ОДЕССА, 11 ИЮНЯ 2014 ГОДА, КОНТЕКСТ-ПРИЧЕРНОМОРЬЕ — Народный депутат Украины, председатель подкомитета по вопросам социальной и правовой защиты военнослужащих и членов их семей Комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности и обороны Сергей Гриневецкий считает, что досрочный вывод Украиной из эксплуатации Чернобыльской АЭС в декабре 2000 года стал очень важным событием мирового значения в обеспечении ядерной безопасности, передает корреспондент ИА «Контекст-Причерноморье».
Об этом С. Гриневецкий заявил сегодня, 11 июня, в интервью агентству, комментируя высказанное им на международной конференции в Санкт-Петербурге предложение о выдвижении Украины как претендента на Нобелевскую премию мира за вклад в дело ядерного разоружения и безопасное использование ядерной энергии.
По мнению политика, вторым очень важным шагом Украины в этом направлении, после принятия безъядерного статуса, стал досрочный вывод Украиной из эксплуатации Чернобыльской АЭС в декабре 2000 года.
«Этот важный шаг продемонстрировал добрую волю нашего государства и подтвердил его намерения, изложенные в Меморандуме о взаимопонимании между правительством Украины и правительствами стран «большой семерки» и Комиссией Европейского Союза от 25 декабря 1995 года.
Ключевую роль здесь сыграло политическое решение высшего руководства Украины о закрытии ЧАЭС. В апреле 2000 года была создана Межведомственная комиссия по комплексному решению проблем Чернобыльской АЭС, а в сентябре того же года сформирован Организационный комитет по подготовке и проведению соответствующих мероприятий. В октябре 2000 года мероприятиями, утвержденными Президентом Украины Леонидом Кучмой, был определен срок снятия с эксплуатации последнего (третьего) блока ЧАЭС — 15 декабря 2000 года», — отметил нардеп.
«Вывод из эксплуатации атомной электростанции — не одномоментное действие. Это чрезвычайно сложный и продолжительный процесс. По мнению специалистов, он будет в три раза длиннее, чем было время эксплуатации станции. К тому же это очень затратный процесс, стоимость которого оценивается в миллиарды долларов. Ведь он предусматривает не только остановку реакторов, но и сооружение защитного покрытия, развитие инфраструктуры для переработки радиоактивных отходов, обеспечение социальных гарантий для людей, которые раньше работали на станции. Кроме того, нужно было найти другие источники энергии, которые бы компенсировали потери от закрытия ЧАЭС. Оптимальным в этих обстоятельствах было решение о завершении строительства двух реакторов — на Ровенской и Хмельницкой АЭС. Такие условия были изложены в вышеупомянутом Меморандуме от 25 декабря 2000 года, где также были зафиксированы финансовые обязательства стран «большой семерки». Однако выполнение международных обязательств длительное время сдерживалось. Таким образом, на первых этапах основное финансовое бремя закрытия ЧАЭС лежало на плечах Украины.
Это является подтверждением того, что для нашего государства решение о выводе из эксплуатации ЧАЭС было, прежде всего, политическим актом, беспрецедентно важным шагом и с моральной точки зрения. Закрыв станцию, Украина еще раз убедительно продемонстрировала свою готовность учитывать позицию международного сообщества, решать проблемы безопасности общемирового масштаба», — также заявил С. Гриневецкий.
«О признании мировой общественностью важности этого события свидетельствует то, что 14 декабря 2000 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла резолюцию, в которой закрытие Украиной ЧАЭС оценено как выдающийся вклад в дело преодоления последствий самой страшной в истории человечества техногенной катастрофы.
Такая высокая международная оценка вполне может быть основанием для присуждения нашей стране Нобелевской премии мира», — резюмировал он.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |