ОДЕССА, 04 НОЯБРЯ 2015 ГОДА, КОНТЕКСТ-ПРИЧЕРНОМОРЬЕ — Международная консультативная группа (МКГ) Совета Европы считает, что расследование событий 2 мая 2014 года в Одессе «было неэффективным и не соответствующим Европейской конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод, в частности ее 2-й и 3-й статьям», передает корреспондент ИА «Контекст-Причерноморье».
Как сообщает УНИАН, об этом председатель МКГ Николас Братца заявил сегодня, 4 ноября, в Киеве на презентации отчета об одесских событиях 2 мая 2014 года.
«МКГ считает, что расследование испытало значительные трудности, но эти трудности не могут быть оправданием тех недостатков, которые неизбежно являются результатом этих проблем», — сказал он.
По словам председателя МКГ, расследование событий в Одессе не соответствовало ст. 2 («право на жизнь») и ст. 3 («запрет пыток, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения») Европейской конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод.
Также Н. Братца заявил: «МКГ считает, что расследование было неэффективным по ряду причин, в частности, распределение следственной работы был неэффективным, а ресурсы для расследования были недостаточными... Качество расследования было неудовлетворительным, власть не продемонстрировала усердия и максимальных усилий в инициировании и проведении расследования».
В представленном Международной консультативной группой отчете отмечается, что во время массовых беспорядков в Одессе 2 мая 2014 года телесные повреждения получили 208 человек (в том числе 34 правоохранителя, 6 из которых получили огнестрельные ранения).
В Совете Европы отмечают, что «как и во время событий на Майдане, многие из тех, кто получал медицинскую помощь в официальных учреждениях, не указывали своих настоящих фамилий и адресов. Более того, некоторые лица, даже те, кто был серьезно ранен во время актов насилия, якобы не обращались за медицинской помощью в официальные учреждения из-за опасений преследования».
«Согласно официальной статистике, в результате столкновений 2 мая погибли 48 человек (семь женщин и 41 мужчина). Шесть человек погибли от огнестрельных ранений, которые они получили во время столкновений на Греческой площади и возле нее, а 42 человека погибли в результате пожара в Доме профсоюзов. По информации ГСЧС, пожар в одесском Доме профсоюзов потушили в 20:50. Триста тридцать человек были спасены и эвакуированы из здания», — говорится в отчете.
«Из 42 погибших в Доме профсоюзов 34 человека погибли в результате непосредственно самого пожара, а восемь человек погибли в результате прыжка или падения с высоты; никаких других насильственных причин смерти не установлено. Также не установлено наличия какого-либо газа в здании, кроме газов, которые выделялись в процессе горения», — отмечают в Совете Европы.
В отчете также говорится, что, согласно выводам судебных экспертов, у пожара, начавшегося в Доме профсоюзов около 19:45, по всей вероятности, было пять очагов: один находился на первом этаже в фойе, у входа в здание. Второй — на левом лестничном марше между первым и вторым этажами, третий — на правом лестничном марше между первым и вторым этажами, четвертый — в кабинете на втором этаже, пятый — на лестничной площадке между третьим и четвертым этажами.
«Возгорание в очагах, кроме первого, произошло в результате поджога лицами, которые находились на момент возгорания внутри помещения. При этом судебные эксперты не обнаружили никаких доказательств, свидетельствующих, что пожар в Доме профсоюзов был спланирован заранее», — сообщается в документе.
«Закрытые двери и эффект дымохода в лестничном колодце привели к стремительному распространению огня на верхние этажи, а также быстрому и чрезмерному повышению температуры внутри здания», — также отмечается в отчете.
Говоря о «недостатках в эффективности расследования массовых беспорядков и пожара в Доме профсоюзов 2 мая 2014 года», МКГ отмечает, что «следственные органы не предприняли достаточных и своевременных мер по сохранению доказательств, что является основным требованием эффективного расследования. В частности, несмотря на то, что Дом профсоюзов был осмотрен следственными органами сразу после того, как пожар был ликвидирован, уже 4 мая здание было открыто для широкой общественности, и лишь 20 мая на него был наложен арест, то есть почти через три недели после событий». МКГ считает, что «из-за этого существует существенный риск того, что определенные доказательства были убраны из здания или же, наоборот, занесены туда».
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |