Отдельные положения и нормы закона, регулирующего рекламу табачных изделий, трактуются неоднозначно,и создают проблемы в розничной торговле
Новый Закон1, который вступил в силу с 16-го сентября с.г., запретил любую рекламу и стимулирование продаж сигарет, знаков для товаров и услуг, других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми выпускаются табачные изделия.
В дополнение к уже запрещенным радио и телеэфирам теперь перекрыт доступ и к другим носителям телесигналов- кабельному, спутниковому , IP, on-line, мобильному телевещанию.
Закрыты для табака и печатные издания — не только периодические, но и научные, популярные, учебные, справочные, литературно-художественные. Запрет распространяется на рекламу на транспорте, на любую наружную рекламу и на интернет (за исключением сайтов для взрослых с предварительной идентификацией возраста пользователей).
Законом запрещается спонсорство различных зрелищных, спортивных, театрально-культурных мероприятий, теле-радио-передач с использованием рекламы табачных изделий, названий производителей и продавцов.
Попали под табу различные маркетинговые акции, например, предоставление бонусов, премий, права на участие в любой игре, лотерее, конкурсе, событии, которые прямо или опосредованно связаны с табачными изделиями.
В целом, вся массовая реклама табачных изделий, которая присутствовала ранее, должна исчезнуть,- отмечает заместитель председателя Государственной инспекции Украины по вопросам защиты прав потребителей Ольга Соколова.- В первую очередь это касается мест продажи сигарет. Речь идет о кассах в супермаркетах, киосках, ларьках. Финансовые санкции для субъектов хозяйствования составляют от 30 до 50 тысяч гривен за каждый факт рекламы на отдельном рекламном носителе или каждого отдельного мероприятия с целью стимулирования продажи табачных изделий.
Без сомнения, принятие нового закона было позитивно встречено в обществе. Привлекают его социальная направленность, надежда, что курильщиков станет меньше(Украина занимает 7-е место в мире по распространению этой вредной привычки).
И в то же время, представители малого и среднего бизнеса, торговой сферы заметно обеспокоены. Внушают опасения неоднозначные формулирования и нестыковки некоторых положений нормативных актов Закона.
Что, например, считать рекламой и стимулированием продаж? Особый дизайн витрины, его яркую освещенность? Или информацию для потребителя, на которую он имеет право? Как запреты отразятся на отношениях субъектов хозяйственной деятельности? Возникают и многие другие вопросы.
Предприниматели опасаются, что теперь их будут преследовать бесконечные проверки, за которыми последуют штрафы выше налоговых. Придется закрывать бизнес, будут потеряны тысячи рабочих мест.
- Ситуация с новым Законом возникла действительно очень серьезная,- отмечает председатель Совета предпринимателей при Кабинете Министров Украины Леонид Козаченко.- Задействованы сразу несколько уже работающих законодательных актов,
в которые внесены поправки и дополнения. Теперь перед нами сложный законодательный организм, который надо научиться понимать и правильно читать. Как со
стороны субъектов хозяйствования , так и контролирующими органами. Только в таком случае требования Закона будут выполнены.
Как отмечают предприниматели, уже есть негативный опыт по внедрению этого закона. В одних городах проверяющие требовали вообще спрятать пачки сигарет с витрин или разместить их боком, в других – оставить не более одной от каждого бренда или снять ценники, если они накладывались на текст медицинского предупреждения. Немало спорных моментов возникло в связи с освещением витрин или с информацией для потребителя.
С учетом этого Госпотребинспекция и Минэкономразвития подготовили методические рекомендации, которые были учтены в новой редакции Порядка наложения штрафов за нарушение закона о рекламе. ( Кабинет Министров принял постановление №885 от 26.09., которым внес соответствующие изменения в раздел 4 Порядка).
Как заверяют в Госпотребинспекции, за сам факт размещения сигарет на витрине, прилавках и полках ларьков, магазинов и супермаркетов штрафовать продавцов не будут.
-В Законе нет никаких норм, которые запрещают размещение на витринах в любой форме пачек сигарет,- объясняет Ольга Соколова.-
В Госпотребинспекции считают, что законодательство не затрагивает отношения между субъектами хозяйствования, которые производят или реализуют табачную продукцию. Не может считаться нарушением и освещение мест торговли. Ценообразование на табачные изделия также не является предметом регулирования законодательства. Продавец обязан обозначить цену каждой единицы табачной продукции.
Не будет считаться рекламой и размещение одного плаката размером 40х30 сантиметров на одно место торговли, в котором содержится текстовая информация о наличии в продаже табачных изделий и цен на них. Таким местом торговли может считаться каждая отдельная касса супермаркета.
- Во всех этих случаях соблюдены права потребителя, которые в нашей стране надежно защищены Конституцией Украины и Законом «О защите прав потребителя», в частности, статьей 15 о праве на информацию о продукции,- подчеркивает президент Украинской ассоциации потребителей Олег Самчишин.- Отмечу, что закон предоставляет потребителю право на свободный выбор, а значит на получение информации до покупки товара.
Поэтому продавец обязан предоставить покупателю полную информацию о товаре. По закону это касается наименования товара, торгового знака, данных об основных особенностях продукции, содержании вредных веществ, названии производителя и.т.д. в соответствии с той же статьей 15 Закона Украины «О защите прав потребителей»..
-Конечно, трудно представить,- замечает Олег Самчишин,- что продавец в тесной лавке в каждом случае сможет предъявлять сопровождающую документацию или то, что на крохотном листке можно разместить читабельную информацию о сотне- другой сигаретных брендов. Но формально, права потребителя соблюдены. И это уже хорошо.
Тем более следует отличать потребительскую информацию от рекламной или стимулирующей продажи. И строго следовать букве и нормам законов.
Контакты
Святослав Логвиненко, 050-346-86-67
Ukraina-forum@inbox.ru Максим Рыльский, 050-330-77-42
Maxim. rylsky@gmail.com
PS. Просьба, публикации передавать по электронной почте или по адресу на почтовый ящик: 03150, Киев. почт. ящик № 18
Святослав Логвиненко, Максим Рыльский
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.012Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |