ОДЕССА, 28 МАЯ 2013 ГОДА, КОНТЕКСТ-ПРИЧЕРНОМОРЬЕ — Народный депутат Украины, председатель подкомитета по вопросам социальной и правовой защиты военнослужащих и членов их семей Комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности и обороны Сергей Гриневецкий считает, что административно-территориальная реформа в Украине должна быть серьезно продуманной, просчитанной и весьма продолжительной по времени, передает корреспондент ИА «Контекст-Причерноморье».
Такое мнение С. Гриневецкий выразил сегодня, 28 мая, в интервью агентству.
«Сама административно-территориальная реформа должна быть серьезно продуманной, просчитанной и весьма продолжительной по времени. И в основе ее должен быть ответ на вопрос о конечной цели территориальной реформы. Начнем с того, что Украина — одно из немногих государств, потенциально способных обеспечить себя всем необходимым для устойчивого развития. Этому способствует удобное географическое расположение (через территорию страны исторически проходили международные торговые пути, на смену которым пришли международные транспортные коридоры), природно-климатические условия, уникальные плодородные земли и разнообразие природных ресурсов (включающих в себя не только традиционные энергоносители — уголь, нефть и газ, но и значительный ресурс для развития альтернативной энергетики)», — сказал он.
«Но вместе с тем, Украина — это плохо управляемая территория. И проблема здесь не в отсутствии властной вертикали или плохой подчиненности регионов центру. В Обращении Президента Украины к Верховной Раде VII созыва «О внутреннем и внешнем положении Украины в 2012 году» указано, что «одним из перспективных направлений противодействия кризисным рискам и восстановления положительной динамики экономики Украины является консолидация местных ресурсов развития, оптимизация их использования на основе согласования экономических интересов и объединения усилий регионов, государства, бизнеса и общественности. Практическая реализация в Украине новой региональной политики предусматривает новый формат отношений регионов с центром, отказ от патерналистских ожиданий относительно гарантированной и регулярной государственной помощи, переход регионов и общин к системному освоению собственных ресурсов, раскрытию и эффективной реализации внутреннего потенциала развития»», — добавил нардеп.
«Но в том-то и проблема, что действующая вертикаль власти, построенная сверху вниз, в современных условиях является анахроничной. Да, она устойчива, но вместе с тем и уязвима, поскольку существенно ограничивает местные инициативы и мобилизацию тех собственных ресурсов развития, о которых говорится в обращении президента», — отметил С. Гриневецкий.
«Базовой единицей унаследованного Украиной регионального деления является относительно небольшая по населению и экономическому потенциалу область. Деление на области, границы и состав которых в большинстве случаев устанавливался по критериям, мало учитывавшим исторические условия заселения, этнонациональный состав, экономические связи и т. д., отвечал требованиям советской административной системы, где местное самоуправление и, тем более, независимость местных общин от центра даже во второстепенных вопросах существовали только декларативно. Можно вспомнить историю формирования границ современных областей. Когда в 1932 г. в Украине ввели областное деление, было всего пять областей. Например, территория Одесской области охватывала полностью или частично территорию современных Одесской, Николаевской, Херсонской и Кировоградской областей. Но из года в год границы области менялись, из нее выделялись новые административно-территориальные единицы, пока в 50-е годы окончательно не сформировались нынешние границы.
Некоторые области, такие как Закарпатская и Черновицкая, наоборот, отражают историю формирования границ современной Украины (еще одна «историческая» область — Измаильская — была объединена с Одесской в 1954 году).
Границы районов менялись еще чаще. Следует напомнить, что в советские времена определяющим фактором при их выделении было «количество коммунистов и партийных ячеек». Отсюда такая поразительная неравномерность в размерах и количестве населения в нынешнем межрайонном и областном территориальном делении», — сказал политик.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |