Холдинговая компания «Черноморский судостроительный завод» (ЧСЗ) – крупнейшее судостроительное предприятие Украины, которое в советское время производило авианосцы, тяжелые крейсеры, поточно-позиционным способом строило до 25 – 27 океанских траулеров в год. На предприятии работало свыше 30 тыс. человек, для Николаева оно являлось градообразующим. После обретения Украиной независимости завод потерял военные заказы, выпал из системы судостроительного ВПК. Отсутствие опыта самостоятельного поиска заказов, гиперинфляция и вымывание оборотных средств, гибельные для отрасли с длительным производственным циклом и низкой рентабельностью, привели к тому, что предприятие попало в сложное экономическое положение. Завод строил танкеры для греческих заказчиков по убыточным контрактам, затем – буксиры. Предприятие остро нуждалось в приходе стратегического инвестора с опытом работы в судостроении.
Заинтересованность в приватизации холдинга проявляли ряд мощных отечественных и иностранных структур. Однако по непонятным причинам ни одна из серьезных финансово-промышленных групп и серьезные судостроительные компании не приняли участие в приватизационном конкурсе. Контрольный пакет в 90,25% акций холдинговой компании ЧСЗ был продан на конкурсе осенью 2003 года. Его покупателем выступила незадолго до этого приватизированная Николаевская малотоннажная верфь (НМВ) – небольшое предприятие, созданное на базе одного из цехов ЧСЗ, но структурно не входящее в его состав. Впоследствии выяснилось, что собственниками контрольного пакета акций НМВ являются граждане России братья Олег и Игорь Чуркины.
За прошедшее с момента приватизации время Чуркины (один из них является председателем правления холдинга, другой – председателем наблюдательного совета) проводят политику уничтожения холдинга. За два года их руководства предприятием здесь не заложено и не построено ни одного судна, зато распродаются активы. Производственные мощности загружены примерно на 9%, холдинг убыточен, а основу в структуре доходной части ЧСЗ составляют судоремонт и распродажа основных фондов. Трудовой коллектив сокращается, долг по зарплате не погашен и в настоящее время составляет около 2,5 млн. грн. Кроме того, для расчета с рабочими собственники используют сомнительные схемы (фиктивная купля-продажа акций, договоры о сдаче металлолома и т. д.), позволяющие уйти от уплаты подоходного налога и начислений в пенсионный фонд. Черноморцам последние два года работы в большинстве не засчитываются в трудовой стаж. Проводится политика увольнения неугодных и запугивания коллектива. К примеру, бывший гендиректор холдинга А. Сагайдаков, отказавшийся резать на лом технологическое оборудование, без которого невозможно строительство судов, был уволен, а когда он придал делу публичную огласку – подвергся бандитскому нападению и чудом остался жив. Нападавшие до сих пор не найдены.
Новые собственники холдинга знакомы с судостроением лишь понаслышке. Однако это не помешало им уничтожить профессиональный костяк коллектива, заменив их случайными людьми, что крайне затрудняет возобновление нормальной производственной деятельности. Одновременно Чуркины осуществили ряд манипуляций с заводскими активами, проведя целостный имущественный комплекс завода через уставные фонды нескольких юридических лиц и организовав допэмиссию акций, которые были не проданы, а переданы одному из юридических лиц в обмен на «мусорные» акции неликвидных предприятий. Реализация такой схемы привела к тому, что если даже холдинг будет возвращен в госсобственность, государству останется лишь «голое» юридическое лицо без активов и примерно с 500 млн. грн. долгов.
Несколько лет продолжается конфликт ЧСЗ с зерноторговой компанией «Нибулон», которая в 2002 г. за 80 млн. грн. выкупила у холдинга объект незавершенного строительства – «Восточная достроечная набережная» (7 га пустынной намывной территории, где в советское время планировали построить специализированную достроечную набережную для авианосцев с ядерными силовыми установками) и построила здесь зерноперевалочный терминал для экспорта зерновых. Поскольку терминал со всех сторон окружен территорией ЧСЗ и акваторией, администрация предприятия неоднократно пыталась воспрепятствовать доступу на объект и его нормальной работе, и даже провоцировала конфликты с арендаторами в принадлежащих «Нибулону» сельхозпредприятиях.
Собственники ЧСЗ остро конфликтуют и с городской властью, оставляя местный бюджет без налогов и сборов, отказываясь погашать долги по коммунальным услугам и одновременно требуя от мэрии погасить старые долги городской власти перед ЧСЗ, отказываются в соответствии с действующим законодательством передавать на баланс города заводские общежития (от их обитателей администрация ЧСЗ требует огромной арендной платы за комнаты или немедленного выселения), отказываются признавать право города на намывную территорию микрорайона Намыв, которая в 70 – 80-ые годы намывалась ЧСЗ под жилую застройку и т. д.
Еще один пунктом претензий к Чуркиным является их вызывающее отношение к Украине и украинцам. Перед ЧСЗ вывешен российский флаг, а сам завод объявлен территорией России, где не действуют законы Украины. Российский менеджмент ЧСЗ в личном общении оскорбляет рабочих-украинцев, их национальные чувства.
Невыполнение условий договора купли-продажи холдинга еще в начале 2004 года обратило на себя внимание группы парламентариев из фракций КПУ и СПУ. Они создали комиссию по отслеживанию ситуации на холдинге. Позднее к ним присоединились коллеги-нардепы из НРУ, Партии Регионов и других политсил. Однако депутатский контроль не остановил прогрессирующего упадка холдинга, а неоднократные обещания Чуркиных возобновить судостроительную программу с обнародованием конкретных графиков, сроков, и даже с подписанием контракта на строительство танкеров для Норвегии ничем не закончились.
Первоначально новое руководство облгосадминистрации в феврале – марте 2005 года провело изучение ситуации и попыталось радикально решить проблему ЧСЗ, отобрав холдинг у нынешних владельцев. Однако после вмешательства А. Кинаха (его считают главным лоббистом интересов Чуркиных в нынешней власти) ситуация резко изменилась. Облгосадминистрация самоустранилась от решения проблемы ЧСЗ, а сам А. Кинах потребовал от сторон конфликта не мешать Чуркиным. Действия А. Кинаха и партии ПППУ, которую он возглавляет, не только наводят на мысли о коррупционном подтексте и дискредитируют новую власть в глазах николаевцев, но, что еще хуже, загоняют проблему в угол. Затягивание же времени может привести к тому, что производственная и кадровая база холдинга будет полностью уничтожена, и восстановить ее уже не удастся. Кстати, в подконтрольной Николаевской ОГА газете «Губернская неделя», которая бесплатно распространяется с целью агитации за НСНУ прямо указывалось, что ЧСЗ городу не нужен, а нужна земля в прибрежной зоне, которую можно эффективно использовать.
Остальные партии кроме ПППУ и НСНУ в отношении ЧСЗ имеют общую позицию – вернуть холдинг государству. В этом сходятся НРУ, Партия Регионов, СПУ, КПУ, БЮТ и другие. За исключением левых все остальные считают, что для ЧСЗ вслед за реприватизацией на конкурсной основе нужно найти нового эффективного собственника. Уникальная ситуация в Николаеве привела к созданию осенью прошлого года «Комитета спасения ЧСЗ», в который вошли представители идеологически противостоящих партий (разумеется, за исключением НСНУ и ПППУ). Всех их объединила необходимость спасти ведущее украинское судостроительное предприятие. «Комитет» стал выразителем резко негативного отношения к Чуркиным, преобладающего в Николаеве. Более того, многие наблюдатели высказывают опасения, что при вмешательстве российских спецслужб осуществляется технология сознательного и планомерного уничтожения холдинга, который является конкурентом для российских верфей и теоретически может возобновить крупнотоннажное военное кораблестроение. Косвенным свидетельством этого является тот факт, что поддержку Чуркиным оказывает посол РФ в Украине В. Черномырдин, несмотря на массу очевидных фактов, свидетельствующих об их незаконной деятельности.
Политика в отношении ЧСЗ дискредитирует нынешнюю власть в глазах николаевцев не только из-за позиции А. Кинаха и областной госадминистрации. В период президентской кампании В. Ющенко обращался к рабочим-черноморцам и обещал, что после избрания проблема холдинга станет для него одной из первоочередных. Однако ничего полезного для ЧСЗ В. Ющенко так и не сделал, а прокуратура, обязанная адекватно реагировать на многочисленные нарушения закона со стороны Чуркиных, отрабатывает ситуацию слабо. Иск по расторжению договора купли-продажи ЧСЗ, поданный ФГИУ, прокуратурой был поддержан лишь формально. Неубедительная позиция прокуратуры, представлявшей интересы государства, привела к отклонению иска в хозяйственном суде.
Добавим, что в Николаеве муссируются слухи о том, что помимо А. Черномырдина и А. Кинаха за спиной нынешних собственников ЧСЗ стоят люди из Секретариата Президента, что не идет на пользу имиджу власти. В числе тех, кто или поддерживает Чуркиных, или даже является совладельцем холдинга, называются имена И. Воронина – бывшего заместителя главы правления НАК «Нефтегаз Украины» при Ю. Бойко, и Ю. Хареса – крупного сирийского бизнесмена, который еще не так давно являлся советником Президента В. Ющенко.
Тем временем, Чуркины, стараясь поддержать собственное реноме, проводят масшатбную PR-акцию в общенациональных СМИ. Среди тех, кто их поддерживает на информационном поле – бывший правительственный секретарь Кабмина В. Ющенко В. Лисицкий, а также депутат фракции «Регионы Украины» В. Хомутынник. Его заявление в эфире ICTV, что при Чуркиных объемы производства на ЧСЗ якобы выросли в три раза и сегодня предприятие процветает, вызвало в Николаеве волну возмущения.
Перспективы дальнейшего развития ситуации неясны. Что ждет ЧСЗ в будущем – сегодня сказать с уверенностью не берется никто.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |