Еще каких-то двадцать лет назад судостроение в Николаеве являлось той самой отраслью, которую нынче принято называть градообразующей. Три огромных судостроительных завода города и ряд сопутствующих предприятий, НИИ и КБ к моменту провозглашения независимого украинского государства давали более 60% наполнения городского бюджета, за их счет строились целые жилые микрорайоны и множество объектов социальной инфраструктуры. К сожалению, за прошедшее время ситуация коренным образом изменилась…
В начале девяностых с развалом Советского Союза николаевские судостроители утратили все советские военные заказы и порвали связи с бывшим союзным военно-промышленным комплексом. Результат – стремительное падение производства – не замедлил сказаться. Тогда, чтобы не остаться у разбитого корыта, администрации всех трех судостроительных заводов пошли по пути привлечения иностранных заказов. Кому-то это удавалось больше, кому-то – меньше, но в целом ситуация на мировом рынке судостроения благоприятствовала подобной стратегии выхода из кризиса. Стремясь надолго закрепить гарантированные источники валютных поступлений, руководство двух предприятий – Черноморского судостроительного завода и завода им. 61 коммунара – пошло на заключение долгосрочных контрактов с иностранными партнерами, в обоих случаях – греческими судовладельцами. И, как оказалось, эти контракты стали гибельными для верфей.
Дело в том, что украинцы вообще и николаевцы в частности не были готовы к работе на условиях, которые доминируют на мировом рынке. Обычно верфь получает от заказчика лишь небольшой аванс и банковские гарантии оплаты, строит заказ за свои деньги и только потом покупатель рассчитывается с судостроителями. Поскольку достаточного количества оборотных средств у николаевских верфей не было, они заключали контракты с поэтапной оплатой работ, но более низкой конечной ценой. В итоге николаевские корабелы зарабатывали меньше своих зарубежных коллег. А потом понеслось – стремительный рост цен на энергоносители и металл, гиперинфляция с одновременным принудительным изъятием валютной выручки по фиксированной государством заниженной цене, драконовское налоговое и таможенное законодательство, плюс уже упоминавшаяся утеря связей с судостроительным комплексом бывшего СССР – все это вместе взятое привело к затяжному кризису в судостроении. Очень скоро еще недавно прибыльные иностранные контракты стали убыточными, но пересматривать их уже было поздно, так как деньги верфи получили наперед и должны были отработать их сполна. Если Черноморскому судостроительному заводу ценой невероятных усилий удалось рассчитаться с заказчиками, то судостроительный завод им. 61 коммунара не смог сделать этого до сих пор – несмотря на определенную государственную поддержку на протяжении ряда лет. В итоге предприятие оказалось фактически банкротом, а международные суды обложили его неподъемными штрафами в десятки миллионов долларов.
Определенную помощь судостроению оказало создание судостроительной СЭЗ «Николаев» и принятие законов о господдержке судостроения. Кроме того, самую новую верфь Николаева – «Океан» удалось удачно продать голландцам. Казалось, судостроение оправилось от кризиса 90-х гг. Но в начале 2005 г. с приходом к власти правительства Ю. Тимошенко усилиями сторонника рыночного либерализма и противника экономических зон СЭЗ и господдержка судостроения были отменены. Результат – отрасль, способная стать локомотивом национальной экономики, вновь оказалась в глубоком кризисе.
На ЧСЗ надежды на перемены возникли в 2007 г., когда предприятие из рук неудачливых российских бизнесменов авантюрного толка братьев Чуркиных перешло в руки другого обладателя российского паспорта – Вадима Новинского. Менеджмент предприятия во главе с гендиректором Ильей Горном сумел восстановить раздробленный прежде завод как единое целое, вернуть сюда часть специалистов, привлечь новые заказы. Однако мировой кризис в один момент испортил радужные перспективы, а возникшие противоречия среди акционеров привели к отставке И. Горна и смене менеджмента. Как следствие – зарплату рабочим не выдали еще за март, в цехах возникают стихийные попытки забастовок, собственники приостановили вложение средств в восстановление предприятия, а его производственные перспективы остаются крайне неопределенными. Создается ощущение, что В. Новинский, небезупречными методами установивший контроль над огромным заводом, где прежде трудились до 25 тыс. человек, оказался просто не в состоянии «проглотить» столь огромный кусок. А в условиях кризиса его планы строительства собственного торгового флота и глубоководного устьевого порта в Очакове становятся все более призрачными.
Еще хуже ситуация на заводе им. 61 коммунара. Несмотря на то, что предприятие продолжает оставаться государственным, сюда в 2007 г. также пришел менеджмент, тесно связанный с В. Новинским. Но заводу это не помогло, скорее наоборот. Предприятие, опутанное долгами и невыполнимыми обязательствами по контрактам с подконтрольными В. Новинскому структурами, оказалось не в состоянии продолжать работу. Его стапеля заняты недостроенными заказами, денег на их достройку нет, и сегодня завод фактически не работает. Попытка финансово поддержать предприятие за счет авансирования содержания недостроенного крейсера «Украина» успехом не увенчались – этих денег недостаточно не только для возобновления производственной деятельности, но даже для проедания.
Сегодня судостроительный комплекс Николаева дает в бюджет города всего несколько процентов поступлений. Перспективы прежде градообразующей отрасли продолжают оставаться крайне сомнительными. Правда, в прошлом году правительство Ю. Тимошенко пообещало возобновить господдержку судостроения и даже приняло программу строительства корветов для украинских ВМС, но все это осталось на уровне голых деклараций, не подкрепленных необходимым финансированием. Впрочем, у Кабмина есть шикарное оправдание – мировой финансово-экономический кризис. Воистину, если бы его не было, его бы стоило придумать! Ведь это идеальное оправдание, способное отвлечь внимание от политики государства последних лет, направленной на развал отечественного судостроения.
Возможно, судостроение нашей стране и не нужно. Квалифицированных кадров и так почти не осталось: кто умер, ушел на пенсию, сменил род занятий, а кто давно уехал работать на зарубежные верфи. Но почему не признать кончину отрасли открыто, зачем правительству прикрывать свою управленческую беспомощность рассуждениями о кризисе и принятием пустых программ? Другое объяснение этой демагогии помимо приближающихся выборов найти невозможно.
Впрочем, николаевцам от этого не легче…
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.017Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |