• ОПЗ снова приватизируют
ОПЗ снова приватизируют
Прошедшая неделя выдалась не особо богатой на события. Единственное что привлекает внимание то, что Фонд государственного имущества Украины в очередной раз объявил о продаже ОАО «Одесский припортовый завод». В этот раз конкурс назначен на 28 сентября.
• Фонд государственного имущества Украины объявил конкурс по продаже 99,567% акций ОАО «Одесский припортовый завод». Об этом говорится в официальном объявлении Фонда в газете «Ведомости приватизации». Согласно сообщению, конкурс состоится через 75 дней после даты объявления – 28 сентября. Стартовая цена — 4 млрд. гривен. Шаг увеличения цены при проведении конкурса установлен в размере 50 млн. грн.
Ранее сообщалось, 8 июля печатный орган Фонда «Ведомости приватизации» опубликовал приказ ФГИУ о начале подготовки к продаже Одесского припортового завода.
• Первый заместитель председателя Секретариата Президента Украины — представитель Президента Украины в Кабинете Министров Украины Александр Шлапак заявил, что приватизация Одесского припортового завода согласована с Президентом. Об этом 16 июля сообщили в Главной службе информационной политики Секретариата Президента Украины. По информации службы, представитель Президента отметил, что после консультаций с Кабинетом Министров была достигнута договоренность о том, что Одесский припортовый завод будет исключен из перечня тех объектов, приватизацию которых Глава государства раньше останавливал. «Сейчас мы разговаривали с правительством и договорились, что ОПЗ будет вычленен из этого перечня, поскольку он на сегодня не подпадает... под определенные ограничения... И будет приватизирован. Таким образом, эта позиция с Президентом была согласована», — сказал А. Шлапак. Представитель Президента напомнил, что в прошлом году Глава государства останавливал несколько решений правительства о приватизации объектов, среди которых был и Одесский припортовый завод. При этом он подчеркнул, что условиями для проведения приватизации ОПЗ, которые выдвинул Президент правительству, является наличие реального на него спроса, высокая стартовая цена на него, установление государственного регулирования по комплексу перевалки. А. Шлапак также обратил внимание на то, что, к величайшему сожалению, ОПЗ, который «всегда был той курицей, которая для государства несла золотые яйца», из-за увеличения цен на газ и существенного снижения рынков сбыта для продукции завода, убыточен уже в этом году, а в следующем году убытки ОПЗ могут быть еще больше.
• Председатель Одесского областного совета Николай Скорик считает, что приватизация Одесского припортового завода «преждевременна, неподготовленна и вредна для государства и области». «С учетом ситуации, на сегодняшний день приватизация ОПЗ явно не ко времени. Сегодня я не принимал участия в первом установочном заседании новой конкурсной комиссии, созданной Кабинетом Министров и Фондом госимущества. Полагаю, что ситуация недостаточно продумана с экономической точки зрения.
Почему я так считаю? Это одно из бюджетообразующих предприятий нашей области. По итогам прошлого года прибыль после налогоообложения ОПЗ превысила 700 млн. грн. В госбюджет было перечислено более 300 млн. грн., в местные бюджеты — более 40 млн. Завод содержит огромную социальную сферу. Это поистине «золотое» предприятие, но с учетом мирового финансового кризиса никто сейчас не даст за него тех денег, которые оно реально стоит. В данный момент завод балансирует на грани рентабельности. Цены на газ (а это не только топливо, но и основное сырье для изготовления продукции) существенно изменились. Все эти факторы не на пользу приватизации. К тому же совершенно непонятно, как собираются использовать полученные средства. Нет четкой приватизационной программы. Если средства собираются направить на выплаты социально-незащищенным слоям населения, то даже такие благие цели не оправдывают проедание национального богатства. С моей точки зрения, вырученные деньги могли бы пойти на перевооружение инфраструктуры нашего государства и дать толчок для развития экономики. Не будем также забывать, что эксплуатация ОПЗ несет повышенную экологическую опасность. Это вызывало и вызывает множество споров. Так, во время предыдущих попыток приватизации, Кабмин определил, что участие в установочном конкурсе могут принимать «юридические лица, имеющие опыт безубыточной работы не менее трех лет». Есть ли у этих фирм достаточно долгий опыт работы, в том числе и по линии экологической безопасности (на чем настаивал ряд членов комиссии) — в расчет просто не принималось. Если проводить параллели с приватизацией «Криворожстали», то тогда в бюджеты Днепропетровской области и города Кривого Рога отчислялись проценты от суммы продажи. В 2008 году во время приезда Премьер-министра на Одесчину, мы предлагали такой же вариант относительно Одесской области и города Южного. На словах получили формальное согласие, а затем — в письменном виде – отказ. Но хочу подчеркнуть: дело даже не в этих деньгах, хотя они могли бы сыграть свою роль в развитии области. Сама сегодняшняя ситуация, совокупность всех факторов говорят о том, что приватизация преждевременна, неподготовленна, вредна для государства в целом и для Одесской области, в частности. Даже если в будущем появится новый собственник — должна быть адекватная цена, учет экологической составляющей, должны быть сохранены социальные стандарты ОПЗ и города Южный. Такое предприятие нельзя приватизировать бездумно», — заявил председатель областного совета.
• И. о. председателя Фонда государственного имущества Дмитрий Парфененко считает, что реализационная цена планируемого к продаже госпакета ОАО «Одесский припортовый завод» может составить около 1 млрд. долларов США. Д. Парфененко отметил, что еще в прошлом году ОПЗ оценивался в 2 млрд. долларов, однако в связи с убыточной работой предприятия его стоимость постоянно снижается — «первый квартал этого года завод закончил с убытком в 10 млн. грн., по итогам года его убыток может вырасти уже до 70-100 млн. грн.». По словам и. о. председателя ФГИУ, основной причиной убыточной деятельности предприятия является повышение цены на газ, которая составляет 90% себестоимости его продукции. В случае дальнейшего повышения цены на газ, убыток ОПЗ в 2010 году, по мнению Д. Парфененко, может составить 150-200 млн. грн.
Одесский припортовый уже пытались продать столько раз, что уже все, наверное, сбились со счета. И вот снова началось. И если тогда приватизацию такого стратегического объекта можно было понять – за него предлагали вполне реальную цену. То сейчас, в условиях кризиса, продажа ОПЗ выглядит совершенно несвоевременно. В лучшем случае, за него в нынешних условиях можно получить половину той суммы, которую предлагали еще год назад. А учетом того, что предприятие, по словам И. о. председателя Фонда государственного имущества Дмитрия Парфененко, из-за подорожания цены на газ стало убыточным, возникают сомнения, а будут ли желающие его приобрести.
Странно, что это решение до сих пор не вызвало акций протеста, судебных исков, громких заявлений о нецелесообразности продажи Одесского припортового. Да и заявления Секретариата Президента немного удивляют, особенно на фоне прошлогодних событий, когда Президент делал все возможное, чтобы завод не был продан. Хотя даже с учетом согласованной позиции правительства и Президента слабо верится, что конкурс в этом году состоится. Ведь есть еще Верховная Рада, которая может наложить свое вето. Да и акции протеста и судебные иски наверняка еще впереди, стоит только вспомнить, что было в прошлые разы.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |