ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Новини  >  Влада
СНБО обвиняет Кабмин в необеспечении безопасности судна «Фаина»
11:21 / 03.10.2008

ОДЕССА, 03 ОКТЯБРЯ 2008 ГОДА, КОНТЕКСТ-ПРИЧЕРНОМОРЬЕ — Cовет национальной безопасности и обороны возлагает на Кабинет министров Украины вину за необеспечение безопасности судна «Фаина» с экипажем украинских моряков, который перевозил военную технику, проданную Украиной Кении, и был захвачен пиратами в сомалийских водах, передает корреспондент ИА «Контекст-Причерноморье».

Об этом говорится в заявлении Аппарата СНБО, полным текстом которого располагает агентство.

В заявлении, в частности, говорится, что «на захваченном пиратами у берегов Сомали судне «Фаина» не было охраны, его безопасность в открытом море не была обеспечена и иным образом. Вместе с тем, согласно постановлению Кабинета Министром Украины от 16 мая 1992 г. №250, на Службу общей безопасности Госадминистрации морского транспорта Украины возлагается «сопровождение и охрана судов с ценным грузом и судов, которые находятся в странах распространения морского пиратства и терроризма», а также «разработка методических рекомендаций и инструкций относительно действий экипажей судов в экстремальных ситуациях, связанных с морским пиратством, терроризмом и другими посягательствами на жизнь, здоровье, честь и достоинство пассажиров и членов экипажей». Правительством это выполнено не было».

В СНБО отметили, что в настоящее время судовладельцем ведутся переговоры с посредниками от пиратов, и основная цель переговоров — обеспечение жизни экипажа и скорейшее возвращение его из плена на Украину. Координационный совет спецслужб, причастных министерств и ведомств, экспертов в Аппарате СНБО рекомендовало ответственному судовладельцу выполнить свой естественный и законный долг по освобождению экипажа и для этого ускорить переговоры и обеспечить их эффективность. «При этом приоритетным должно быть решение этой проблемы исключительно путем переговоров с пиратами без применения силовых способов», — отмечается в заявлении.

В СНБО подчеркивают, что, исходя из Конституции Украины и действующего законодательства, ответственным за экспорт оружия, военных технологий и товаров двойного назначения является правительство Украины. Контракт с Минобороны Кении осуществляется ГК «Укрспецэкспорт» под руководством Госслужбы экспортного контроля, непосредственно подчиненной первому вице-премьер-министру КМУ. Служба дала разрешение на контракт и была обязана осуществлять постоянный контроль над условиями его выполнения.

«В тоже время нужно учитывать, что возможность применения в одностороннем порядке военного силового сценария освобождения заложников в случае, предусмотренном резолюцией ООН № 1816 от 2 июня в 2008 г. по ситуациям с актами пиратства в Сомали может иметь место «с целью прекращения пиратства и вооруженного разбоя на море», в том числе, и в территориальных водах Сомали. Вместе с тем, ввиду высокой степени контроля со стороны военно-морских сил коалиции над ситуацией, невозможность разгрузки пиратами военного груза с судна, координационный совет рассмотрел его применение как в целом неприемлемого. Это является позицией украинской власти», — говорится в документе.

В СНБО подчеркнули, что торговля оружием в Украине находится под полным контролем правительства и является весомой составляющей его политики. Именно Кабмин отвечает за прозрачность, законность, соответствие международным правилам спецэкспорта товаров военного назначения.

В заявление Совета говорится: «В связи с этим вызывает глубокую обеспокоенность заявление премьер-министра Украины Юлии Тимошенко, что правительство «практически отстранено от этой деятельности». Подобное может свидетельствовать о потере управляемости Правительством чрезвычайно важной для Украины части экспортной политики — торговле оружием, и нескрываемой демонстрации желания отказаться от ответственности за ситуацию с захватом пиратами экипажа судна «Фаина». Требование премьер-министра о необходимости «прекратить незаконную торговлю оружием» в контексте ее общей позиции создало все предпосылки для подрыва доверия к Украине как ответственному члену ООН в торговле оружием и другими военными товарами, активно работая на разрушение конкурентоспособности государства в этой особой и чрезвычайно чувствительной сфере международной торговли. Такая позиция неожиданно пересекается с некоторыми заявлениями украинских конкурентов на международном рынке оружия, которые недобросовестно пытаются воспользоваться ситуацией с захватом судна «Фаина»».

«Опасным является и то, что в это время пираты дали ряд интервью «Би-Би-Си» и другим международным информагенствам, в которых сообщили, что оружие в трюмах «Фаины» предназначалось для Судана, что имело целью оправдать циничный акт пиратства и было немедленно опровергнуто как правительством Кении, так и правительством Судана», — отмечается в заявлении.

Как ранее сообщало ИА «Контекст-Причерноморье», 25 сентября в морской консультационный центр в городе Пирей (Греция) поступила информация о том, что у сомалийского побережья пиратами захвачено судно Faina под флагом Белиза, в состав экипажа которого входят граждане Украины.

Позже стало известно, что на борту судна транспортировался груз военной техники из Украины, в том числе около 30 танков Т-72, предназначавшихся Кении. Однако пираты утверждают, что военная техника отправлялась в Судан.

Капитан судна — гражданин России — после захвата «Фаины» скончался от гипертонического криза.

За освобождение заложников пираты первоначально требовали выкуп в 35 млн. долл., затем снизили сумму до 20 млн., после чего снова повысили до 30 млн.

1 октября родственники членов экипажа прибыли из Одессы в Киев и провели встречу с Уполномоченным Верховной Рады Украины, в ходе которой заявили, что украинские власти делают слишком мало для освобождения своих граждан. Омбудсмен Нина Карпачева, в свою очередь, заявила, что необходимо созвать экстренное заседание Совета национальной безопасности и обороны Украины для выработки решения по захваченному судну.

СПРАВКА: Грузовое судно Faina (типа Ro-Ro) под флагом Белиза и принадлежностью панамской компании Waterlux выполняло коммерческий рейс из СМП «Октябрьск» (г. Николаев, Украина) в морской порт Момбаса (Кения). Екипаж судна — 21 моряк: 17 граждан Украины, 3 — Российской Федерации и 1 — Латвии. Груз судна: 33 танка Т-72М1 и Т-72М1К; 6 комплектов 14,5 мм зенитно-пулеметных установок ЗПУ-4; 150 комплектов гранатометов РПГ-7В; 6 единиц боевых машин БМ-21 «Град»; 8 тыс. 788 единиц 125 мм боеприпасов ВОФ-36; 5 тыс. единиц 125 мм боеприпасов ВБК-10; 18 тыс. 490 шт. изделий 4С20 (комплекты элементов динамичной защиты танков).


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту