ОДЕССА, 24 ОКТЯБРЯ 2007 ГОДА, КОНТЕКСТ-ПРИЧЕРНОМОРЬЕ — Эксперты Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) пришли к выводу, что решение Фонда государственного имущества относительно отмены конкурса по приватизации ОПЗ поставило под вопрос инвестиционную привлекательность Украины, передает корреспондент ИА «Контекст-Причерноморье».
Как сообщили агентству сегодня, 24 октября, в МЦПИ, об этом говорится в аналитической записке Международного центра перспективных исследований.
Согласно выводам Центра, ряд непоследовательных действий и неаргументированных решений в истории неудачных попыток приватизировать предприятие стал яркой иллюстрацией неэффективной государственной политики относительно управления собственностью в Украине. Последнее решение Фонда государственного имущества относительно отмены конкурса по приватизации ОПЗ на выполнение соответствующего Указа Президента еще раз поставило под вопрос приватизационную политику и инвестиционную привлекательность страны в целом.
В аналитической записке отмечается, что аргументы сторонников и неприятелей приватизации ОПЗ очень простые, тем не менее, они не дают возможности полностью понять все «за» и «против». Сторонники приватизации говорят большей частью о потребности наполнения бюджета, их оппоненты — об уникальном статусе предприятия. «На сегодняшний день ОПЗ — предприятие с чрезвычайно успешными производственными и финансовыми показателями. Но тенденции в отрасли ведут к тому, что без мощных инвестиций за два-три года ситуация на заводе существенно ухудшится, а настоящая инвестиционная привлекательность и средства, которые может получить государственный бюджет, останутся в воспоминаниях», — отмечают в МЦПИ.
Согласно выводам экспертов, ОПЗ является естественной монополией в перегрузке продукции украинских и русских предприятий азотной области для доступа на мировые рынки. Опасение относительно злоупотребления этим статусом со стороны будущего частного собственника ОПЗ — главный аргумент оппонентов приватизации предприятия как целостного комплекса. Однако предлагаемое обособление перевалочного комплекса ни в коем случае не может решить проблему монополии. Единственный путь, о котором фактически никто не говорит — создание эффективного механизма регулирования этой монополии.
«Решение относительно дальнейшей судьбы ОПЗ будет принимать новое правительство. Аргументированная публичная позиция правительства в этом вопросе, ответственное принятие и эффективная реализация решения — уникальная возможность создать привлекательный имидж себе и стране», — отмечают специалисты Центра.
Как сообщало ранее ИА «Контекст-Причерноморье», 15 августа Фонд государственного имущества Украины объявил конкурс по продаже 99,52% акций открытого акционерного общества «Одесский припортовый завод» номиналом 794 млн. 703 тыс. 700 грн. по начальной цене 2 млрд. 500 млн. грн. По условиям конкурса, покупатель ОПЗ должен принять обязательство сохранить все предыдущие виды деятельности завода, а также увеличить доход предприятия с 1 млрд. 980 млн. грн. за первый год контроля над заводом до 2 млрд. 570 млн. грн. за пятый год. Помимо этого, он должен внести в первый год работы 328 млн. грн. инвестиций в техническое переоснащение завода, во второй — 296 млн. грн., в третий — 250 млн. грн., в четвертый — 166 млн. грн., в пятый — 160 млн. грн. Также новому хозяину завода вменяется в обязанности ежегодное повышение заработной платы на 10% с учетом индекса инфляции, недопущение сокращения рабочих мест, продолжение строительства жилья для работников завода, улучшение социально-бытовых условий работающих, заключение коллективных договоров на будущие периоды с сохранением всех норм, предусмотренных коллдоговором на 2007-2008 годы и др. Конкурс по продаже акций ОПЗ был назначен на 30 октября 2007 года.
После объявления о продаже ОПЗ председатель ФГИУ Валентина Семенюк заявила, что лично она всегда была против приватизации Одесского припортового завода, однако включение в перечень объектов на приватизацию в 2007 году Одесского припортового завода было требованием Президента Украины, который поставил это условием подписания «Закона о бюджете».
20 августа Президент Украины Виктор Ющенко завил, что выступает против приватизации Одесского припортового завода на нынешних условиях, выражая обеспокоенность тем, что в сложившейся ситуации транспортная часть ОПЗ может попасть под контроль частных инвесторов, которые, фактически станут монополистами по перевалке аммиака. Это, по мнению Виктора Ющенко, приведет к подорожанию портовых функций, которые выполняет завод, и установлению частной монополии в этой части химического рынка.
21 августа председатель Фонда Государственного имущества Украины Валентина Семенюк заявила, что заявления Президента Украины о приостановке приватизации Одесского припортового заводу связаны с тем, что «олигархам не нравятся прозрачные условия конкурса и большие социальные обязательства».
12 сентября Президент Виктор Ющенко своим Указом приостановил действие распоряжения Кабинета министров Украины, которым Фонду Госимущества поручалось провести в установленном порядке конкурс по продаже пакета акций ОАО «Одесский припортовый завод». В Указе отмечается, что согласно распоряжению правительства «Об утверждении Условий проведения конкурса по продаже пакета акций ОАО «Одесский припортовый завод», приватизация ОПЗ, занимающего монопольное положение на рынке услуг по перегрузке химической продукции в Украине, в частности, аммиака, осуществляется вместе с имущественным комплексом (цехом перегрузки аммиака). Такое решение при отсутствии в Украине механизма согласования тарифов в сфере перегрузки химической продукции и без внедрения мер по противодействию монополизации в этой сфере может привести к необоснованному повышению покупателем ОПЗ тарифов на эти услуги, что негативно повлияет, в частности, на деятельности предприятий химпромышленности Украины.
Президент также отмечает, что ОПЗ осуществляет производство и перегрузку жидкого аммиака и, следовательно, является объектом повышенной опасности, однако в распоряжении Кабмина не предусмотрено принятие соответствующих мер контроля безопасности. Исходя из этих доводов, Президент полагает, что условия отчуждения ОПЗ, изложенные в распоряжении Кабмина не соответствуют Закону Украины «Об основах национальной безопасности Украины» и Конституции Украины (в части обеспечения государством экологической безопасности на территории Украины, а также в части гарантий экономической безопасности государства), и своим Указом приостанавливает действие распоряжения.
15 октября 2007 года Фонд государственного имущества Украины своим приказом №1655 отменил конкурс по продаже пакета акций ОАО “Одесский припортовый завод”.
По состоянию на 4 октября интерес к ОАО “Одесский припортовый завод” проявили 9 компаний: ОАО “Черниговское Химволокно” (Украина), АО “Азот” (Украина), ОАО “Днипроазот” (Украина), ОАО “АКРОН” (Россия), ОАО “МХК Еврохим”(Россия), ОАО “РЕНОВА Украина”, ОАО “СИБУР Холдинг” (Россия), АО “Нитровест” (Эстония) и норвежская компания YARA INTERNATIONAL ASA.
СПРАВКА: ОАО «Одесский припортовый завод» создано 16-го июня 2004 г. Уставный фонд — 798,544 млн. гривен. Одесский государственный припортовый завод введен в эксплуатацию в 1978 г. Это одно из наиболее технически совершенных предприятий Украины. Второй (после Стирола) по величине производитель аммиака и карбамида в стране. Завод расположен в непосредственной близости от Одессы на берегу Аджалыкского лимана. Специализация — производство аммиака и карбамида, перегрузка химической продукции, поступающей из стран СНГ на экспорт. ОАО «Одесский припортовый завод» — монополист на общегосударственном рынке специализированных услуг по приему, охлаждению и перегрузке аммиака.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |