Назначение на прошлой неделе министром экономики некогда «помаранчевого» Анатолия Кинаха и переход его малочисленных нардепов-однопартийцев по ПППУ из оппозиционной «Нашей Украины» в парламентское большинство, позволили Виктору Януковичу укрепить свои позиции. Антикризисную коалицию тут же переименовали в Коалицию национального единства, а премьер уже в открытую обсуждает сценарий формирования в парламенте конституционного проправительственного большинства.
А. Кинах стал вторым после Александра Мороза видным «помаранчевым» перебежчиком в стан сине-белых. Как и Мороз, он всегда играл в моральность и принципиальность, настаивая, что это основополагающие черты его политической линии. Однако в обоих случаях маска принципиальности превратилась в чудовищную гримасу политического предательства. Хотя в отличие от СПУ в случае с Партией промышленников и предпринимателей говорить о предательстве электоральном не следует. Рейтинг ПППУ настолько мал, что социологи не обращают на него серьезного внимания.
Несмотря на полное отсутствие электоральной базы переход А. Кинаха в правительство нанес тяжелый удар по остаткам «помаранчевых». И дело тут вовсе не в оттягивании голосов избирателей, а в явственно различимой перспективе полного краха мощной команды, некогда сформировавшейся вокруг объединяющей фигуры Виктора Ющенко. Корабль, с которого бегут не только крысы, но и социалисты с промышленниками и предпринимателями, видимо, уже невозможно спасти. Тем более что и особой борьбы за живучесть наблюдатели не замечают: только очередную порцию морализаторства со стороны Президента и острых полемических выпадов со стороны радикально настроенной части «помаранчевой» тусовки.
Анатолий Кинах – выходец из молдавского села, выучившийся в Ленинграде, как профессионал-судостроитель сформировался на судостроительном заводе «Океан» – самой молодой из крупных николаевских верфей. Его политическая карьера началась в начале девяностых, когда он сначала был избран депутатом Верховного Совета УССР, а затем в марте 1992 г. неожиданно назначен Леонидом Кравчуком представителем Президента в Николаевской области. Тогда сдержанный, немногословный заводчанин Кинах обладал огромной поддержкой простых николаевцев. Правда, уже в те годы, он был «человеком в футляре», словно робот говорил заученными блоками правильных фраз, но все же еще не успел отрастить министерские щечки и воспринимался николаевцами как «свой парень» – молодой, серьезный и стройный, заботящийся о регионе и его жителях.
Николаевцы это оценили. В 1994 г. на выборах председателя облсовета (тогда он избирался всеобщим голосованием) за Кинаха отдали голоса более 70% избирателей. Затем А. Кинах уехал в Киев. Здесь он возглавил УСПП, был вице-премьером, дважды – первым вице-премьером и один раз – премьер-министром. Тогда, в 2001-м, по поводу его назначения (кстати, после того как парламент «ушел в отставку» правительство Виктора Ющенко) Л. Кучма отпустил хлесткий комментарий, на тему, что раз уж лучше премьера не нашлось, то пусть хотя бы этот будет. Нормальный, действительно принципиальный политик с чувством собственного достоинства тут же подал бы в отставку или, хотя бы, публично ответил на такой выпад. Но А.Кинах мужественно проглотил колкость главы государства. Последней его должностью перед избранием в парламент было кресло секретаря СНБО. Здесь, как и на других должностях, он особо ничем не запомнился украинцам.
Получая один портфель за другим, то, попадая в правительство, то временно уходя на «скамью запасных» в парламент, А. Кинах всегда демонстрировал удивительную политическую живучесть. У него, как и у Великой Британской империи, не было друзей в политике – только интересы. Правда, со временем все больше украинцев такую поведенческую линию стали воспринимать как обыкновенное приспособленчество. Но Анатолия Кирилловича это, похоже, ничуть не смущало.
Когда летом 1995-го Кинах уехал из Николаева на повышение в Киев, в регионе наблюдалась настоящая эйфория. Как же, николаевцы делегировали своего земляка на столь высокий пост, где он сможет отстаивать их интересы! С тех пор прошло почти 12 лет, были у Кинаха посты и повыше. Но городу и области это (за редким исключением) ничего не дало. Он даже не спас от экономической разрухи родной завод «Океан», не отстоял судостроительную СЭЗ «Николаев», не помог решить вопрос выделения японского кредита на строительство объездного моста через Южный Буг, не решил вопрос с ракетным крейсером «Украина». В последнем случае даже тогдашний губернатор Алексей Гаркуша не удержался от публичной выволочки в адрес первого вице-премьера А. Кинаха, который, по его мнению, «много говорил и мало делал».
Однако самым главным его прегрешением в глазах горожан является жесткое лоббирование интересов нынешних собственников холдинговой компании «Черноморский судостроительный завод» российских бизнесменов братьев Чуркиных, которые фактически «под патронатом» А. Кинаха разорили некогда ведущее судостроительное предприятие Украины.
Неудивительно, что в Николаеве его личный авторитет неуклонно снижался, а рейтинг возглавляемой им ПППУ никогда не поднимался выше пределов статистической погрешности. А ведь когда-то Николаевский регион был мощной электоральной базой для Анатолия Кирилловича.
А. Кинах одного за другим терял своих сторонников в Николаеве. Даже местный городской голова Владимир Чайка, который при губернаторстве А. Кинаха был председателем областного совета, и впоследствии называл его «своим учителем» в последнее время ощутимо дистанцировался от А. Кинаха. Причина – коллаборационистская позиция последнего в вопросе ЧСЗ.
Сегодня А. Кинах говорит о том, что «всегда работал на консолидацию», и этим вызвано его вхождение в Кабмин Януковича. Но достаточно вспомнить его высказывания двухлетней давности, чтобы понять, насколько неискренна его позиция и фразеология. Конечно, нынешний Николаевский губернатор Александр Садыков выражает удовлетворение назначением А. Кинаха министром экономики и надеется, что тот поможет в экономическом развитии региона. Однако зачем ритуальные фразы регионального чиновника, не подкрепленные реальным содержанием?
Последним штрихом к портрету могут служить слухи о малоприятных подробностях жизни киевского николаевца номер один. Будучи представителем Президента, он вроде бы сформировал себе охрану из уголовников, а местный авторитет Тазик являлся его не то помощником, не то советником. Нехорошие слухи ходили о компании «ДЕСПРО», которую А. Кинах создал в период работы в облгосадминистрации. Окончательно николаевцы уверовали в его продажность после того, как профессиональный корабел «не заметил» театра абсурда, который братья Чуркины разыграли на Черноморском судостроительном заводе, имитируя его «возрождение». А тут еще о временах Тазика напомнил и нынешний охранник Кинаха, панибратски тыкающий ему на публике и величающий просто «Толей»: на днях он в присутствии самого Кинаха сочно обматерил и пообещал «урыть в сортире» (причем, в парламентском!) фотокора газеты «Коммерсантъ». Понятно, что в правительстве Виктора Януковича такая манера общения, дело обычное. А что касается журналистов, после избиения оператора СТБ нардепом-регионалом Калашниковым, даже стажеру из районной многотиражки стало понятно, что политики в отношении СМИ безнаказанно могут позволять себе все, что угодно.
В итоге, несмотря на всю свою серость и заурядность, А. Кинах ярко дополнил команду Виктора Януковича.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.012Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |