ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса
Одесса: НЕДЕЛЯ 26-27. 20.06.2011 – 03.07.2011
17:20 / 02.07.2011

• Стихия
• Передача дороги в районе Паланки
• Ситуация в Одесском порту

Стихия

Одесская область больше других пострадала от непогоды 26-28 июня.

• По информации пресс-службы Министерства чрезвычайных ситуаций Украины, 26-28 июня в результате неблагоприятных погодных условий (дождь, сильные порывы ветра), из-за срабатывания систем защиты линий электропередач произошло обесточивание 217 населенных пунктов в 11 областях. В то числе в Одесской области было обесточено 105 населенных пунктов. По состоянию на 07:00 28 июня возобновлено электроснабжение в 90 населенных пунктах Одесской области. 15 населенных пунктов оставались обесточенными. К возобновлению энергоснабжения населенных пунктов привлечены бригады облэнерго.

• Над устранением последствий непогоды в г. Одесса работало более 100 аварийно-ремонтных бригад. Об этом агентству сообщили 29 июня, в Управлении информации Одесского городского совета. По информации Управления, «в связи с неблагоприятными погодными условиями, которые наблюдались в Одессе 26-27 июня, был создан городской штаб ликвидации последствий непогоды. Сложившаяся ситуация определена сложным сочетанием погодных явлений: сильный шквалистый, ураганный ветер с порывами, ливневый дождь, намокание, высокая парусность и др. В интенсивном режиме работают все городские аварийно-спасательные и диспетчерские службы, коммунальные предприятия, райадминистрации». Последствия урагана устраняют более 100 аварийно-ремонтных бригад «Одессаоблэнерго», КП «Горзелентрест», КП «Горсвет» и предприятий жилищно-коммунальных служб города. Всего по информации Управления, вследствие стихии было зафиксировано 410 обрывов линий электропередач (112 — наружное освещение, около 300 — жилые дома); отключено 111 трансформаторных подстанций; осталось без электроэнергии — 58 высотных и около 8 тыс. 500 домов частного сектора; упавших деревьев — более 500. По состоянию на 15:00 28 июня было ликвидировано около 50% проблемных ситуаций. До конца дня планировалось завершение работ по расчистке трамвайных путей и основных магистральных дорог города с возобновлением движения горэлектротранспорта. Аварийно-ремонтные службы г. Одесса продолжают работы по ликвидации последствий стихии. В Центре по связям с общественностью ГУ МЧС в Одесской области сообщили, что за 25-26 июня в Одессе по ул. Утесова в результате падения дерева погибла 70-летняя женщина. За сутки только по Одессе в службу «101» поступили сигналы о том, что в результате ухудшения погодных условий, повалено более 50 деревьев, в пяти случаях пострадали автомобили. Деревья падали на проезжую часть, жилые дома, трамвайные пути, также дерево упало на маршрутное такси. 27 июня произошла разгерметизация газовой трубы в г. Одесса по ул. Дидрихсона. Пострадавших нет. По области от энергообеспечения было отключено 105 населенных пунктов, по состоянию на 14:00 27 июня эта цифра сократилась до 69 населенных пунктов. Больше всего населенных пунктов было отключено от электроснабжения в Раздельнянском (17), Белгород-Днестровском (16), Беляевском (11) районах. Работы по возобновлению электроснабжения проводятся сотрудниками ООО «Одессаоблэнерго», задействовано 160 единиц техники и около 400 работников.

• Заместитель Одесского городского головы Николай Рубля заявил, что в случае ухудшения погодных условий город мог остаться без воды. Об этом агентству сообщили 29 июня в Управлении информации Одесского городского совета со ссылкой на заявление Н. Рубли. По словам заместителя Одесского городского головы, из-за сильного ветра изменилось течение воды в Днестре, в результате чего в районе водозаборной станции, которая обеспечивает Одессу водой, существенно упал уровень воды. Но эта опасность миновала. Вице-мэр добавил, что за 27 июня сотрудникам КП «Одесгорэлектротранс» и КП «Горзелентрест» удалось расчистить практически все дорожные пути и уже 28 июня городской электротранспорт начал свою работу в обычном режиме. По прогнозам синоптиков, в ближайшие дни в регионе будет сохраняться сложная метеорологическая обстановка. Коммунальные службы города продолжают работу в режиме повышенной готовности.

• Один человек погиб в Одессе из-за непогоды 26-27 июня. Об этом 28 июня в ходе брифинга сообщил директор Департамента городского хозяйства Одесского горсовета Анатолий Орловский. «В воскресенье был летальный случай. На улице Утесова погибла женщина 70 лет. Один случай такой был. И травмирован один ребенок упавшей веткой – сотрясение мозга. Больше к нам информации не поступало», – отметил он.

• И. о. директора коммунального предприятия «Горзелентрест» Александр Риффа заявил, что пострадавшие от непогоды 26-27 июня молодые деревья, которые можно восстановить, будут восстановлены. Об этом А. Рифа заявил 28 июня в ходе брифинга. «Если вы видели сегодня по городу по многим улицам лежат достаточно молодые деревья, которые были высажены всего несколько лет тому назад. Эти деревья — те, которые можно восстановить силами «Горзелентреста» – мы их восстановим, укрепим на распорках, и будем надеяться, что они и дальше приживутся», – сказал А. Рифа. «Что касается тех деревьев, которые в городе упали. Нами задолго до этого совместно с управлением дорожного хозяйства разрабатывается программа по сносу сухих и аварийных деревьев. В этой части вопросы в городе есть. Многие деревья в центре города уже достигли и пережили свой возраст», – отметил чиновник. «Мы считаем, что для устранения впредь подобных ситуаций в городе необходим комплексный подход. Надо планомерно работать всем службам. Деревья, которые достигли предельного возраста, даже если они зеленые, как показала ситуация последних дней, их необходимо убирать. Здесь надо понимание наших земляков. Я думаю, что после последних событий оно появится. Деревья нужно убирать — на их месте высаживать новые и впредь планомерно омолаживать их и делать подрезку для того, чтобы сформировать нормальные кроны. Это будет совсем другой эстетический вид и гораздо более низкая аварийность», – добавил он.

• Энергоснабжение всех населенных пунктов Одесской области на утро 29 июня в целом возобновлено. Как отметили 29 июня в пресс-службе Одесской областной государственной администрации, об этом сообщил начальник Управления по вопросам чрезвычайных ситуаций Одесской облгосадминистрации Александр Михеев. По данным А. Михеева, по состоянию на 08:00 29 июня энергоснабжение всех населенных пунктов в Одесской области, которое было прекращено в результате массовых повреждений линий электросетей во время бури, в целом возобновлено, продолжаются работы относительно подключения отдельных абонентов. Комментируя причины стихийного бедствия, А. Михеев отметил, что «крайне неблагоприятные погодные условия, которые сложились на территории Одесской области 26-27 июня, связаны с выходом на запад Черного моря южного циклона. Вследствие этого произошло усиление ветра до 17-22 м/с, а количество осадков за двое суток в 1,5-2 раза превысило месячную норму, составив от 17 до 61 мм». При этом, как считает чиновник, «возобновительные работы были начаты вовремя и проведены в соответствии с надлежащими сроками». «В целом за четыре дня для проведения аварийно-обновительных работ на электросетях были задействованы 153 ремонтных бригады и 160 единиц техники», — отметил А. Михеев. В настоящее время, по словам начальника Управления, комиссиями райгосадминистраций и горисполкомов городов областного значения организована работа относительно определения убытков, которые были нанесены ненастьем.

Природа в очередной раз продемонстрировала абсолютную неготовность людей к встрече со стихией. Так, только отключенными от электроэнергии оказались более 100 населенных пунктов в Одесской области. При этом над миллионным городом нависла еще и угроза остаться без воды. Зато чиновникам, которые просто выполнили свою работу, нашелся лишний повод продемонстрировать ее.

Передача дороги в районе Паланки

30 июня Республика Молдова официально передала Украине отрезок трассы Одесса — Рени в районе населенного пункта Паланка.

• По информации пресс-службы Министерства иностранных дел Украины, в выполнение Дополнительного протокола к Договору между Украиной и Республикой Молдова о государственной границе относительно передачи в собственность Украине участка автомобильной дороги Одесса — Рени в районе населенного пункта Паланка Республики Молдова, а также земельного участка, по которому она проходит, и режима их эксплуатации от 18 августа 1999 года, сегодня, 30 июня, в Кишиневе, был подписан Акт определения и закрепления на местности границ, переданных в собственность Украине, участка автомобильной дороги Одесса — Рени в районе населенного пункта Паланка Республики Молдова, а также земельного участка, по которому она проходит, который находится на территории Республики Молдова. В пресс-службе подчеркнули, что данное решение стало возможным по результатам последнего, 41-го заседания Общей украинско-молдавской демаркационной комиссии, которое прошло 14-15 июня, в ходе которого были уточнены и утверждены места установления пограничных знаков в районе Паланки. «Участок автомобильной дороги Одесса — Рени в районе Паланки, а также земельный участок, по которому она проходит, были переданы dе jure в собственность Украине 18 ноября 2001 года, с момента вступления в силу вышеуказанного Протокола. Акт о передаче Республикой Молдова в собственность Украине автомобильной дороги Одесса — Рени в районе Паланки был подписан 11 февраля 2002 года. Эксплуатация и обслуживание автомобильной дороги и всех необходимых для этого сооружений на переданном участке осуществляются Украиной. Республика Молдова хранит право бесплатного пользования отмеченным участком автомобильной дороги. Также на переданном участке не будет осуществляться пограничный, таможенный и другие виды контроля, которые осуществляются при пересечении государственной границы. Жители Паланки сохраняют неотъемлемое право беспрепятственного пользования сельскохозяйственными угодьями на площади более чем 900 гектаров земли, расположенных на территории Республики Молдова, на противоположной стороне данной автомобильной дороги. Таким образом, была завершена совместная работа по окончательному выполнению Дополнительного протокола к Договору между Украиной и Республикой Молдова о государственной границе от 18 августа 1999 года», — подчеркнули в пресс-службе МИД.

• Народный депутат Украины Павел Унгурян заявил, что в данный момент в земельном кадастре проходит регистрация земельного участка под автодорогой «Одесса — Рени» в районе населенного пункта Паланка, который был передан Молдовой Украине 30 июня. «В эти дни мы в Одесском регионе с удовлетворением отмечаем факт завершения процесса передачи автодороги «Одесса — Рени» и участка под автодорогой в районе населенного пункта Паланка протяженностью 7,7 км (около 10 га вдоль дороги). Этот процесс длился без малого 12 лет», — сказал П. Унгурян. Он напомнил, что «еще 18 августа 1999 года между Украиной и Республикой Молдова был подписан Договор о государственной границе. В 2011 году он вступил в силу. Также в 2011 году был заключен Дополнительный протокол к Договору касательно передачи в собственность Украины автомобильной в районе населенного пункта Паланка и земельного участка под ней. Ратифицированы эти документы были еще тогда. Но с тех пор вопрос никак не решался. Позже было передано полотно автомобильной дороги, которое нельзя было полноценно обслуживать, эксплуатировать именно из-за фактора не передачи земельного участка со стороны Республика Молдова государству Украины». «Взамен на такой предполагаемый шаг со стороны Молдовы Украина сделала жест доброй воли и передала участок реки Дунай в районе села Джурджулешты. Он был очень эффективно обработан молдавской стороной. На сегодняшний день там создан современный порт, который является конкурентом нашему Ренийскому порту. Поэтому вопрос завершения передачи земельного участка в районе Паланки для нас стал принципиальным», — добавил нардеп. «Напомню, что вопрос передачи земельного участка под автодорогой «Одесса — Рени» не решался из-за затягивания переговорного процесса по определению точек, ограничивающих данный земельный участок. На каком-то этапе были близки стороны к тому, чтобы определить точки. Затем, как правило, молдавская сторона, предполагала уменьшить этот участок, сузить его. Наша сторона настаивала на том, что, например, в районе автомобильного моста на трассе «Одесса — Рени», который недавно рухнул, земельный участок должен был быть немного расширен, а не просто идти по линии автодороги. Должен быть расширен для того, чтобы мы могли укреплять этот мост, ставить какие-то подпоры, а может со временем и расширить этот мост. Вот эти мелочи и нюансы для Украины было важно отстоять», — подчеркнул П. Унгурян. «30 июня 2011 года были завершены все переговоры и подписаны документы, которые определяют места установления пограничных знаков, точки этого земельного участка. Таким образом, эксплуатация и обслуживание автомобильной дороги «Одесса — Рени» и всех необходимых сооружений для ее надлежащей эксплуатации с этого момента осуществляется Украиной. Стало это возможным во многом благодаря механизмам парламентского контроля. Более года назад мною было инициировано в Парламенте создание следственной комиссии по причинам и виновным в ненадлежащем выполнении данного международного Договора и документов к нему. Нужно признать, что в ряде случаев просто нерасторопность позволила затянуть этот вопрос на 12 лет. С целью решения данного вопроса были проведены два выездных заседания ряда комитетов Верховной Рады с участием представителей всех причастных Министерств и ведомств, а также Одесской областной государственной администрации. Пока не решался вопрос с передачей данного участка автомобильной дороги, он начал за собой как снежный ком набирать иные проблемы. Например, подтопление автодороги «Одесса – Рени» на всей ее протяженности от Одессы до Рени происходило постоянно на участке 7,7 км в районе населенного пункта Паланка. Когда туда выезжала различная техника для борьбы с подтоплением, то мы не раз встречались с ситуацией, когда нам с молдавской стороны говорили, что необходимо оформлять временный ввоз, проходить таможенные процедуры и т.д. Там затопление, а нам про процедуры рассказывали. Аналогичная ситуация зимой со снежными заносами. Еще одна ситуация — это все гидротехнические сооружения и их работа в Днестровских плавнях в районе Паланки находятся на балансе Украины. Но эксплуатация дороги неполноценная была, земельный участок не наш, а сооружения наши. В общем, получалась каша, мед и пчелы — все у разных хозяев. Сегодня мы можем все эти объекты объединить в одну проблематику, решать и финансировать», — сказал он. «В данный момент проходит регистрация данного земельного участка в земельном кадастре. По моей информации уже есть кадастровый номер, где собственником данного земельного участка является государство Украина. Далее очевидно Украина отведет этот земельный участок Службе автомобильных дорог, которая будет его эксплуатировать, как собственно происходит со всеми дорогами в Украине», — резюмировал нардеп.

• Народный депутат Украины Павел Унгурян заявил, что сейчас для Украины важным этапом является вопрос выделения финансирования на автодорогу «Одесса — Рени». «После передачи Украине автомобильной дороги «Одесса – Рени» для нас следующим этапом является следующее. Первое — это, конечно же, нормально отпраздновать. Вторым важным для нас этапом является выделение финансирования на дорогу «Одесса — Рени». Однако мы эти вещи будем в целом увязывать с развитием Придунавья и с реализацией национального проекта «Дунайский коридор» (инвестиции около 30-50 млрд. долл.). Он предполагает как речную, портовую часть, модернизацию, расширение в украинском Придунавье. Автомобильную часть — от наших портов и Измаила до областного центра, обход города Одесса, создание мощной транспортно-логистической цепи по всему северному Причерноморью для связки с Кавказом, Средней Азией, включая Днепро-Бугское и Крымское направления. Начало этого проекта в нашем Придунавье. И, безусловно, вопрос Паланки и будущего автодороги «Одесса – Рени» будет увязан именно с этими перспективами», — сказал он. «Третье, что для нас принципиально важно, функционирование пограничных, таможенных, экологических, фитосанитарных и других служб, которые сегодня функционируют на данном отрезке автодороги. Для граждан Украины, проезжающих в транзитном режиме, эти режимы создают две остановки. Для граждан Молдовы — также есть определенные проблемы. Создается загрузка дороги, пробки и так далее. Для нас будет важным, чтобы мы пограничные и иные пункты контроля сместили с данного отрезка дороги», — добавил нардеп. «В настоящий момент мы ведем активную переписку с Государственной пограничной службой Украины, с Министерством иностранных дел. Есть небольшая проблема, связанная с тем, что не все пограничные пункты определены как пункты осуществления контроля. Например, молдавский пункт Тудора не предполагает такой нагрузки, а пункт Паланка предполагает, но при этом не соответствует техническим требованиям. Поэтому мы сейчас работаем по данным вопросам, чтобы в ближайшее будущее внести соответствующие изменения в эти международные договоры, для того, чтобы была достигнута главная цель — дорогу максимально разгрузить, расширить и сделать ее безопасной и эффективной для эксплуатации», — подчеркнул П. Унгурян.

• Народный депутат Украины Павел Унгурян заявил, что нужно грамотно построить логистику автодороги «Одесса — Рени», увязав ее с общеевропейскими транспортными потоками. «Первый вариант — выделение государственного финансирования, через Службу автомобильных дорог. Это будет решаться в ходе подготовки бюджета на 2012 год и Программы социально-экономического развития страны на следующий год. Второй вариант, связанный с концессией. Сегодня в рамках проекта «Дунайский коридор» мы очень активно эти вопросы отрабатываем и изучаем в контексте заинтересованных сторон. Были переговоры и с китайским банком развития. Китайская сторона уже около 5 лет выражает заинтересованность в этом проекте. Сегодня ведутся переговоры с французской компанией «Бьюик», которая является грандиозным строителем такого рода объектов», — сказал он. «Для нас в вопросе инвестиций ключевым является следующее: чтобы мы могли грамотно построить логистику автодороги «Одесса — Рени» в контексте не только нашего национального проекта «Дунайский коридор», а и продумать логистику так, чтобы увязать общеевропейскими транспортными потоками, которые сегодня начали серьезно меняться», — добавил нардеп. «Однако сегодня с полной уверенностью нельзя сказать, как пройдет эта дорога, ее режим расширения, что будет с идеей мостового перехода через Днестровский лиман с ориентировочными точками Овидиополь — Белгород-Днестровский, как в этой связи будет увязываться Бугазское, Затокское направление и так далее. Сегодня комплексно эти вопросы мы можем изучать, отрабатывать, имея юридический факт — переданный земельный участок под автодорогой «Одесса — Рени». В любом случае, решения по стратегии данного вопроса будут приняты в этом году», — подчеркнул П. Унгурян. «Если дорога будет платной, то что будет альтернативой, я не готов пока сказать. Не исключено, что это может быть еще что-нибудь с рядом с существующей дорогой. Может это будет платный участок «Белгород-Днестровский — Овидиополь», поскольку он существенно сокращает количество километров до Одессы, есть сразу выход на «7-й км». А Паланка возможно в этой связи будет бесплатным вариантом», — отметил он.

• Народный депутат Украины Павел Унгурян считает, что после еще нескольких заседаний демаркационных комиссий Украина выйдет на финишную прямую по другим участкам украинско-молдавской границы (кроме Паланки). «Остается винницкое и черновицкое направление, которые надо завершить. Но в целом 14-15 июня было 41-е украинско-молдавское заседание демаркационной комиссии, которая завершила вопросы по Паланке. Я думаю, что еще несколько заседаний — и мы выйдем на финишную прямую по другим участкам. Но нужно еще помнить, что у нас есть Приднестровье. Это особая ситуация», — сказал он.

• Народный депутат Украины Павел Унгурян заявил, что Украина на очередном заседании Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспоо) блестяще представила свою позицию по ГСХ «Дунай — Черное море». «Вопрос по ГСХ «Дунай — Черное море» заслуживает отдельной пресс-конференции. Я хочу сказать, что у нас большая и серьезная победа. Всем известно о Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспоо). Через эту Конвенцию Румыния пыталась нас заблокировать», — сказал он. «Благодаря механизмам парламентского контроля мы смогли объединить усилия всех государственных органов Украины. Украина поехала на заседание, которое стоялось с 20 по 24 июня в Женеве. Там мы блестяще представили украинскую позицию. Сумели добиться непринятия планируемого предупреждения Украины. Мы привезли очень хорошую доказательную базу. Делегацию Украины возглавил лично министр экологии Злочевский», — добавил П. Унгурян.

Спустя 12 лет завершается история с участком трассы в районе Паланки. Фактически из-за халатности ряда украинских чиновников, Молдова в одностороннем порядке без малого 12 лет пользовалась украинской землей. Украинцы же — в первую очередь, жители Одесской области — были вынуждены испытывать регулярные неудобства при пересечении этого участка дороги.

Теперь же предстоит процесс урегулирования ситуации на месте. Процесс, который в условиях жесткой нехватки финансов, может затянуться надолго. При этом уже ряд стран заинтересованы в концессии в Дунайском коридоре, в том числе на трассе Одесса — Рени. При этом речь может идти о суммах в 30-50 миллиардов долларов. Остается надеяться, что эти деньги придут в украинскую экономику в ближайшее время. Но впереди еще целый ряд нерешенных вопросов по демаркации границы в целом, по глубоководному ходу «Дунай — Черное море» и т. д.

Ситуация в Одесском порту

29 июня в управление Одесского порта вошли представители правоохранительных органов. Все сотрудники бухгалтерии были отстранены от выполнения должностных обязательств; произведена выемка документов.

• Начальник отдела по связям с общественностью Главного управления Министерства внутренних дел Украины в Одесской области Виктор Мирошниченко заявил, что сотрудники милиции всего лишь обеспечивают проведение следственных оперативных мероприятий, которые проводит прокуратура Одесской области на территории ГП «Одесский морской торговый порт». Об этом В. Мирошниченко заявил 29 июня в ходе телефонного разговора с корреспондентом агентства. «Сотрудники милиции всего лишь обеспечивают проведение следственных оперативных мероприятий, которые проводит прокуратура Одесской области на территории ГП «Одесский морской торговый порт». Насколько мне известно, сейчас в прокуратуре расследуется дело, где фигурантом является Одесский порт. Возможно, это просто изъятие документов. Звоните в прокуратуру», — сказал начальник отдела по связям с общественностью ГУМВД Украины в Одесской области Виктор Мирошниченко. В пресс-службе прокуратуры Одесской области от комментариев пока воздержались. «Пока у нас никакой информации нет», — сообщили в пресс-службы прокуратуры. Как отметила в ходе телефонного разговора с корреспондентом агентства пресс-секретарь ГП «Одесский морской торговый порт» Елена Гиряева, «в Управление порта зашли люди в масках, не представились. Сейчас начальник Одесского порта Николай Павлюк уехал вместе с ними. Законны ли эти действия или нет — мы не знаем. Рейдерский это захват или нет — также непонятно».

• Прокуратура Одесской области возбудила уголовное дело относительно должностных лиц ООО «Гостиница Одесса» и государственного предприятия «Одесский морской торговый порт» по факту нанесения убытков государству. Об этом агентству сообщили 30 июня в пресс-службе прокуратуры Одесской области. По информации пресс-службы, «прокуратура Одесской области 25 июня 2011 года возбудила уголовное дело относительно должностных лиц ООО «Гостиница Одесса» и государственного предприятия «Одесский морской торговый порт» по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 364 УК Украины (злоупотребление властью или служебным положением, которое повлекло тяжкие последствия), по факту нанесения убытков государству». «В ходе прокурорской проверки установлено, что должностные лица государственного предприятия, злоупотребляя своим служебным положением, в нарушение требований ст. 2, 5 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества», согласно которым полномочия по передачи в аренду недвижимого имущества площадью свыше 200 кв. м, который принадлежит государству, относятся к исключительной компетенции Фонда государственного имущества Украины и его региональных отделений, несмотря на экономическую и правовую необоснованность относительно интересов морпорта, незаконно 29.09.2005 г. заключили с ООО соглашение. Согласно соглашению, должностными лицами Одесского морского торгового порта на предварительно экономически невыгодных условиях передан в пользование указанному ООО сроком на 49 лет целостный имущественный гостиничный комплекс «Одесса», чем государству нанесен значительный вред, что повлекло тяжкие последствия. Заключение незаконного соглашения относительно эксплуатации гостиничного комплекса повлекло тяжкие последствия в виде нанесения значительных материальных убытков государству», — заявили в пресс-службе. Производство по уголовному делу осуществляет следственное управление прокуратуры области.

• Начальник Государственного предприятия «Одесский морской торговый порт» Николай Павлюк заявил, что вчерашняя выемка документов в ГП «Одесский морской торговый порт» проводилась «по уголовному делу, связанному с растратой в 2007 году 170 тыс. грн. на ремонт лифта в гостинице «Одесса»». Об этом Н. Павлюк сообщил 30 июня в ходе пресс-конференции, посвященной вчерашнему инциденту в Одесском порту. «Наша встреча посвящена вчерашним событиям, которые происходили в Одесском порту. Происходили выемки документов в порту, в частности, у меня. Вчера я не мог конкретно ответить на вопросы журналистов, так как не особо понимал происходящее. Сегодня я хочу ответить на все возникшие вопросы», — сказал он. «Почему все происходило с участием «маски-шоу» (сотрудники УБОП. — Ред.) — я ответить не могу. Я этого не видел. Находился в кабинете где-то полтора часа, пока происходила выемка документов. Потом по просьбе следователя прокуратуры мы поехали, чтобы произвести опрос меня как свидетеля. Для чего вообще были нужны все эти силовые структуры, когда суть вопроса заключалась всего лишь в одном — предоставить документы? Так как ко мне зашли следователь прокуратуры и УБОПА и сказали, что возбуждено уголовное дело по факту растраты 170 тысяч гривен. И для того, чтобы в этом убедиться, необходимо провести выемку документов, связанных с гостиницей «Одесса», с тем, чтобы внести ясность. Раз есть уголовное дело — то нужно в нем разобраться. Я готов в этом участвовать и никуда в сторону не уходить», — добавил Н. Павлюк. «Где могут быть документы, связанные с гостиницей — договорной отдел, юрист, первый отдел, мой кабинет, бухгалтерия. Мы определились, что последовательно в этих кабинетах будет проводиться выемка документов. Вроде же все просто и нормально. Все что началось потом, я не хочу комментировать. Но думаю, что не все было правильно. Закрыты были входы в Управление порта. Начали возникать вопросы у людей. Думаю, что не было никакой необходимости перекрывать все входы и выходы до 12 или даже до 2 часов ночи. Думаю, что со спецслужбами вчера был перебор», — добавил начальник порта. «Я написал пояснение, которое дам в прокуратуру сегодня. Суть вопроса такова. Как возникло это уголовное дело? Это 170 тысяч гривен были связаны с ремонтом лифта в 2007 году в гостинице. В процессе эксплуатации, а также работы самого лифта и лифтового хозяйства гостиницы обнаружились факты сбоя компьютерной системы, что в конечном итоге привело к тому, что проживающие в гостинице сопровождались в лифте электриком. Позже предписание территориального управления госохраны труда Украины показало необходимость его капитального ремонта и остановило его эксплуатацию полностью. Лифт был остановлен — гостиница работать не могла. Поэтому был произведен его ремонт. После выполнения ремонта: 80% суммы проплатил Одесский порт (170 тысяч гривен) и 20% — оператор (гостиница). Вот и все по этому уголовному делу, по которому все и началось. На сайте прокуратуры Одесской области есть информация о нанесении государству значительных убытков. Я сам не понимаю, какие это убытки, если мы провели ремонт своих фондов, которые обязаны ремонтировать. Возможно, на этот вопрос я получу ответ сегодня, когда поеду в прокуратуру, так как нам больше ничего предъявлено не было. Также не называлось никаких фамилий подозреваемых в данном деле», — сказал он.

• Начальник Государственного предприятия «Одесский морской торговый порт» Николай Павлюк заявил, что гостиница «Одесса» с баланса ГП «Одесский морской торговый порт» никогда не уходила. Об этом Н. Павлюк сообщил 30 июня в ходе пресс-конференции, отвечая на вопрос журналистов, знает ли он об уголовном деле относительно должностных лиц ООО «Гостиница Одесса» и Одесского порта по факту нанесения убытков государству. «Нет, я этого не знаю. Хочу сказать, то, что предоставлю сегодня следователю прокуратуры Одесской области. Концепция развития туристического бизнеса в Одесском порту, которая была разработана специалистами Института инженеров морского флота, помимо комплекса вопросов, необходимых для развития пассажирского терминала, предусматривала строительство гостиницы. Для обеспечения возможности увеличения потока туристов по маршруту «аэропорт — гостиница — судно» и обратно. Строительство было предложено фирме «Бруклин-Киев»», — сказал он. «С учетом того, что порту несвойственны функции оперирования подобными комплексами, фирме были предложены следующие условия: осуществление строительства «под ключ» и обеспечение оператора по управлению. То есть после сдачи объекта должен зайти оператор, принять объект и начать работать. А для усиления материальной заинтересованности этой фирмы было выдвинуто дополнительное условие — вложить 20% собственных средств в этот гостиничный комплекс. К окончанию строительства эти условия были выполнены и обеспечен оператор «Кемпински», который на определенных условиях взял на себя обязательство по оперированию. Через определенное время, когда оператор выявил факты вмешательства в его деятельность со стороны фирмы «Бруклин-Киев», что могло отразиться впоследствии на дальнейшей деятельности гостиницы, ими договор был расторгнут», — добавил Н. Павлюк. «Обязательства по оперированию гостиницей перешли «Бруклин-Киев». Были поиски нового оператора. Но встал вопрос о том, сколько должен платить оператор. У каждого было свое мнение. В 2005 году, после ряда экономических исследований, было принято решение, что оператор должен нам платить 1,5 миллиона гривен. Этот документ был направлен в Министерство транспорта Украины, где был рассмотрен и утвержден. Мы заключили договор, но понимая, то, что будут вопросы, по совету специалистов, мы это решение провели через суд и через мировое соглашение», — сказал начальник порта. «Нас вот дальше спрашивают: почему вы обжаловали решение суда на такие действия? Я говорю не кому-то в претензию, но понимаю, что до конца не разобрались следователи. Как мы можем подать в суд на то, что мы дали свое предложение?! Это наше предложение. Мы что должны подавать в суд на себя? Это, кстати, сделала прокуратура и получила отказ. Что касается Фонда госимущества и заключения договора аренды. Всплыл этот вопрос. Никакой аренды нет вообще. Где аренда?! У нас 80%, у них — 20% и есть оператор, который оперирует нашими фондами и работает на нас. Мы ничего в аренду не сдавали. Что согласовывать с Фондом госимущества?! Гостиница с баланса порта не уходила. 10 лет нас проверяли разные структуры — и все было нормально», — подчеркнул он.

• Главный бухгалтер ГП «Одесский морской торговый порт» Наталья Караджа заявила, что документы, которые 29 июня изъяли спецподразделения в Управлении Одесского порта, «никакого отношения к протоколу обыска не имеют». Об этом Н. Караджа сообщила 30 июня в ходе пресс-конференции, посвященной вчерашнему инциденту в Одесском порту, отвечая на вопрос, препятствует ли работе порта вчерашнее изъятие документов. «Те документы, которые вчера изъяли спецподразделения в Управлении порта, если честно, никакого отношения к тому протоколу обыска, который нам был предъявлен, не имеют. Нам объяснили, что раз это обыск, то какая разница, что мы там найдем. Все документы сложили в мешки, опечатали и сказали нам, что мы будем появляться в прокуратуре — в нашем присутствии мешки будут вскрываться и рассматриваться. Все, что не будет нужно для уголовного дела — будет возвращено», — сказала она. «Сейчас я не могу сказать, насколько повлияет на работу порта изъятие документов. Думаю, что не очень сильно, так как оперативные документы остались у нас. Но хочу отметить, что в бухгалтерии хранятся не только те документы, которые касаются ведения бухгалтерского учета, а и налогового. А налоговое законодательство — это также серьезная вещь. И если мы сейчас будем лишены возможности сдать отчетность за I полугодие, это будет еще один предмет для обсуждения, но уже других органов», — подчеркнула Н. Караджа.

• Начальник Государственного предприятия «Одесский морской торговый порт» Николай Павлюк заявил, что основные негативные последствия происходящего в Одесском порту (силовая выемка бухгалтерских документов и открытие уголовного дела. — Ред.) — это вред имиджу самого предприятия. Об этом Н. Павлюк сообщил 30 июня в ходе пресс-конференции. «Самое страшное происходящего сейчас в Одесском порту заключается в имидже предприятия. Южный порт и Ильичевский потеряли авторитет. Одесский порт был единственным, который не имел ни одного уголовного дела за последние 25 лет, которые я руковожу предприятием. Я за эти годы не имел вообще ни одного замечания к своей работе», — сказал он. «Это помогало в развитии бизнеса. Ко мне приходили компании, фирмы и под мою фамилию заводили сюда грузы и работали, а потом мы все доводили, что необходимо с точки зрения оформления. Сегодня Карантинный мол строится под фамилию, под доверие людей. Происходящие события как могут влиять?! Кому это надо уничтожать, чтобы было ясно, что в Одессу приходить не надо? Тут одни нарушения, одна уголовщина и криминал. И страшно, что сегодня все это видят и не дается никакой оценки происходящему», — добавил Н. Павлюк.

• Начальник Государственного предприятия «Одесский морской торговый порт» Николай Павлюк заявил, что основные негативные последствия происходящего в Одесском порту (силовая выемка бухгалтерских документов и открытие уголовного дела. — Ред.) — это вред имиджу самого предприятия. Об этом Н. Павлюк сообщил 30 июня в ходе пресс-конференции. «Самое страшное происходящего сейчас в Одесском порту заключается в имидже предприятия. Южный порт и Ильичевский потеряли авторитет. Одесский порт был единственным, который не имел ни одного уголовного дела за последние 25 лет, которые я руковожу предприятием. Я за эти годы не имел вообще ни одного замечания к своей работе», — сказал он. «Это помогало в развитии бизнеса. Ко мне приходили компании, фирмы и под мою фамилию заводили сюда грузы и работали, а потом мы все доводили, что необходимо с точки зрения оформления. Сегодня Карантинный мол строится под фамилию, под доверие людей. Происходящие события как могут влиять?! Кому это надо уничтожать, чтобы было ясно, что в Одессу приходить не надо? Тут одни нарушения, одна уголовщина и криминал. И страшно, что сегодня все это видят и не дается никакой оценки происходящему», — добавил Н. Павлюк.

• Начальник Государственного предприятия «Одесский морской торговый порт» Николай Павлюк заявил, что не располагает информацией о намерении заменить его на посту начальника Одесского порта. Об этом Н. Павлюк заявил 30 июня в ходе пресс-конференции, комментируя предположения о том, что вчерашние мероприятия в Одесском порту могли быть способом давления на него лично с целью поставить другого руководителя на эту должность. «У меня нет такой информации, что меня хотят заменить. Желающие есть и их достаточно. Но если придут и скажут мне, что я был хороший работник, но есть другой человек лучше — я встану в тот же день и уйду. И нет вопросов. Я за то, чтобы порт развивался. Я не знаю, может кому-то хочется такой формой прийти на должность», — сказал он. «Мне министр только может сказать это, а не те, кто желает что-то поковырять, наковырять. Но я не слышал такого в свой адрес, что я плохо работаю. Мы за I квартал сработали с прибылью по сравнению с прошлым полугодием», — добавил Н. Павлюк.

• Главный редактор еженедельника «Моряк Украины» Анатолий Венгрук считает, что вероятность отставки Николая Павлюка с поста начальника Одесского морского торгового порта можно оценить как 50 на 50. Такое мнение А. Венгрук высказал в ходе экспертного опроса, проведенного Одесским филиалом Института Горшенина. «Вероятность отставки Николая Павлюка оцениваю как 50 на 50. Была попытка заставить руководство предприятия дрогнуть. Однако, тот факт, что Н. Павлюк не исчез буквально на следующий день, а наоборот, сделал мужественный шаг и собрал пресс-конференцию, говорит о том, что он намерен бороться, а значит, аргументы у силовиков не самые весомые. Текущая ситуация вокруг ГП «ОМТП» может быть связана с неуступчивой позицией Н. Павлюка в вопросе приватизации предприятия. Сегодня крупный частный капитал не желает мириться с тем фактом, что такой мощный ресурс как порты остаются в собственности государства. Поэтому, если Николай Павлюк не договорится с кем-либо из олигархов, его замена вполне возможна», — отметил он. Солидарен с этим мнением и президент Ассоциации менеджеров крюинговых агентств Украины Анатолий Задорожный. «Кто приватизирует порт — особого значения не имеет. Смена руководства, замена старого начальства на новое, послушное — вопрос исключительно тактики. Николай Пантелеймонович считает ОМТП своим детищем, и это действительно так. Очевидно, что в случае прихода нового собственника предприятие ожидает передел, однако мы, так или иначе, обречены на стратегию приватизации этих предприятий. Жаль только, что в целом верные стратегические решения в этом направлении осуществляются таким лихорадочным образом», — констатировал эксперт. Однако, депутат Одесского областного совета Николай Шутов выразил предположение, что в контексте тех событий, которые недавно имели место в Ильичевском порту, сегодня можно говорить о силовой смене руководства ОМТП. «Скорее всего, новое руководство будет представлять кто-то не из местных. Я думаю, что правящая партия назначит на эту должность нужного ей человека», — прогнозирует депутат. Еще более категоричен в своих оценках был председатель Одесской областной ассоциации работодателей Юга Украины Юрий Борщенко: «Можно однозначно сказать, что в стране идет захват стратегических объектов. Об этом говорят также события в Ильичевском порту. Правящая партия ставит своих людей в крупном бизнесе. Кроме того, я всегда говорил, что руководители таких крупных структур, как порт, не должны вмешиваться в политику. А Николай Павлюк был доверенным лицом Юлии Тимошенко. На работе самого порта смена руководства, конечно же, скажется негативно. Уже сейчас многие международные фирмы смотрят с опаской на то, что происходит в Одесском порту».

Ситуация вокруг одного из крупнейших предприятий Украины сложилась, как минимум, нелицеприятная. Фактически из-за чьих-то интересов может пострадать в очередной раз и так шаткий имидж украинских портов. Не так давно произошла странная смена руководства в Ильичевском порту. И вот заговорили о смене начальника Одесского порта. Причем в данном случае смене начальника – это смена эпохи в истории порта. В целом же причин у подобных действий может быть очень много — практически столько же, сколько людей, чьи интересы включают в себя порт.

Каковы же могут быть для порта и города результаты этих, явно непродуманных действий? Все зависит от политической воли Президента и партии власти. Ясно, что есть ряд крупных бизнесменов, которые хотели бы подчинить себе порт. Участие в свое время Николая Павлюка в выборах в качестве представителя Юлии Тимошенко может стать поводом для начала передела собственности. Однако причины тут сугубо экономические. Да и последствия тоже — морские соседи с удовольствием переделят любой освободившийся сегмент черноморского рынка.

Автор: Валерий Болган

© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту