5 октября в Бельгии девушки из молодежного женского хора «Ориана» (Одесса, Украина) завоевали гран-при на одном из самых престижных мировых хоровых конкурсов – 13 International Choir Competition Flanders-Maasmechelen 2015.
Победа Украины в мировом сообществе сегодня чаще рассматривается в сфере военных успехов, возможно дипломатии, увы, реже в экономике. По мнению большинства экспертов именно в сложные для страны периоды её оплотом может и должна стать культура. Несмотря на кажущуюся парадоксальность этой мысли (мол, финансирования не хватает, культурой можно заняться тогда, когда с остальными сферами все будет хорошо), она подтверждается практикой.
5 октября в Бельгии девушки из молодежного женского хора «Ориана» завоевали гран-при на одном из самых престижных мировых хоровых конкурсов – 13 International Choir Competition Flanders-Maasmechelen 2015. Одесситки победили сразу в нескольких номинациях: 1 место в категории «однородные хоры», специальный приз за лучшее исполнение обязательного произведения бельгийского композитора, лучший хор конкурса по количеству набранных баллов. Преодолев жесткий отбор участников (каждый год для участия в конкурсе из более 100 заявок отбираются только 12 хоров со всего мира), «Ориане» удалось стать лучшей! За годы существования конкурса Украина для участия была приглашена впервые. Девушки соревновались с представителями хоровых школ Латвии, Индонезии, Германии, Бельгии, Словении, Голландии.
Руководитель хора Галина Сергеевна Шпак выбрала для конкурса произведения украинских современных композиторов. Наши творцы, среди которых есть и одесситка композитор Юлия Гомельская, сочиняют музыкальные произведения, которые на мировой арене с каждым годом завоевывают все больше уважения и признания.
Зарубежные эксперты кроме богатого интересного современного хорового репертуара отмечают уникальные прозрачные, «хрустальные» голоса девушек и традиции известной во всем мире одесской хоровой школы, которые бережно поддерживаются и развиваются руководителем хора.
Выступления «Орианы» принимаются на ура – с последнего награждения в Бельгии жители города, в котором проходил конкурс, встречали девочек ночью с песнями и поздравлениями. За рубежом наши культурные традиции повсеместно интересны людям. И, как ни странно, не только в свете событий последних лет, а именно потому, что Украина во всем мире известна своими невероятными по своей глубине и силе певческими традициями.
Специалисты же отмечают, что именно украинские композиторы сегодня находятся в авангарде современной хоровой музыки – они остро чувствуют тенденции и находятся на одной волне с самыми выдающимися творцами в этой сфере. Очень важно, чтобы именно украинские хоры смогли представлять на международных конкурсах и фестивалях наше достояние – богатство культуры с её корнями и современным видением. «Ориана» уже 8 лет успешно это делает. Правда, высокая хоровая музыка made in Ukraine интересна все больше за рубежом – даже не смотря на всплеск патриотизма в последние годы, права на исполнение современных хоровых произведений в Украине так ни разу куплены не были. Средств нет. А вот в Европе, Азии и Америке они пользуются спросом у музыкальных коллективов. Как говорится, ситуация из разряда «нет пророка в своем отечестве».
Это не первая победа коллектива в этом году – в Молдове на VII Festival-Concurs Intrenational de Muzica Corala музыканты взяли 1 приз в категории «Камерные хоры», также были успехи в Греции — 32 INTERNATIONAL CHORAL FESTIVAL OF PREVEZA (1 приз в категории «Однородные хоры», специальный приз «Лучший дирижер» и приз за лучшее исполнение духовной музыки). Всего же за годы существования коллектива «Ориана» побывала в 15-ти странах, завоевав 12 первых призов, 3 гран-при. После публикации новости в группе «Орианы» в фейсбуке о победе в Бельгии, коллектив тут же пригласили на другой престижный фестиваль 52 Montreux Choral Festival International, который пройдет в Швейцарии в апреле 2016.
Увы, перед коллективом остро стоит проблема финансирования, вернее его отсутствия. Все поездки на фестивали, на которых так рады слышать украинских талантливых музыкантов, оплачиваются из своего кармана. Неоднократные обращения во властные и бизнес структуры пока оканчиваются ничем. Даже небольшие суммы – до 200 евро на дорогу – оказываются роковыми для студенток со стипендией в 800 гривен. От многих интересных предложений приходится отказываться.
В мировой практике хоры финансируются либо становясь муниципальными (но в Одессе, похоже, это не спасет ситуацию), либо получая помощь спонсоров. У таких коллективов нет шансов стать самоокупаемыми – это искусство. А оно практически во всех странах является дотационной статей бюджета. И все же, девушки уверены, что в ближайшее время смогут найти поддержку – неравнодушные любители искусства имеют уникальный шанс помочь коллективу средствами на поездку в Швейцарию и поддержать развитие украинской культуры на мировой арене.
Послушать произведения молодежного женского хора «Ориана» можно здесь:
Soundcloud: https://soundcloud.com/oriana-ua
Youtube: oriana youth female choir
Группа fb: www.facebook.com/oriana.choir
«Если ты украинец, ты должен знать эту музыку, слушать её, стремится постичь то, что в ней заложено – а это глубокие пласты, это история нации. Это своеобразная терапия для целого народа – когда в одной песне ты можешь пережить целым залом все его судьбу, можешь пережить горе, принять весь трагизм, вынести уроки. Красоту украинской песни в её истоках создавали люди, на долю которых пришлось гораздо больше лишений и тяжестей, нежели переносим мы. Нам есть чему поучиться в этих песнях – мудрость, которая там заложена, можно расшифровывать годами. Мы с радостью это делаем и делимся своими открытиями с нашими слушателями» — говорит руководитель хора Галина Сергеевна Шпак.
Справка №1
Хоровое пение возникло в древней Греции на сцене, где ставились трагедии как отражением мнения масс, влияющего на принятие решений главными героями, хористы выражали, если хотите, коллективное бессознательное. Вот и сегодня, конечно, невозможно сделать переложение современных стихов или песен с М1 для хора, но находят своё новое прочтение библейские тексты (кстати, некоторые из таких произведений исполняются в церквях), народные мотивы или например, стихи Пастернака.
Справка №2
Выражение «співоча нація» закрепилось за нами неспроста. Не все знают, что знаменитый «Щедрик», который смело можно назвать официальным саундтреком Рождества по всему миру, это украинская народная щедривка. А её современную обработку, собственно сделавшую его популярным, написал украинский композитор Николай Леонтович в начале XX века. 5 октября 1921 года «Щедрик» был впервые исполнен за океаном — на концерте в Карнеги-Холле в Нью-Йорке. Песня стала популярной настолько, что в 1936 году Питер Выговский (по другим данным — Питер Вильховський (Peter Wilhousky)), который работал для радио NBC, пишет английскую версию слов «Щедрика». Песня напоминала Вильховскому перезвон, и он зафиксировал этот образ в своих стихах. Позднее песня закрепилась в музыкальной культуре Запада под названием «колядка колокольчиков» (англ. Carol of the Bells). До сегодняшнего дня американские хоры, профессиональные и любительские, поют это произведение как колядку на Рождество. Украинский народ подарил миру и основу джазовой знаменитой композиции «Summertime» Гершвина — в её основе лежит колыбельная «Ой, ходить сон коло вікон».
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.017Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |