ІА «Контекст Причорномор'я»
Прес-релізи
Почему Украине необходимо без промедлений реформировать пенсионную систему?
22.02.2011 в 16:49
Всемирный банк

Пенсионная реформа — один из приоритетов украинского правительства в 2011 году. Такое внимание к этому вопросу вполне обосновано, ведь реформа сегодня является финансово необходимой. Кроме того, это и вопросы социальной справедливости и долгосрочной конкурентоспособности украинской экономики.

Украина имеет самую большую в мире долю расходов на пенсии — 18% от ВВП в 2010 году. А также один из самых высоких уровней пенсионных взносов в Европе, что составляет 35% валовой зарплаты. И, несмотря на это в 2010 году в Пенсионный фонд было перечислено из бюджета сумму, равнозначную 7% от ВВП.

Перечисление огромных средств из бюджета на покрытие пенсионных выплат приводит к сокращению объема расходов, необходимых для улучшения качества образования украинских детей и качества медицинского обслуживания семей. Это также уменьшает возможности инвестирования в развитие инфраструктуры для повышения конкурентоспособности экономики страны, создания дополнительных рабочих мест и повышения уровня доходов всех граждан.

Если ничего не делать, положение будет ухудшаться и дальше. Через 10 лет на каждого работающего будет один пенсионер, а согласно прогнозам доля трудоспособного населения в дальнейшем будет только уменьшаться. Без проведения необходимых корректировок нынешняя пенсионная система останется финансово нежизнеспособной.

Существуют три возможных пути решения этой проблемы: либо урезать пенсии, либо увеличивать размер пенсионных взносов, или поощрять работающих дольше оставаться на рынке труда. Учитывая небольшой размер средней пенсии, уменьшение пенсий не является вариантом. Увеличение размеров взносов также неприемлемо, ведь они и так достаточно высоки и их повышение будет способствовать дальнейшему росту теневой экономики.

Путь к решению проблемы заключается в том, чтобы поощрять сотрудников работать дольше, а также уменьшать расходы, связанные с выплатой специальных пенсий, которые осуществляются за счет трансфертов из бюджета. Именно такие мероприятия и содержатся в подготовленных правительством законодательных предложениях, которые предусматривают:

• постепенное увеличение возраста выхода на пенсию для женщин — от 55 до 60 лет, на 6 месяцев каждый год;

• увеличение стажа, необходимого для получения минимальной пенсии (на 10 лет);

• осуществление начальных шагов на пути к согласованию специальных пенсионных схем с общей системой.

Начиная с 2012 года предложенные правительством меры позволят ежегодно экономить пенсионные расходы в сумме приблизительно равной 1,5% ВВП. А до 2015 года вообще исчезнет необходимость бюджетного финансирования дефицита Пенсионного фонда.

В публичных дискуссиях, которые проходят в Украине, выражают обеспокоенность, что предложенная реформа возлагает слишком тяжелый социальный груз на население. Это не так. Во многих странах Европы под давлением демографических и фискальных проблем правительства вынуждены были провести пенсионные реформы. Предложенная Украине реформа является одной из наиболее социально сбалансированных в регионе. Женщины, которых она непосредственно затрагивает, получат во время переходного периода добавку к пенсии, а работники бюджетного сектора также получат дополнительную компенсацию. Кроме того, реформа будет проводиться весьма постепенно: процесс повышения возраста выхода на пенсию завершится лишь через 10 лет, и начинать его следует уже сейчас.

В общественных обсуждениях также выражается обеспокоенность, что если пенсионный возраст повысить до 60 лет, а средняя продолжительность жизни лишь на несколько лет дольше, то людям не остается времени для жизни на пенсии. Это не совсем правильно. На самом деле ожидаемая продолжительность жизни среднестатистической женщины в возрасте 60 лет составляет 80 лет, т.е. в среднем женщины могут прожить еще 20 лет после выхода на пенсию. Этот уровень является очень близким к соответствующему показателю в других европейских странах, хотя следует признать, что ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Украине останется намного меньше.

Другая точка зрения, которую можно услышать в дискуссиях по пенсионной реформе, связывает нынешние проблемы пенсионной системы с занижением декларируемых заработных плат. Но это не отражает в полной мере реальное положение вещей. Слишком большие расходы на пенсии заставляли все предыдущие правительства поддерживать высокие размеры взносов. Однако крупные взносы, в свою очередь, побудили работодателей и наемных работников скрывать реальный размер заработной платы, вследствие чего расширялась теневая экономика. Этот порочный круг можно разорвать, только для начала сократив пенсионные расходы и таким образом сбалансировав пенсионные финансы. Как только это будет достигнуто, можно принять дополнительные меры, чтобы укрепить административно, а также установить более прямую связь между взносами и пенсионными выплатами, создав таким образом стимулы для работников сообщать о своих доходах.

В этой связи высказывается мнение, что введение так называемого «второго уровня», в рамках которого работающие платят взносы на персональные накопительные счета и из них в дальнейшем получают пенсию пропорционально сделанным взносам, создаст стимулы для более честного отчета о зарплатах и улучшит дисциплину по уплате взносов. Это может стать реальностью, но лишь при условии, если плательщики взносов будут уверены в том, что их накоплением ничего не угрожает и они инвестированы должным образом. Это, в свою очередь, требует создания надлежащих институциональных предпосылок и функционирующих рынков капитала. Опыт внедрения многоуровневых пенсионных систем в мире свидетельствует о существовании значительных рисков, связанных с преждевременным введением обязательных накопительных пенсионных схем. Впрочем, какой бы ни была перспектива следующего этапа пенсионной реформы, без первых шагов, направленных на сбалансирование бюджета пенсионного фонда, никакая реформа не может быть успешной.

И наконец, по нашему убеждению, не существует альтернативы мерам, которые предлагает правительство. Они являются финансово ответственными, социально сбалансированными и закладывают фундамент для пенсионной системы, что дает возможность выплачивать пенсии не только нынешним, но и будущим пенсионерам.

Мартин РАЙЗЕР, директор Всемирного банка в Украине, Беларуси и Молдове

* Прес-релізи розміщуються на сайті ІА «Контекст-Причорномор'я» у тому вигляді, в якому вони надіслані, без редакторського виправлення.

© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.012
Перейти на повну версію сайту