ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса
ПЕРВЫЕ ШАГИ НОВОГО МОЛДАВСКОГО ПРЕЗИДЕНТА: ЧЕГО ОЖИДАТЬ ОТ ИГОРЯ ДОДОНА
16:24 / 30.01.2017

• Конфликт вокруг назначения министра обороны: начало кризиса
• Попытка отменить Закон «О миллиарде»: угроза экономического краха
• Визит в Россию: первое предвыборное турне
• Приднестровское урегулирование: кто заплатит за реинтеграцию?

В первые месяцы своего пребывания на посту Президента Республики Молдова Игорь Додон демонстрирует готовность выполнить свои предвыборные обещания. Одним своим указом от лишил молдавского гражданства экс-Президента Румынии Траяна Бэсеску, другим – отправил в отставку министра обороны либерала Анатола Шалару, который выступал за расширение связей Молдовы с НАТО, снял с резиденции флаг Евросоюза, встретился с президентом непризнанной Приднестровской Молдавской республики Вадимом Красносельским и совершил свой первый зарубежный визит в Москву, выступил с инициативой отменить закон, согласно которому погашение «украденного миллиарда» возложено на плечи граждан страны.

Тем не менее, каждый из этих шагов при ближайшем рассмотрении оказывается в большей мере, скорее, имиджевым ходом. Президент Молдовы, согласно Конституции, не имеет достаточных полномочий для реализации своей предвыборной программы. Однако наряду с внешним эффектом, предпринятые Игорем Додоном шаги могут привести к ухудшению внешнеполитического положения Республики и развитию внутриполитического кризиса.

Конфликт вокруг назначения министра обороны: начало кризиса

Стоит начать с того, что отставка Анатола Шалару вовсе не была инициативой Игоря Додона. Подлинной причиной отставки стал конфликт министра с руководством Либеральной партии (ЛП), от которой он и был выдвинут в правительство. В начале декабря политбюро Либеральной партии Молдовы по инициативе партийного лидера Михая Гимпу отозвало поддержку министру обороны Анатолу Шалару. Его обвинили в попытке подкупа депутатов и разрушении фракции ЛП в парламенте, а затем в ходе заседания Республиканского совета партии исключили из руководства либералов.

Вместе с тем, отставка Анатола Шалару (который, скорее всего, встанет во главе новой партии, выступающей за объединение с Румынией) стала только началом очередного витка напряженности в отношениях Президента и правящей коалиции. Намерение либералов выдвинуть на должность министра обороны кандидатуру вице-председателя Либеральной партии и министра окружающей среды Валерия Мунтяну встретило негативную реакцию Игоря Додона. 10 января либералы попросили Конституционный суд дать разъяснения по процедуре назначения отзыва президентом РМ членов правительства при наличии вакантной должности. Конституционный суд постановил, что президент Молдовы может один раз мотивированно отклонить кандидатуру, предложенную премьер-министром на вакантную должность министра. В свою очередь, премьер-министр может внести новое предложение или вновь выдвинуть ту же кандидатуру на пост министра, а президент обязан её назначить.

В вердикте Конституционного суда также указано и то, что невыполнение президентом каких-либо своих обязанностей «является нарушением Конституции и данной присяги». Согласно законодательству, при наличии таких нарушений парламент вправе начать процедуру импичмента президенту. Для этого необходимы подписи более одной трети депутатов (34 из 101). Для принятия решения необходимо голосование двух третей депутатов парламента (67 из 101). Если такое решение будет принято, парламент обязан в 30-дневный срок назначить дату проведения всенародного референдума по отстранению президента от должности.

Президент Молдавии Игорь Додон заявил об отказе принять решение Конституционного суда и готовности пойти на референдум по своей отставке, поскольку уверен, что народ его поддержит.

Таким образом Игорь Додон создал ситуацию, которую во многом можно назвать патовой, поскольку при любом развитии она только приведет к углублению кризиса. Не стоит забывать, что на данный момент одна из целей Додона – досрочные парламентские выборы. Добиться их он может, спровоцировав парламентский кризис и разрушив правящую коалицию.

Справка: Президент РМ может распустить парламент, только в случае его недееспособности, когда на протяжении трех месяцев будет блокироваться принятие законов или парламент не сможет сформировать Правительство. Также парламент может быть распущен в случае, если он в течение 45 дней не выскажет вотум доверия Правительству.

Ситуация может развиваться по нескольким сценариям.

Сценарий первый. Правительство идет на компромисс и предлагает некую взаимоприемлемую кандидатуру на пост министра обороны. В данном случае возникает риск того, что Игорь Додон захочет закрепить успех и будет действовать на раскол коалиции. Кроме того, победа в противостоянии с парламентом и правительством для Додона буде иметь важный моральный эффект в преддверии парламентских выборов. Подобный компромисс может только отсрочить во времени развитие политического кризиса.

Сценарий второй. Игорь Додон отказывается выполнять решение Конституционного Суда, а парламент начинает процедуру импичмента. В данном случае есть шанс того, что Игорь Додон его выиграет. В крайнем случае, референдум может попросту не состояться. У Додона будут все основания провести референдум о расширении собственных полномочий, в том числе и в сфере роспуска парламента.

Сценарий третий, наименее вероятный. Процедура импичмента завершается отставкой И. Додона. В данном случае Республика Молдова вступает в очередную предвыборную кампанию. К тому же, вряд ли И. Додон уйдет добровольно со своего поста, не попытавшись мобилизовать своих сторонников на протестные акции.

Стоит отметить, что при всех сценариях не исключена мобилизация сторонами конфликта своих сторонников для участия в массовых акциях. Это, в свою очередь, создает риски силового противостояния.

Попытка отменить Закон «О миллиарде»: угроза экономического краха

Игорь Додон выступил с инициативой аннулировать закон, который предусматривает перевод в государственный долг срочного кредита НБМ, выданного трем проблемным банкам, или так называемого «украденного миллиарда долларов» и возложить возмещение ущерба на непосредственных виновников.

Справка: В 2014 году в Республике Молдова разгорелся крупный политический скандал, когда стало известно, что через коррупционные схемы из страны было выведено более 1 млрд долл. (13,34 млрд леев), что составляет приблизительно 15% ВВП страны. В схеме был задействован государственный Banca de Economii. В сентябре был принят закон, который предусматривает перевод срочных кредитов, выданных Нацбанком трем банкам-банкротам, в государственный долг, который налогоплательщики должны будут выплачивать 25 лет с применением эффективной ставки в размере 5%, тогда как НБМ предоставлял банкам кредиты под 0,1%. Фактически погашение «украденного миллиарда» возложено на граждан Молдовы. Кроме того, превращение 13,34 миллиардов в государственный долг на следующие 25 лет означает утроение внутреннего государственного долга от 7,2 млрд. в начале 2016 года до более 22 млрд. леев к концу 2016 года. Бюджетные затраты на погашение и обслуживание долга в 13,34 млрд. леев составят 25 млрд в течение следующих 25 лет.

Данная инициатива И. Додона была повергнута критике премьер-министром РМ Павлом Филипом, который назвал ее популистской акцией. По словам премьера, этот закон полностью конституционный, есть соответствующее постановление Конституционного суда. Отмена этого закона практически невозможна, так как в соответствии с ним был сформирован государственный бюджет на 2017 год. Премьер-министр заявил: «Если бы мы этого не сделали, не утвердили бы этот закон, то не получили бы 60 млн евро от Бухареста, 15 млн от МВФ и 45 млн от Европейского парламента или 40 — Всемирного банка. Все эти политики хотели возложить на плечи граждан свыше 2 млрд леев, начиная со следующего года. Только сегодня мы подписали проект на 10 млн евро с партнерами из Германии, деньги являются грантовыми. Даже если реальность порой бывает жестокой, даже если законы не приветствуют, тем не менее, мы никогда не обманывали людей. Мы хотим сотрудничать с президентом Молдовы».

Принятие данного закона было одним из условий возобновления финансирования со стороны МВФ. В свою очередь, Представитель-резидент МВФ в Молдове Армине Хачатрян заявила, что в случае, если некоторые обязательства, связанные с обеспечением целей и задач программы с Международным валютным фондом будут отменены, фонду придется ее пересмотреть.

Иными словами, в случае реализации популистской инициативы И. Додона Молдова рискует оказаться без внешнего кредитования со всеми вытекающими отсюда финансовыми проблемами: дефицитом бюджета, социальными неплатежами, политической нестабильностью.

Визит в Россию: первое предвыборное турне

Игорь Додон выполнил еще одно свое обещание и свой первый зарубежный визит совершил в Москву 16–18 января 2017 г. В ходе визита Игорь Додон встретился с Президеном РФ Владимиром Путиным, Патриархом Московским Кириллом, председателем Правления ПАО «Газпром» Алексеем Миллером.

Помимо откровенно пророссийской риторики, прозвучавшей в ходе публичных выступлений, стоит обратить внимание на несколько ключевых моментов.

Во-первых, Игорь Додон заявил о готовности аннулировать Соглашение об Ассоциации с ЕС. Правда, процесс этот откладывается на период после парламентских выборов, на которых, как рассчитывает Игорь Додон, социалисты получат большинство. «Не исключаю, что после следующих парламентских выборов я поддержу позицию парламентского большинства, а я надеюсь, что партия социалистов получит большинство, и это соглашение будет аннулировано», — заявил он.

И В. Путин, и И. Додон в ходе совместной конференции неоднократно критиковали Соглашение об Ассоциации. В то же время В. Путин предположил, что Россия может сыграть свою роль в отношениях Молдовы и ЕС и предложил проведение обсуждения этого вопроса в трехстороннем формате. На это был получен однозначный ответ со стороны Делегации ЕС в Молдове, которая заявила, что «реализация Соглашения об ассоциации и углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли – это вопрос Европейского союза, государств-членов и Республики Молдова».

Вместе с тем цифры свидетельствуют о росте экспорта из Республики Молдова в страны Европейского Союза.

Справка. По данным Национального бюро статистики, в январе-ноябре 2016 г. Молдова поставила в страны Евросоюза продукции на 1 млрд. 199,8 млн. долларов, или на 7,2% больше, чем за тот же период годом ранее. За указанный период доля стран ЕС в общем объеме молдавского экспорта увеличилась с 62,1% до 64,8%.

Наибольшие объемы молдавского экспорта в страны Евросоюза за 11 месяцев 2016 г. пришлись на Румынию, Италию, Германию, Великобританию и Болгарию. При этом в январе-ноябре 2016 г., в сравнении с тем же периодом предыдущего года, поставки молдавской продукции в Румынию выросли на 11,9% – до 463,4 млн. долларов, в Италию – остались на прежнем уровне (180,8 млн. долларов), в Германию – повысились на 7,7% (до 115,5 млн. долларов), в Великобританию – снизились на 16,8% (до 108,7 млн. долларов), в Болгарию – выросли в 2,7 раза (до 67,2 млн. долларов).

При этом только 21% экспорта приходится на страны СНГ (25 соответственно в 2015 г.), из них на Россию — 12%.

В то же время, как отмечают молдавские эксперты, Игорь Додон, не включив в делегацию в Москву ни одного представителя правительства, начал единоличные разговоры о получении статуса наблюдателя в этом союзе. Кроме того, он инициировал консультации относительно Меморандума о рамочном сотрудничестве между Молдовой и ЕАЭС.

6-7 февраля Игорь Додон отправится в Брюссель, где планируются встречи с руководством Еврокомиссии и другими высокопоставленными европейскими чиновниками.

Пока что, поведение молдавского Президента выглядит не только как стремление понравиться Владимиру Путину, но как начало подготовки к парламентской избирательной кампании. И. Додон демонстрирует, что он готов выполнять свою предвыборную программу, в том числе и в том, что касается смены внешнеполитического курса.

Приднестровское урегулирование: кто заплатит за реинтеграцию?

Решение приднестровского вопроса также было одним из пунктов предвыборной программы И. Додона. Решить данную проблему И. Додон предлагает путем преобразования Республики Молдова в федерацию и включения Приднестровья в эту федерацию качестве субъекта. 4 января состоялась встреча И. Додона с президентом непризнанной Приднестровской Молдавской Республики Вадимом Красносельским. Это была первая за последние 9 лет встреча на уровне президентов.

Судя по отсутствию конкретной информации, встреча носила скорее ознакомительный характер. В частности, по сообщениям, обсуждались проблемы в сфере образования, регистрации автотранспорта, связи, передвижения граждан, железнодорожном сообщении, признании документов об образовании и автомобильных номеров. Политические вопросы не обсуждались. Практическим следствием этой встречи можно считать хотя бы возобновление Объединенной контрольной комиссии (ОКК).

Президент Российской Федерации Владимир Путин с одобрением отнесся к данной инициативе молдавского Президента и выразил надежду на то, что это создаст «хорошие условия для начала конструктивных и серьезных переговоров по приднестровскому урегулированию».

Игорь Додон на совместной с российским президентом пресс-конференции фактически признал, что отказ от реализации Меморандума Козака в 2003 году был ошибкой. Говорил о Меморандуме Козака и В. Путин. Вместе с тем, российский президент сделал весьма уклончивое заявление о том, что «такой компромисс будет найден только между Молдовой и Приднестровьем», и если он будет найден, то Россия выступит гарантом «всех достигнутых договоренностей».

Справка. Меморандум Козака – план приднестровского урегулирования, который предполагал превращение Республики Молдова в «асимметричную федерацию». Предполагалось, что ПМР и Гагаузская автономия получили бы особый статус и возможность блокировать нежелательные для них законопроекты. Молдова обязывалась соблюдать нейтралитет и демобилизовать армию, а также предоставить России право на размещение российских войск на территории Приднестровья сроком на 20 лет в качестве гарантов урегулирования конфликта. Президент Республики Молдова Владимир Воронин в последний момент отказался от подписания уже парафированого им соглашения, заявив, что оно даёт односторонние преимущества ПМР и имеет скрытую цель — признание независимости Приднестровья.

Вместе с тем, судя по заявлениям лидеров, до компромисса еще далеко. После того как Игорь Додон заявил, что решение по статусу Приднестровья «должно быть общим, оно должно быть принято большинством населения путем референдума», Вадим Красносельский в интервью российской «Парламентской газете» заявил, что «Молдова как суверенное государство может сколько угодно проводить любые референдумы, это их внутреннее дело». «У наc в 2006 году народ высказался за независимость Приднестровья с последующим вхождением его в состав России. — отметил Красносельский. — Мы не видим необходимости проведения повторных референдумов по данному вопросу. Наш народ определился».

Следует заметить, что Вадим Красносельский и ранее высказывал критическое отношение к планам И. Додона по реинтеграции Молдовы и Приднестровья.

Одновременно в ходе визита в Москву 16-18 января И. Додон сделал шаг, который может повлиять как на процесс приднестровского урегулирования, так и на политическое будущее молдавского президента. По результатам встречи с главой «Газпрома» Алексеем Миллером, Президент РМ признал не только долг собственно Молдовы за потребленный газ, но и составляющий 6 млрд. долг непризнанного Приднестровья.

Схема, при которой приднестровские потребители используют российский газ, но не платят за него, является схемой финансирования Приднестровья Россией. Так называемые «газовые деньги» (средства, полученные с потребителей за российский газ но не выплаченные «Газпрому») составляют до 70% приднестровского бюджета.

Как отмечают молдавские эксперты Е. Бетлий и Л. Литра («Геополитический узел Молдовы» — «Зеркало недели» №3, 2017 г.), «Согласие Додона решить этот вопрос создает нежелательный прецедент, который позже Москва может использовать против Кишинева. Ведь до сих пор газовый долг можно было рассматривать как «одиозный» («нелегитимный долг»), и он, согласно международному праву, может рассматриваться как долг режима (непризнанной власти Приднестровья), а не государства (Молдовы). Таким образом, в случае давления Кремля Кишинев до сих пор имел возможность обжаловать возможный иск «Газпрома» в международных учреждениях. Однако признание долга нынешним президентом сужает поле для маневров. На практике это может означать, что «бесплатный газ» для Тирасполя ляжет на плечи граждан Молдовы. По приблизительным подсчетам, каждый житель должен был бы заплатить 50 тыс. лей (60 тыс. грн) для его погашения».

То есть, по сути, Президент Молдовы не имея на то полномочий, признал ПМР и молдавским гражданам предстоит оплачивать в будущем содержание приднестровского режима. Этот долг в шесть раз больше того долга, который предстоит оплачивать гражданам за «украденный миллиард». При грамотном подходе подобный аргумент может стать отличным орудием в руках оппонентов Додона.

Очевидно, что сегодня Россия была бы заинтересована в урегулировании приднестровского вопроса на принципах Меморандума Козака. Во-первых, это дает возможность удерживать Молдову от дальнейшего движения в сторону ЕС и НАТО. Во-вторых, апробированная в Молдове схема может быть применена и в Украине.

В то же время, Россия с учетом негативного опыта Украины и Молдовы, где пророссийские политики со временем трансформировались в проевропейских, скорее всего, не до конца доверяет И. Додону. Скорее всего, от него будут ждать очередных шагов, подтверждающих его верность пророссийскому курсу.

Существует и ряд объективных препятствий для реинтеграции Молдовы по российскому сценарию.

Во-первых, позиция элит на обеих берегах Днестра. Приднестровский президент недаром занимает столь жесткую позицию по отношению к инициативам И. Додона. Верхушка непризнанной республики не раз проявляла определенную «строптивость», претендуя на некую самостоятельность. Здесь скорее всего банальный расчет на то, что вопреки всему, Россия все равно будет поддерживать Приднестровье. Молдавскому политическому классу, скорее всего, нелегко будет отказаться от финансовой помощи Европейского Союза. С 2007 года эта сумма составила 782 миллиона евро. Это наибольший объем на душу населения среди восточных соседей ЕС.

Во-вторых, общественное мнение. По опросам Международного республиканского института, за то, чтобы Приднестровье вошло в состав Молдовы на правах автономии выступает только 24-26% жителей страны. Социологический опрос на левом берегу показывает, что только 2% выступают за присоединение к Молдове, а 86% — за присоединение к России. При доминировании в информационном пространстве Молдовы российских СМИ задача формирования позитивного мнения по поводу возможного объединения существенно облегчается. Но вряд ли можно ожидать, что большинство жителей как на правом, так и на левом берегах Днестра откажутся от предубеждений и стереотипов в отношении друг друга.

В-третьих, неясным остается вопрос – кто буде оплачивать реинтеграцию. За 25 лет в Приднестровье сложилась своя законодательная база, образовательная система, система правоохранительных органов, армия и другие государственные институты. В процессе объединения необходимо будет проделать определенную работу по унификации законодательства, решить вопрос о содержании армии, возможном сокращении числа чиновников, правоохранителей, военнослужащих. Все это достаточно дорогостоящий процесс. И вряд ли Россия готова в нынешних экономических условиях тратить на это деньги.

Таким образом, первые шаги Игоря Додона в качестве Президента Республики Молдова направлены на утверждение позитивного имиджа среди избирателей, исходя из перспективы парламентских выборов. Очевидно, что новоизбранный молдавский президент намерен бороться за расширение своих полномочий, без которых невозможна реализация его программы. Эта борьба может стать толчком к обострению политического противостояния между сторонниками И. Додона и сторонниками европейского курса страны.

В то же время, ряд наблюдателей указывает на то, что молдавский Президент действует в интересах лидера правящей Демократической партии Владимира Плахотнюка, который сегодня контролирует парламент, правительство и судебную систему. Игорь Додон с его откровенно пророссийской позицией будет вызывать откровенную неприятие на Западе, в связи с чем повышаются ставки партий «проевропейского» спектра, в том числе и Демократической партии. Для того, чтобы не допустить победы пророссийских сил, европейцы вполне могут закрыть глаза и на высокий уровень коррупции, который ассоциируется с «проевропейскими» партиями.

По мере развития противостояния по линии парламент-президент всегда существуют риски выхода ситуации из-под контроля. К тому же, сокращение финансовой помощи и кредитования со стороны ЕС, Румынии и МВФ может привести к серьезным финансовым проблемам в республики и непредсказуемым социальным осложнениям.

Автор: Аналітична служба «Контекст-Причерномор'я»

© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту