ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Новини  >  Правоохоронні органи
Сотрудники КРУ в ходе ревизии Одесского порта выявили финансовые нарушения на сумму более миллиарда гривен
11:22 / 12.08.2011

ОДЕССА, 12 АВГУСТА 2011 ГОДА, КОНТЕКСТ-ПРИЧЕРНОМОРЬЕ — Сотрудники Главного контрольно-ревизионного управления Украины в ходе ревизии финансово-хозяйственной деятельности ГП «Одесский морской торговый порт» выявили финансовые нарушения и недостачи на общую сумму 1 млрд. 83,6 млн. грн., передает корреспондент ИА «Контекст-Причерноморье».

Об этом агентству сообщили сегодня, 12 августа, в пресс-службе Главного контрольно-ревизионного управления Украины.

Как отметили в пресс-службе, «в соответствии с Планом контрольно-ревизионной работы на I квартал 2011 года Контрольно-ревизионным управлением в Одесской области при участии работников Главного контрольно-ревизионного управления Украины была проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности ГП «Одесский морской торговый порт» за период с 01.01.2009 г. по 31.12.2010 г., по результатам которой установлены финансовые нарушения и недостачи на общую сумму 1 млрд. 83,6 млн. грн., из которых нарушения, которые привели к потерям финансовых ресурсов, на сумму 914,7 млн. грн.».

Так, ревизией установлено, что в обход действующего законодательства, в результате передачи руководством порта в аренду ДП «ГПК Украина» компании «Гамбург Порт консалтинг ГМБХ», ООО «Металзюкрайн Корп ЛТД», ООО «Новолог», ООО «Украинская национальная стивидорная компания», ООО «Новотех-терминал», ООО «Бруклин-Киев», 71 портового крана из 84 имеющихся, которые осуществляют погрузочно-разгрузочные работы, эти стивидорные компании фактически единолично используют причалы вместе с инфраструктурой.

Тогда как в соответствии с законодательством не могут быть объектами аренды объекты госсобственности, которые имеют общегосударственное значение и не подлежат приватизации, в том числе акватории портов, причалы всех категорий и назначений, набережные причалов, защитные сооружения и системы сигнализации, портовые системы, автомобильные дороги и железнодорожные пути (до первого разветвления за пределами территории порта) и др.

Согласно паспортам причалов, крановые пути являются элементом гидротехнического сооружения и по выводам ГП «Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт морского транспорта «ЧерноморНИИпроект» обеспечивают в едином технологическом цикле выполнение главного задания — обеспечение погрузо-разгрузочных работ.

Следовательно, предоставление портом в аренду стивидорным компаниям портальных кранов, функционирование которых невозможно без подкрановых колей, и осуществление этими компаниями на причалах и прилегающих к ним территориях полного комплекса услуг по перевалке грузов означает, что портом фактически передано в пользование (аренду) имущество (подкрановые колеи и причалы), которое согласно законодательству имеет общегосударственное значение и потому не может быть объектами аренды, чем нарушена ст. 235 Гражданского кодекса Украины и ст. 2, 5 Закона Украины от 10.04.92 №2269-ХІІ «Об аренде государственного и коммунального имущества».

Соответственно портом в 2009-2010 годах недополучено доходов на общую сумму 902,8 млн. грн.

Ревизией соблюдения портом требований законодательства во время проведения тендерных процедур закупок товаров, работ и услуг за государственные средства установлены нарушения на общую сумму 96,5 млн. грн., из которых нарушения, которые привели к потерям – на сумму 1,9 млн. грн.

Так, во время проведения 5 открытых торгов тендерным комитетом порта вместо признания торгов не состоявшимися к участию в торгах допущены участники, тендерные предложения которых не отвечали квалификационным требованиям, чем нарушены п.п. 61, 62 Положения о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденного постановлением КМУ от 17.10.2008 г. №921. По результатам проведенных торгов портом заключены договоры на общую сумму 94,6 млн. грн.

При отсутствии в тендерной документации и договоре о закупке горюче-смазочных материалов, заключенном с ООО «Пейд», непосредственного механизма изменений существенных условий договора портом вопреки п. 84 Положения о закупке товаров, работ и услуг за госсредства, утвержденного постановлением КМУ от 17.10.2008 №921, заключены и подписаны дополнительные соглашения к договору, которыми безосновательно увеличены цены на горюче-смазочные материалы. Следовательно, ГП «ОМТП» незаконно осуществлены расходы на общую сумму 1,9 млн. грн.

Не обеспечение руководством ГП «ОМТП» своевременного и эффективного контроля над использованием государственного имущества, в т. ч. переданного в аренду, начислением арендной платы и выполнением стивидорными компаниями договорных обязательств, привело к недополучению портом и Государственным бюджетом доходов на общую сумму 7,2 млн. грн.

Так, невыполнение стивидорными компаниями ООО «Металзюкрейн», ООО «Украинская национальная стивидорная компания», ООО «Новолог» и ООО «Новотех-терминал» обязательств по договорам о предоставлении услуг в части обеспечения этими предприятиями ежегодного гарантированного объема грузопотока в 2010 году (чем нарушена ст. 193 Хозяйственного кодекса Украины) привело к недополучению ГП «ОМТП» доходов на сумму 6,3 млн. грн. (с НДС), чем порту нанесены убытки.

Во время ревизии стивидорными компаниями нарушения частично устранены путем перечисления порту средств на сумму 2,7 млн. грн.

В результате бесплатного предоставления ГП «ОМТП» в аренду стивидорным компаниям ООО «Новолог» недвижимого имущества – нежилых помещений 2 и 3 этажей дома АПК состава №10, ООО «Новотех-терминал» и ООО «Металзюкрайн Корп ЛТД» — подкрановых колей, которые расположены у тыла причалов №22 и подкрановых колей Деволановские (чем нарушена ст. 2, ч. 2 ст. 19 ЗУ «Об аренде государственного и коммунального имущества» от 10.04.92 №2269-ХІІ, ч. 1 и 2 ст. 283 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.03 №436-ІV, ч. 38 ст. 2 Закона Украины от 26.12.2008 №835-VI «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» и ч. 32 ст. 2 Закона Украины от 27.04.2010 № 2154-VI «О Государственном бюджете Украины на 2010 год») портом недополучено доходов на общую сумму 694,75 тыс. грн. и Государственным бюджетом – 231,58 тыс. грн.

«Нарушение относительно предоставления государственного имущества в безоплатное пользование ООО «Новолог» допущено по вине начальника порта, ООО «Новотех-терминал» и ООО «Металзюкрайн Корп ЛТД» по вине главного инженера порта и главного механика», — подчеркнули в КРУ.

Привлечение ГП «ОМТП» для проведения ремонтно-строительных и дноуглубительных работ подрядных организаций, которыми работы выполнены с нарушением строительных норм, принятие и оплата портом этих работ привели к завышению стоимости и объемов выполненных работ и, как следствие, к материальному ущербу (убыткам) порта на общую сумму 1,3 млн. грн.

По сообщению порта, нарушение устранено частично на сумму 871,1 тыс. грн.

Применение ГП «ОМТП» практики списания дебиторской задолженности как безнадежной при наличии позитивных судебных решений в интересах порта или неосуществление им всех действенных мероприятий по взысканию такой задолженности привело к потере активов и, как следствие, нанесению порту убытков на общую сумму 909,8 тыс. грн.

При наличии судебных решений в интересах ГП «ОМТП» и отсутствии уверенности в ее невозвращении портом вопреки ст. 257 Гражданского кодекса Украины, ч. 1 п. 4 списана как безнадежная дебиторская задолженность предприятию «Юрикс», ООО «Экомультсервис» и ООО «Интерфиш-биотех», что привело к потерям активов и, как следствие, порту нанесены убытки на сумму 909,8 тыс. грн.

«Нарушение совершено по вине начальника порта, которым подписаны приказы о списании дебиторской задолженности», — отмечается в выводах.

В результате начисления судебным агентам платы за информационные услуги с применением к модулю судна понижающего коэффициента (что не предусмотрено договорами на агентское обслуживание) порту нанесены убытки на сумму 390,9 тыс. грн.

Применение портом в нарушение ч. 2 п. 13 Положения о портовых сборах, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 12.10.2000 г. №1544, коэффициента 0,8 на ставку корабельного сбора для судов, модуль которых превышал 10 тыс. куб. м, привело к недополучению ГП «ОМТП» средств в размере 191,5 тыс. грн.

Нарушения произошли по вине главного бухгалтера и старшего бухгалтера отдела доходов порта, который подписал счета относительно уплаты за предоставленные услуги.

Также проведенной выборочной инвентаризацией установлена недостача двух домов на базе отдыха «Солнечный свет» балансовой стоимостью 28,7 тыс. грн.

Нарушение совершено по вине главного механика порта, который в соответствии с приказами о ежегодной инвентаризации, назначен ответственным за качественное проведение инвентаризации.

Перечисление портом в 2009-2010 годах профсоюзному комитету средств сверх установленных финансовым планом показателей привело к завышению расходов по отмеченной статьей на общую сумму 9 млн. грн., чем нарушен п. 1 ст.75 Хозяйственного кодекса Украины.

«Нарушение совершено по вине начальника порта и главного бухгалтера, которые подписали платежные поручения», — отмечается в выводах.

Кроме того, в течение периода, подлежащего ревизии, портом списано топливо на общую сумму 520,5 тыс. грн. по нормам, которые не зарегистрированы в ГосавтотрансНИИпроэкте.

Также установлено приобретение ГП «ОМТП» материальных ценностей на общую сумму 307,2 тыс. грн., которые не использовались в хозяйственной деятельности и далее были списаны за счет прибыли порта.

Несвоевременное отображение в бухгалтерском учете списания портом общежитий №№2, 4, 5, 6 и жилого здания, балансовая стоимость которых 11,5 млн. грн., привело к перекручиванию финансовой отчетности и завышению в 2010 году расходов в виде начисленной амортизации на эти объекты на общую сумму 42,4 тыс. грн.

Кроме того, установлено заключение с ООО «Теком Лизинг» договоров финансового лизинга на приобретение двух буксиров, по условиям которых на порт положены валютные риски. Следовательно, через увеличение курса евро этим обществом увеличена общая сумма лизинговых платежей, что привело к дополнительным расходам порта на 24 млн. 826,78 тыс. грн.

СПРАВКА: ГП «Одесский морской торговый порт» расположено в юго-западной части Одесского залива на искусственно образованной территории, площадью 141 га. Мощности предприятия позволяют ежегодно перерабатывать более 21 млн. т сухих и 25 млн. т наливных грузов. В порту обслуживаются суда длиной до 330 м и осадкой до 13 м. Общая протяженность причальной линии — более 9 км.


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту