Николаевский морской торговый порт в последние семь лет время от времени лихорадит. И не потому, что здешние докеры работают плохо, а логисты и коммерческая служба не могут привлечь новые грузопотоки. Если в прошлом десятилетии в разгар экономического кризиса и развала старых транспортных связей, наработанных еще в советские времена, НМТП действительно едва держался на ногах, то последние годы он уверено наращивает темпы. Так, в 1996 году (на пике падения) порт перевалил 1,8 млн. тонн грузов. А уже через десять лет эта цифра намного превысила 6 млн. тонн. Нет сомнений, что портовикам под силу и переработка куда больших грузопотоков, ведь в советские времена объемы переработки грузов здесь доходили до 9 млн. тонн в год. Тогда, правда, в состав порта входил обособленный погрузрайон в Октябрьском, который с начала 90-х был преобразован с отдельное предприятие – спецпорт «Октябрьск». Однако специалисты в один голос говорят, что при хорошем менеджменте НМТП с его мощностями, общей протяженностью причальных стенок, глубиной подходного канала и развитой транспортной инфраструктурой под силу преодолеть магическую планку в 9 млн. тонн. Был бы толковый руководитель, который сможет провести модернизацию и привлечь новые грузы.
Но вот с руководителями порту традиционно не везет. Точнее, с их количеством. За последние семь лет в НМТП сменилось не менее девяти начальников и лиц, исполнявших их обязанности. Нет, безусловно, среди них были и знающие, толковые специалисты, но были и совершенно случайные люди. Однако, начиная со времен, когда кресло министра транспорта занял небезызвестный Валерий Пустовойтенко, появилась новая традиция: каждый министр сажает в кресло начальника порта своего человека.
Разумеется, при такой кадровой чехарде нормально организовать работу огромного и очень сложного портового хозяйства было практически невозможно. Только человек займет новую должность, освоится, наладит отношения с коллективом, приступит к работе с грузовладельцами, экспедиторами, транспортными компаниями, – и тут же его снимают. Как работать в такой ситуации?
Из всей этой кадровой чехарды портовики, положа руку на сердце, могут выделить, пожалуй, лишь одного человека, при котором действительно порт вздохнул полной грудью. Речь идет о Василии Капацыне, которому удалось пережить двух министром, а затем утратить и вернуть свою должность при третьем. По нынешним меркам – он долгожитель на посту директора НМТП. Безо всякой иронии!
По-разному можно относиться к В. Капацыне и его деятельности в морехозяйственном бизнесе. В Николаеве – городе относительно небольшом – о нем говорят всякое. Но никакие разговоры не заменят видимые и осязаемые дела. А дела состоят в том, что именно В. Капацыне в 2005 – 2006 годах за счет активной работы с инвесторами, заключения договоров о совместной деятельности, привлечения новых грузопотоков, удалось значительно повысить не только объемы перевалки грузов, но и зарплаты персонала. Большей зарплаты, чем при В. Капацыне, персонал порта не получал ни при ком.
Однако год назад Николай Рудьковский, возглавивший Министерство транспорта и связи, начал свою деятельность с того, что буквально «выдавил» В. Капацыну с должности начальника Николаевского морского торгового порта. Он не принял во внимание положительную динамику развития порта. Его даже не насторожили волнения внутри трудового коллектива, связанные с попыткой избавиться от В. Капацыны, хотя прежде докеры философски относились к увольнениям предыдущих начальников порта: «Сняли? Да ну и ладно!»
На пост начальника НМТП пришел новый человек, тоже с большим опытом работы в морехозяйственном комплексе. Но дела у него откровенно не ладились. Пока Фонд госимущества и прокуратура пристально изучали договоры о совместной деятельности, заключенные В. Капацыной (забегая наперед скажем, что к ответственности, вопреки громким заявлениям, его так и не привлекли, потому как просто не за что: всё было законно и, самое главное, выгодно для государства) порт постепенно начал погружаться в пучину экономических неурядиц: грузы начали уходить, темпы работы снижаться, а вместе с ними – и зарплата персонала. Кончилось тем, что люди попытались организовать забастовку, хотя на предприятиях транспорта это запрещено законом.
Прошедший год раскрыл руководству Минтранссвязи не просто на ситуацию в порту, но и на истинную роль В. Капацыны в его развитии. Более того, суд признал увольнение предыдущего руководства порта противозаконным. В итоге Н. Рудьковский сам предложил В. Капацыне вернуться на прежнее место работы.
К государственному предприятию «Николаевский морской торговый порт» всегда проявлялся интерес со стороны жителей города. А последние события, связанные с кадровыми перестановками в порту не оставили равнодушными не только портовиков, но и николаевцев. Ведь, по сути, с упадком судостроения, наш город можно назвать городом – портом. Морской порт является одним из успешных, развивающихся, бюджетообразующих предприятий города и области. Рабочие места, стабильная достойная заработная плата, социальная защищенность работников и их семей, детские сады, ведомственная больница, стабильные отчисления в бюджеты всех уровней, постоянный рост показателей работы – все это результат профессионализма менеджмента порта.
Поначалу николаецы восприняли это с определенной долей скепсиса и иронии. Но уже буквально за месяц убедились: в порт вернулся действительно толковый руководитель. Только один пример: в течение 2007 года портом перерабатывалось в среднем 568,7 тыс. тонн грузов в месяц, но с возвращением В. Капацыны уже в августе объем перевалки составил 637,2 тыс. тонн, а в сентябре ожидается переработать более 700 тыс. тонн груза. Таких рекордных результатов порт достигал в мае 2006 года, когда портом также руководил Василий Николаевич. Тогда объем перевалки составил 712,3 тыс. тонн грузов – впервые за весь период независимости Украины.
Сейчас здесь вновь выходят на рекордные показатели, и это не предел! Да и выплаты работникам НМТП уже выросли, причем погашаются старые долги, наработанные до В. Капацыны. Получается, что экономика все же победила политику. В порт вернулся способный руководитель. Вот только бы с формированием нового состава Кабмина у нового министра не возникло искушения посадить сюда очередного «варяга» – далекого от проблем николаевских портовиков, но зато «своего»…
Сторінки: | 1 |
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.015Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |