевых моментах вступительной кампании 2023 года. Место внешнего независимого оценивания вновь займет мультидисциплинарный тест. Не остались без внимания вопросы психологического сопровождения образовательного процесса в условиях военного времени (в такой поддержке нуждаются и педагоги, и ученики, и родители), а также методы самооценки учреждений образования. Они еще не так давно появились в практике работы украинских школ, но уже доказали свою эффективность для выявления проблемных моментов как в учебно-воспитательном процессе, так и во взаимоотношениях учитель-ученик, учитель-родитель, учитель-учитель. О разных подходах к самооцениванию рассказала заместитель начальника управления Государственной службы качества образования в Одесской области Ольга Дума.
Не раз на форуме звучало словосочетание «образовательная экосистема». Экосистемный подход в образовании весьма популярен во всем мире, хоть и находится пока на стадии становления. И консенсус относительно того, что такое «образовательная экосистема» еще не сложился. При этом лидеры-практики интуитивно ощущают разницу между «экосистемными» и «неэкосистемными» методами управления. Экосистемный подход ведет к изменению наших способов учиться, мыслить, жить и действовать на принципах взаимосвязности и сотрудничества. В образовании это позволяет перейти от иерархических систем, основанных на принуждении и насилии, к сетевым моделям совместного добровольного обучения и развития.
Как один из самых актуальных участникам форума видится вопрос реформирования системы образования. Этот процесс притормозил ковид, затем вмешалась война, но реформа назрела и ее придется осуществлять, судя по всему, под руководством нового министра образования Оксена Лисового. Отечественная система образования должна максимально точно соответствовать требованиям времени.
В завершение хотелось бы привести слова главы Одесского районного совета Виталия Барвиненко. Он пожелал участникам форума в последний раз собираться в условиях войны. А на следующем форуме уже отпраздновать победу и порадоваться за систему образования, которая уверенно выстояла в самых серьезных испытаниях последних лет. Думаю, с таким прекрасным пожеланием согласны все.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |