На прошлой неделе Кабинет министров отменил выделение морских акваторий Николаевскому морскому торговому порту и специализированному морскому порту «Октябрьск». Отменены постановления правительства № 854 от 24 сентября 2008 и № 934 от 22 октября 2008 о выделении акваторий портам. А до этого 16 марта Конституционный суд прекратил конституционное производство по делу о конституционности постановлений правительства о выделении акваторий спецпорту «Октябрьск» и НМТП. Еще раньше – в декабре 2009 года тогдашний глава государства Виктор Ющенко приостановил выделение Кабмином акваторий Николаевскому морпорту и спецпорту «Октябрьск» из-за того, что соответствующие постановления Кабмина не были согласованы с органами местного самоуправления.
Напомним, своим предыдущим постановлением Кабинет министров Юлии Тимошенко передал государственным портам Николаева земельные участки и земли водного фонда, которые по решению городского совета Николаева – фактического собственника этих земель прежде были переданы частным компаниям «Никатера» и «Евровнешторг» под строительство и обслуживание портовых терминалов. Кроме того, предыдущие решения правительства создавали угрозу для крупнейшего украинского зернотрейдера – ООО СП «НИБУЛОН», поскольку государство «покушалось» и на его земли водного фонда, а также не давало возможности проводить дноуглубительные работы в районе принадлежащего компании терминала.
Происходящее лежит в плоскости противостояния интересов госпортов и частного бизнеса. Занимавший в прошлом Кабмине должность министра транспорта Иосиф Винский считал, что порты должны оставаться в госсобственности. А потому при нем активизировалась работа по закреплению акваторий за морскими портами. Всего отдельными постановлениями Кабмина акватории выделены 12 из 18 морских торговых портов страны.
Однако в случае с Николаевским портом и портом «Октябрьск» сделать этого не удалось: депутаты местного совета обратились к Президенту Виктору Ющенко с требованием проверить соответствие постановлений Кабмина о выделении акваторий Конституции. Их аргументация сводилась к тому, что к акватории портов отнесены земельные участки водного фонда, предоставленные в пользование и собственность другим субъектам ведения хозяйства – частным компаниям.
Координаты акваторий, указанные в постановлениях Кабмина, охватывают значительную территорию, включая все пространство, где может осуществляться торговое мореплавание. И интересы компаний, которые построили за свой счет причалы и ведут на них бизнес, оказались неучтенными. Чтобы избежать подобных споров в дальнейшем, необходимо законодательно разграничить понятия «акватория» и «операционная акватория», то есть часть водной поверхности для обработки судов. Тогда акваторию можно оставить государству, а частным компаниям разрешить пользование операционной акваторией.
Похоже, данная точка зрения возобладала и в правительстве. Но вряд ли речь здесь идет о простых симпатиях или справедливости. Скорее, верх возьмет хозяйственный ракурс, ведь пришедшая к власти команда имеет довольно обширные интересы в морском бизнесе. Но еще более ощутимое влияние на политику власти в портовой отрасли может оказать давление со стороны России, поскольку российский капитал весьма широко представлен в отечественном морском бизнесе.
Однако совершенно иной точки зрения придерживаются в ассоциации «Укрпорт», стоящей на защите государственных портов. По мнению представителей этой структуры, дело обстоит следующим образом. Статус морских акваторий закреплен в ст. 13 Конституции Украины, согласно которой такие природные ресурсы, как вода и земля являются достоянием народа и государственной собственности. Ни на что из этого частные компании не должны иметь права.
Следует также отметить, что новый министр транспорта и связи Украины Константин Ефименко планирует в ближайшее время ознакомиться с работой наиболее мощных портов Украины – Николаевского и портов «Большой Одессы». Для этого министр намерен приехать в регион и лично встретиться с руководителями и трудовыми коллективами морских торговых портов. Предполагается, что на таких встречах будут обсуждены проблемные вопросы, требующие решения, а также ознакомиться с мощностями портов и возможностями их технологической базы.
С целью объективного изучения ситуации на местах и тенденций в формировании грузопотоков в украинских портах, Константин Ефименко уже поручил Государственной администрации морского и речного транспорта проанализировать их работу по привлечению грузов из конкурентных направлений транспортировки. Таким образом, он надеется определить основные причины, по которым украинские порты менее привлекательны по сравнению с другими, и предложить конкретные меры для привлечения дополнительных грузов и улучшения работы морехозяйственного комплекса в целом. По итогам рабочей поездки министра предполагается провести совместное совещание с участием руководства Укрморречфлота, «Укрзалізниці», Государственной администрации автомобильного транспорта и морских торговых портов.
Константин Ефименко считает, что власти должны управлять движением грузов в государственных портах, а не пассивно наблюдать, как грузопотоки уходят к конкурентам. А для этого надо постоянно владеть информацией, отслеживать мировые и региональные тенденции, проводить гибкую тарифную политику и наладить сотрудничество с компаниями-владельцами грузов, считает министр.
Вполне возможно, что по итогам рабочих поездок будут приняты новые решения на уровне Кабмина, облегчающие жизнь частным компаниям морехозяйственного комплекса. Оправдаются ли такие ожидания – покажет ближайшее будущее.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.015Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |