ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Самый красивый спортивный инвентарь, или жизнь под парусом
26.10.2023 / Газета: Вечерняя Одесса / № 85-86(11325-11326) / Тираж: 10407

Известный одесский моделист Вадим Гошко завоевал золотую медаль на чемпионате мира по судомоделизму, проходившем в этом году в небольшом чешском городке Яблонец-на-Тиссе. Мастеру принесла успех модель линейного корабля «Евстафий Плакида», собранная в масштабе 1/48. Невероятно красивый парусник боролся за медали в одной из самых сложных номинаций парусных кораблей, где оценивается изящество изготовления и соответствие чертежам и прототипу. В финальную часть чемпионата судьи отобрали более 300 работ мастеров со всего мира, в число которых вошел одессит.

«Евстафий Плакида» был назван в честь святого великомученика, принимал участие в Чесменской битве и был потоплен турецким флотом 5—7 июля 1770 года. Новую жизнь корабль обрел в модели.

— Еще когда учился в Одесском гидрометеорологическом институте, вырезал из карандашей скальпелем и ножичком чертиков, дарил друзьям, — рассказывает Вадим. — Потом работал на Севере, занимался в свободное время то резьбой, то чеканкой. После того, как пробудешь три-четыре месяца в море, ручная работа успокаивает. Уже здесь, в Одессе, меня привлекли к судомоделизму, и мне это понравилось, было близко моей душе, ведь по специальности я инженер-океанолог, постоянно в море был на протяжении пятнадцати лет. Поехал на чемпионат в 2003 году, посмотрел, как это нужно делать, вошел в состав Федерации судомодельного спорта Украины. Меня избрали председателем Одесского отделения, хобби переросло в специальность.

В основном, в работу берутся отечественные породы дерева: яблоня, груша, орех, анатолийский орех, черный граб, белый граб. А для соответствия оригиналу необходимо знание истории, теории корабля, не все чертежи корректны, их приходится доводить до ума:

— При работе над «Евстафием» мне пришлось почти два года корректировать материалы. Делается мастер-модель, расписывается определенный этап работы, на который ты выделяешь время и финансы. Это недешевое удовольствие. Приходится выкручиваться. Когда у работы есть спонсоры, это одно, а когда ты делаешь спортивную модель — совершенно другое. Кроме всего прочего, у нас есть еще одна болевая точка в Одессе — наш Музей морского флота. Благодаря директору музея Людмиле Владимировне Бондаренко и другим сотрудникам удалось что-то спасти и сохранить. В 2019 году мы делали выставку в музее порта, и уже договорились с начальником порта о том, что будет создана группа реставраторов, которая восстановит потихонечку экспозицию. Директора сняли, и мы опять-таки имеем, что имеем. Проблема осталась, а жемчужина нашей Одессы, Музей морфлота, не восстановлен… Был я в Софии Киевской, представлял на выставке модель, так там на стене висит большущая табличка с благодарностью в адрес спонсора, который помог восстановить здание. Мы с Людмилой Владимировной предлагали привлечь спонсоров к реставрации моделей морского музея и на каждой модели тоже разместить памятную табличку.

Судомоделисты писали президенту, да кому только не писали, и уже была включена реставрация Музея морфлота в планы на 2022 год. К сожалению, война помешала. Много моделей сгорело в музее при пожаре, а мастера продолжают создавать новые.

— В основном, все делается на энтузиазме, — констатирует Вадим Гошко. — Энтузиастов мало, хотя в Одессе достаточно специалистов. Лариса Румянцева, Евгений Епур, оба — мастера спорта международного класса, Александр Белов, из молодых — Виктор Маковозенко. Вот сейчас мы везли модели, и на таможне назвали нас камикадзе, потому что ехали на чемпионат на моей машине, а ей уже 37 лет. Всего везли пять моделей, из них три модели одесситов, в багажнике, в разобранном виде на заднем сиденье, на верхнем багажнике тоже была упакована модель. Везли вдвоем, я и Саша Гриценко. В результате у меня «золото» в классе С1, у Саши «золото» в классе С3 и «серебро» тоже в классе С3. Плюс мы еще брали модели в миниатюре николаевского специалиста Валерия Мирошника. У нас был международный паспорт на каждую модель, приглашение на чемпионат, тут у таможни вопросов не возникало… По международному соглашению модели проходят в качестве спортивного инвентаря.

Конечно, это самый красивый спортивный инвентарь в мире! А что паруса не белоснежные, так белых парусов как таковых не существовало. На исторических парусниках были паруса бело-серые, бело-коричневые, это показано на старинных гравюрах.

— Специально ищу ткань для парусов, запасаюсь старым советским батистом, он наиболее фактурный после покраски и прошивки, — раскрывает некоторые секреты мастер. — Нужный цвет парусам придаю при помощи кофе и чая: заваривается смесь, потом добавляется клей ПВА, паруса получают форму и цвет. Причем берется самый дешевый, бросовый чай, низких сортов, хороший чай не дает нужного оттенка. Мне обещали передать из Болгарии парашютную ткань, на следующий чемпионат ребята привезут, тоже пригодится для парусов.

В общей сложности, с поисками исторических данных, работа над моделью «Евстафия Плакиды» заняла семь лет. Это еще не самый большой срок. Некоторые делаются по десять лет. Один одесский моделист делал модель 25 лет, каждый раз совершенствовал ее, вспоминает Вадим. Наконец, завершил, и она уехала во Францию, это в девяностых было.

Часто мастера спрашивают, что главное в этом деле. Отвечает так: усидчивость, интерес к истории, книгам. Каждая деталь делается вручную и должна соответствовать такой же реальной, только в другом масштабе.

— Когда меня спрашивают: «Сколько часов вы потратили?», отвечаю, что могу только сказать, сколько лет потратил. Каждую веревочку, каждую снасть свиваю из ниток на специальном станке. Для одного «Евстафия» свил 600 метров. Также там установлено почти 600 блоков, и у каждого определенное место, определенные размеры, — рассказывает судомоделист.

Свой набор инструментов Гошко собирал в течение шести лет. Это и токарный станок, и шлифовальные станки, и циркулярки разные. Пять видов только циркулярок: одна для разделки дерева, другая для мелких работ, третья для шпона и так далее. И все это дома, арендовать мастерскую слишком дорогое удовольствие. Мелкую работу порой брал с собой на дежурство.

— Есть в моем инструментарии различные резцы, с десяток пинцетов, но главный инструмент — желание. Вот я недавно встретил в модельном магазине мальчика, который хотел сразу собирать большой корабль. Я ему говорю: «Большой ты начнешь собирать и перестанешь, не сможешь его собрать. Возьми маленький». Подсказал родителям, как и с чего начинать. К сожалению, все работы мы проводим за свои средства. На всеукраинских соревнованиях мы еще получали помощь облгосадминистрации, а международные — только своими силами, — признается Вадим.

Готовые модели парусников могут создать впечатление, что, найдись для команды маленькие человечки, кораблики вполне могут быть спущены на воду. Заблуждение! Это стендовые модели, они выкрашены акриловыми красками, покрыты лаком, но не просмолены. Есть отдельная секция судомоделизма, класс NS, это радиоуправляемые копии. Они специально готовятся для того, чтобы на воде проходить дистанцию, на чемпионатах мира и Европы их оценивают особо. Также есть секция радиоуправляемых парусников, класс NSS. В Одессе этим занимается Тимур Кешенбаев, большой энтузиаст. Специальные корпуса, пластиковые или деревянные, обрабатываются эпоксидкой, стекловолокном, как говорится, остается бросить в топку — и в дальнее плавание. А стендовые модели восхищают судей, радуют историков, вдохновляют художников и поэтов.

Автор: Мария ГУДЫМА


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту