ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Актуальні теми
Ющенко и николаевцы говорят на разных языках
17:20 / 25.09.2006

В пятницу, 22 сентября, в ходе короткого визита в Николаевскую область Президент Виктор Ющенко лишил здешних корабелов последней надежды на быстрое возрождение СЭЗ «Николаев». Он заявил, что не поддерживает политику, которая проводилась в Украине относительно свободных экономических зон. Оказывается, СЭЗ была неконтролируемым каналом ввоза импортной продукции. И потому, мол, нам нужно полностью пересматривать свое отношение к СЭЗ вплоть до установления границы между специальной экономической зоной и остальной территорией города.

Появление Ющенко на просторах опального и в целом не доверяющего ему как политику региона вызвало тягостные чувства. Прежде всего, следует заметить, что это был первый визит Виктора Андреевича на николаевскую землю после избрания главой государства на выборах 2004 года. Тогда, напомним, в ходе избирательной кампании Ющенко дважды побывал в Николаеве и районах области. Приезжал он и прежде – за год до этого. В принципе это понятно: человек, вознамерившийся стать президентом, формировал для себя электоральную базу. А потому много ездил, с легкостью раздавал обещания, и еще какие! К примеру, после своего избрания в кратчайшие сроки навести порядок на крупнейшем судостроительном предприятии страны – Черноморском судостроительном заводе, наказать виновных в его разрушении и разворовывании.

Однако, после занятия главного кресла в Украине, любовь Ющенко к региону заметно охладела. Во-первых, за него здесь голосовали очень плохо, а на выборах весной 2006 года за «Нашу Украину» – вообще никак. Во-вторых, многие предвыборные обещания так и остались обещаниями, посему смотреть в глаза николаевцам не больно хотелось.

Естественно, визит носил скоропостижный характер, все происходило очень быстро, наблюдался максимум присутствия на различных мероприятиях – учениях, закладке нового судна, награждениях, и минимум общения с людьми. Ответы на вопросы, волнующие николаевцев, Ющенко давал в лучшем случае обтекаемые, а в худшем – просто шокирующие.

Что он сказал конкретно, так это то, что губернатор Николаевской области Александр Садыков остается на своем месте. На вопрос о том, возможна ли приватизация НПКГ «Зоря-Машпроект», производящего 90% украинских газовых турбин и судостроительного завода им. 61 коммунара, Виктор Андреевич разразился многословной тирадой, смысл которой сводился к тому, что подобного рода бизнес может быть прибыльным только у частника. Если с «коммунаровцами» сие звучит справедливо, то с НПКГ… На сегодня это не просто прибыльное предприятие, а дойная корова для николаевского бюджета, для местных органов власти. Предприятие с 16 тыс. коллектива содержит жилье и огромную социальную сферу. Что станет со всем этим хозяйством в случае приватизации, можно проследить на примере Николаевского глиноземного завода или, скажем, того же Черноморского судостроительного. Кстати говоря, приватизация ЧСЗ показала, что далеко не всегда этот механизм является эффективным и даже может привести к уничтожению самого процветающего предприятия. По разным причинам, будь хорошо спланированная провокация конкурентов или же обычная управленческая импотенция новых собственников. Ведь не факт, что они будут более эффективным менеджером, чем государство.

В Николаеве Ющенко ждали, и ждали очень долго. Многие надеялись, что, посетив город, он сделает очень много полезного для николаецев. Теперь, после его отъезда с сожалением приходится констатировать, что Ющенко НЕ СДЕЛАЛ. Он НЕ ПОБЫВАЛ на ЧСЗ и НЕ ВСТРЕТИЛСЯ с «черноморцами», которых обнадежил во время президентских выборов (правда, большинство из них уже не работают на огромном обезлюдевшем предприятии, превратившемся в индустриальную пустыню). Побывав на процветающей верфи «Дамен Шипярдс Океан», он НЕ ОБСУДИЛ с представителями иностранных инвесторов воистину вредительскую политику государства в отношении украинского судостроения. Он НЕ СДЕЛАЛ никаких заявлений о возобновлении господдержки судостроительной отрасли или же возвращении прежнего режима функционирования СЭЗ «Николаев». Более того, он вообще НЕ ЕЗДИЛ по улицам города и не общался с обычными прохожими, предпочитая перемещаться на вертолете!

Визит показал, что Ющенко по-прежнему пребывает в плену либерально-экономических иллюзий в отношении украинского судостроения. Он уверен, что судостроение спасет не пересмотр государственной политики, а евроинтеграция, которая даст верфям новые заказы. При этом главный евроинтегратор страны так толком и не пообщался с представителями зарубежных компаний – совладельцев верфи «Дамен Шипярдс Океан», которые желали поплакаться Президенту на жесткий таможенно- налоговый прессинг и возмутительное невозмещение НДС по экспорту. Иными словами, в очередной раз корабелам дали понять, что государственные декларации – это одно, а реальные действия чиновников – совсем другое. И если ради интеграции в Европу, придется пожертвовать украинским судостроением, сельским хозяйством или чем еще – никаких проблем! Кому нужна такая евроинтеграция – не очень понятно, но уж точно не украинскому народу…

Нашего многословного и труднопонимаемого Президента нельзя обвинить в избытке крылатых фраз. Но однажды в Николаевской области он высказался так, что здесь до сих пор этого не могут ни забыть, ни простить: «Мы ничего не должны судостроению». Данное лаконичное высказывание, последовавшее из уст премьера Ющенко в 2000 году во время пребывания в одном из винодельческих хозяйств области (складывается впечатление, что Ющенко вообще не любит судостроение, его больше тянет к земле, где он провел свои детские годы), стало лейтмотивом сегодняшнего отношения государства к судостроению.

Вот посмотреть, как красиво прыгают с самолетов десантники, как запускают ракеты с вертолетов, покрасоваться на публике в камуфляже с капитанскими погонами, – это да. А понять, что судостроение, пусть хлопотная и низкорентабельная отрасль, но именно она является локомотивом экономики, способным обеспечить стремительный рост промышленного производства и оживление хозяйственной жизни – это никак. Да и вообще, «то, что делалось раньше, было неэффективным».

Ющенко беспокоится, чтобы для армии в бюджете-2007 были выделены 11 млрд. 800 млн. грн.; он намерен больше внимания уделять военно-промышленному комплексу Украины, делать заказы на боеприпасы, принять ряд программ развития. Для него важнее пушки. В то же время для жителей столицы украинского судостроения куда ближе житейские вопросы – стабильная работа, хорошая зарплата. Наверное, именно поэтому Президент и николаевцы так плохо понимают друг друга, поэтому здесь не хотят голосовать за Виктора Андреевича и за его партию.

Выходит, что Ющенко и николаевцы говорят на разных языках не только в буквальном смысле слова…


Коментарі

Немає коментарів
Контрольний код:
 
введіть, будь ласка, літери, які ви бачите зліва
Ваше ім'я: *
Ваш e-mail:
Коментар: *

© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту