ОДЕССА, 06 ДЕКАБРЯ 2006 ГОДА, КОНТЕКСТ-ПРИЧЕРНОМОРЬЕ – 6 декабря 1827 года на краю Большефонтанского мыса заработал Одесский маяк — один из четырех старейших на Черном море, передает корреспондент ИА «Контекст-Причерноморье».
Строительство маяка на мысе Большой Фонтан началось 2 августа 1823 года по указанию губернатора края графа М. Воронцова по проекту инженер-майора Ж. В. Гаюи. Подрядчики Симеон Томазини и Карл Гаджини завершили постройку в 1827 году. Механизмы маяка соорудили мастера кузнечных дел Иосиф Видон и Дихтел. Чугунный фонарь изготовили на литейном заводе Луганска. Отделку серебряными листами параболы рефлектора выполнил мастер Мублик. На эту работу ушло 24 листа серебра. 6 декабря 1827 года маяк был впервые освещён.
Его высота 30 метров. На вершине перед рефлекторами зажигались 13 ламп с деревянным или суренным маслом. Огонь маяка был виден до 20 миль. А в 1867 году освещение стало электрическим (установили два локомобиля и два магнитоэлектрических генератора переменного тока и электродуговые лампы Фукко и Соррена). Это был первый в России и четвертый в мире электрический маяк. Даже спустя 15 лет из существовавших в мире 5000 маяков лишь 14 имели электропитание.
Первым смотрителем маяка был назначен штабс-капитан Давыд Иванович Круг. Лет через двадцать была установлена английская сирена, рев которой был слышен на 5 миль. С 1900 по 1901 годы из-за оползней пришлось построить новый маяк, подальше от рушащегося берега. Он представлял собой 27-метровую железную башню с 120-ю ступенями внутри, изготовленную во Франции. А старую башню, грозившую опрокинуться в море, взорвали в 1933 году.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |