ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Новини  >  Культура
Директор Музея Западного и Восточного искусства отправится в Италию договориться об экспертизе «Портрета венецианского дожа Джироламо Приули»
15:20 / 15.03.2010

ОДЕССА, 15 МАРТА 2010 ГОДА, КОНТЕКСТ-ПРИЧЕРНОМОРЬЕ – 25 марта директор Одесского музея Западного и Восточного искусства Владимир Островский отправится в Италию с целью достижения договоренности об экспертизе для установления истинного авторства хранящейся в музее картины «Портрет венецианского дожа Джироламо Приули», предположительно, авторства Веччелио Тициана, передает корреспондент ИА «Контекст-Причерноморье».

Об этом директор музея сообщил сегодня, 15 марта, в ходе пресс-конференции.

Как отметил В. Островский, удалось найти благотворителей, которые оплатят его 5-6 дневное пребывание в Италии с главной целью — установить, действительно ли это картина Тициана.

«Это картина Тициана «Портрет венецианского дожа Джироламо Приули». Но «картина Тициана» — под знаком вопроса. Хочу подчеркнуть, что я не везу с собой картину, я не имею права даже вынести любую из картин. Я беру с собой только документы. Цель моей поездки — наладить контакты с государственными музеями, где мы могли бы организовать выставку нашей картины, а самое главное — организовать экспертное изучение картины», — сообщил директор музея.

Как добавила заместитель директора музея по научной работе Людмила Сауленко, чтобы вывести картину за рубеж, нужен, во-первых, приказ Министерства культуры, который может быть получен только при условии наличии запроса от принимающей стороны и решения вопроса о страховке.

«Когда мы показывали нашего Караваджо в Мюнхене на гигантской выставке, при входе во Дворец искусств висел список страхователей произведений выставки. На втором месте в списке был наш Караваджо — его страховал концерн «Сименс». Это было очень престижно. И это надо будет решить. Что касается транспортировки, то в нашей стране давно существует и отлажено работает система транспортировки произведений искусства с охраной, с гарантией сохранности, бронированными средствами перевозки, договоренностями с военизированными формированиями тех стран, через которые будет вестись произведение. Но это требует договоренности на самом высоком уровне и немалых денег», — отметила замдиректора.

Как ранее сообщало ИА «Контекст-Причерноморье», картина «Портрет дожа Джироламо Приули», которая находится в собрании музея, с высокой степенью вероятности принадлежит кисти итальянского живописца эпохи Возрождения Вечеллио Тициана.

«Вопрос об атрибуции данной картины ставился еще в 60-е годы прошлого века, но сегодня, проведя современные рентгенологические исследования, научные сотрудники музея, проведя серьезные консультации с Эрмитажем, пришли к выводу, что существует очень высокая вероятность, что это картина Тициана», — рассказал председатель попечительского совета Одесского музея Западного и Восточного искусства Юрий Маслов.

В Национальном научно-исследовательском реставрационном центре (г. Киев) были проведены рентгенологические исследования одесской картины, подтвердившие ее принадлежность к живописи XVI в. и перекличку с некоторыми живописными приемами Тициана. В ходе специальной командировки сотрудника музея в Государственный Эрмитаж были осуществлены консультации со специалистами, позволившие уточнить целый ряд вопросов, существенных для атрибуции картины. Однако окончательно подлинность полотна Тициана пока не подтверждена.

СПРАВКА: Вечеллио Тициан (1477—1576 гг.) — один из величайших итальянских живописцев эпохи Возрождения. Писал картины на библейские и мифологические сюжеты, также прославился как портретист. Ему делали заказы короли и Папы Римские, кардиналы, герцоги и князья. В неполные тридцать лет Тициана признали лучшим живописцем Венеции.

Картина «Портрет дожа Джироламо Приули» (холст, масло, 67х50 см) была передана в Одесский музей Западного и Восточного искусства из Государственного Эрмитажа в 1949 году. В Эрмитаж поступила в 1931 году из Ленинградского антиквариата. На обороте картины сохранились наклейки, свидетельствующие о ее пребывании в коллекциях кардинала Сильвио Валенти (Рим) и князя Льва Кочубея. Также на оборотной стороне холста надпись «Tiziano». На картине итальянского художника XVIII в. Дж. Паннини, изображающей интерьер римского дворца Гонзага, где находилась коллекция картин, отчетливо виден портрет дожа, перекликающийся с одесским. В изданном в XVIII в. каталоге коллекции Гонзага под номером, совпадающим с номером на наклейке, значится «Портрет венецианского дожа в манере Тициана».

В 1966 году картина была реставрирована в Центральных реставрационных мастерских им. Грабаря а Москве. Тогда была обнаружена надпись «T. I.» над плечом дожа и установлено, что картина в свое время была обрезана по краям и, приблизительно в XVIII веке, сдублирована на новый холст.

Исследовательский интерес к картине возникал несколько раз. В 60-70 гг. ее изучением занимался заместитель директора по научной работе Одесского музея Западного и Восточного искусства господин Власов, получивший целый ряд сведений, которые позволили ему выдвинуть предположение об авторстве Тициана. В лаборатории Эрмитажа были проделаны рентгенологические и химико-технологические исследования одесской картины. Атрибуция Власова обсуждалась в ОМЗВИ и в Эрмитаже, сотрудники которого помогали заместителю директора в его научных поисках. И там, и там мнения разделились. Вопрос остался открытым.


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту