ОДЕССА, 14 ИЮЛЯ 2014 ГОДА, КОНТЕКСТ-ПРИЧЕРНОМОРЬЕ — Народный депутат Украины, председатель подкомитета по вопросам социальной и правовой защиты военнослужащих и членов их семей Комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности и обороны Сергей Гриневецкий заявил, что поданный Президентом Украины Петром Порошенко законопроект об изменениях в Конституцию «может существенным образом изменить существующую систему сдержек и противовесов, а также содержит положения, которые создают угрозу подчинения Президентом фактически всех органов исполнительной власти», передает корреспондент ИА «Контекст-Причерноморье».
Такое заявление С. Гриневецкий сделал в ходе встречи главы ОГА Игоря Палицы и ряда нардепов с общественностью Болграда в рамках рабочей поездки по Бессарабии.
«Только боеспособная и накормленная армия, четкая вертикаль власти, ответственность и полномочия могут создать предпосылки для того, чтобы найти эталон процветания, успеха, силы и уверенности в завтрашнем дне для нашей страны.
Понятно, что во многом это будет зависеть и от правовой базы, на основании которой мы работаем. Но также и от самого соблюдения тех законов, которые мы принимаем, и от того, как они реализуются на местах.
Главным законом, понятное дело, является Конституция. Что касается конституционного процесса в нашей стране — он очень непростой. Я бы даже сказал — излишне сложный. Во многом это приводит к тому, что мы теряем саму сущность Конституции, как основного закона.
Начиналась независимая Украина с Конституции Украинской Советской Социалистической Республики. Потом, в 95 году – Конституционный договор, потом Конституция 96 года, к слову, признанная Венецианской комиссией и европейским сообществом одной из лучших конституций Европы!
И вот здесь начинается самое главное… Что разрушило конституционный процесс? Это попытка окружения Президента Кучмы подвести правовую базу, когда Конституционный суд сказал, что можно баллотироваться на 3 срок. С того дня пошли разрушительные метастазы конституционного строя.
Дальше была попытка в апреле 2004 году, приняв Конституцию, перейти на парламентско-президентскую республику, ну а дальше мы все помним Майдан 2004 года, политический компромисс, 3-й тур и парламентско-президентскую Конституцию новую, которая вступала в силу с 2006 года. Затем мы стали свидетелями событий 2010 года, когда тот же Конституционный суд, в нарушение Конституции и своих ранее принятых решений, возвращает Конституцию 96 года с более расширенными полномочиями для Президента, и в это же время создается Конституционная ассамблея во главе с первым президентом Леонидом Макаровичем Кравчуком.
Далее – события февраля 2014 года приводят к тому, что полностью меняется власть, и создается опять же Конституционная комиссия, в состав которой я имею честь входить от Верховной Рады. Она нарабатывает изменения в Конституцию, отсылаем их в Венецианскую комиссию. Перед президентскими выборами спикер — он же исполняющий обязанности Президента — отзывает это законопроект. Избираем Президента. Президент вносит изменения в Конституцию…
Вот такая хронология – что в течение 23 лет происходит с основным законом…
Президентом в Верховную Раду 26 июня внесен проект — он внесен в повестку дня. Процедура внесения изменений в Конституцию заключается в следующем: ВР вносит в повестку дня, затем Верховная Рада 226 голосами должна проголосовать в первом чтении и отправить в Конституционный суд на экспертную оценку, параллельно — в Венецианскую комиссию, и на следующей сессии, если будут положительные заключения, изменения постатейно могут вноситься только 300 голосами.
Что касается ключевых положений, которые сегодня внесены на рассмотрение Верховной Рады. Сразу скажу известную фразу, что ни одна Конституция не гарантирует обеда — она гарантирует обеденный перерыв. Потому что многие из нас понимают так, что, если внесены изменения в Конституцию, то всё — мы завтра начинаем жить по-новому…
Относительно Верховной Рады Украины – изменением в 81 статью конституции предусмотрена отмена императивного мандата. В связи с этим предусмотрено и изменение в формировании коалиций депутатских фракций. Вместо понятия «коалиция депутатских фракций», вводится понятие «парламентская коалиция». В последнюю, как и прежде, должно входить большинство народных депутатов Верховной Рады – 226 и более. Указание на то, что это уже не коалиция депутатских фракций, позволит формировать депутатскую коалицию из депутатов, а не обязательно политических фракций. То есть, сегодня проблема заключается в том, что у нас де-факто коалиции нет. Есть де-юре. Но де-факто она редко набирает 226 голосов — хотя бы за те проекты, которые подает Правительство. Другое дело, что идет голосование корпоративно. Да, есть определенные риски, но риски есть и сейчас – в переходе из фракции во фракцию.
Что касается основания для досрочного прекращения полномочий Президентом Верховной Рады, то они, по сути, остались неизменными. Отличаются они лишь стилистикой.
Относительно кадровых назначений – законопроектом меняются подходы к назначению Президентом и Верховной Радой отдельных высших должностных лиц. В частности, Верховная Рада будет только предоставлять согласие на назначение Президентом главы Службы безопасности Украины и главы Государственного Бюро Расследований – предлагается ввести такой институт.
В то же время, освобождение указанных лиц, а также Генерального прокурора, с занимаемой должности будет осуществляться Президентом единолично, без участия парламента.
Также предлагается лишить парламент права назначать главу Фонда госимущества Украины, главу Антимонопольного комитета, главу Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания. Передача вопроса о назначении таких лиц исключительно в компетенцию Президента Украины будет существенно усиливать зависимость соответствующих органов от главы государства.
Некоторые эксперты оценивают это так, что может быть создан риск существенного политического влияния на их деятельность.
Влияние такого коллегиального органа, как парламент, в вопросе увольнений выглядит даже более оправданно, чем в вопросе назначений, поскольку хотя бы в какой-то мере исключает риск необоснованного увольнения и давления на должностное лицо. Кроме того, глава государства будет самостоятельно назначать главу Службы внешней разведки и председателей национальных комиссий, осуществляющих государственное регулирование естественных монополий в сфере связи и информатизации, рынков ценных бумаг и финансовых услуг.
Если резюмировать это блок вопросов, можно сказать, что законопроект существенным образом может изменить существующую систему сдержек и противовесов, а также содержит положения, которые создают угрозу подчинения Президентом фактически всех органов исполнительной власти», — отметил он.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |