На последней сессии городского совета произошло событие, замеченное даже далеко не всеми журналистами, не говоря уж об обычных горожанах: депутаты не приняли типовой договор на содержание жилых домов, сооружений и придомовых территорий, причем за него проголосовали всего лишь 12 человек. Что это означает для города?
Чтобы понять суть случившегося, начнем с того, что Николаев стал первым городом Украины, где жилищно-эксплуатационные услуги горожанам предоставляются на конкурсной основе. В течение нескольких последних лет формирование рынка жилищно-коммунальных услуг было одним из направлений деятельности городской власти. Цель этой работы – создание и поддержка конкурентной среды при производстве и предоставлении жилищно-коммунальных услуг, определении эффективного поставщика, а также усиление общественного контроля за эффективностью предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
Недавно с помощью экспертов мэрией была усовершенствована процедура проведения конкурса на обслуживание домов и придомовых территорий, расширен состав конкурсной комиссии. И вот теперь – откат назад.
Неожиданное нежелание депутатов горсовета утвердить типовой договор на обслуживание жилья больно аукнется всей городской общине. И этому есть сразу несколько причин.
Во-первых, типовой договор с ЖЭКами на обслуживание жилья существовал и прежде. Эксперты лишь предложили внести в него изменения, которые с одной стороны позволяют общественности, то есть, по сути, самим жильцам влиять на выбор предприятия, обслуживающего жилой фонд с помощью различных процедур. Более того, договор предоставлял возможность Департаменту ЖКХ возможность досрочно расторгнуть договор по результатам общественного аудита, который могли инициировать потребители услуг. Таким образом, предложенная редакция договора более четко и действенно защищала права и законные интересы жильцов.
Во-вторых, эти положения уже закреплены в новой редакции Положения о проведении конкурса на право обслуживания жилого фонда и придомовой территории, которое Николаевский горсовет принял еще в декабре прошлого года. Если не менять типовой договор, принятое положение автоматически становится бессмысленным. Работать оно не будет, права жильцов защищать – тоже.
В-третьих, выбор жилищно-эксплуатационной организации на конкурсной основе предусмотрен действующим законодательством, игнорировать которое городской совет не имеет права.
А в-четвертых, Николаев, который первым в Украине создал конкурентную среду на рынке жилищно-коммунальных услуг и дал равные возможности для работы как частным, так и коммунальным ЖЭКам, теряет свои лидирующие позиции. А ведь тогда это принесло результат: эксплуатационные организации начали работу с чистого листа, долги по зарплате жилищникам были ликвидированы, долги ЖЭКов перед другими организациями погашены или реструктуризированы. Город стал признанным лидером в реформе жилищно-коммунального хозяйства, в Николаеве провели две всеукраинские конференции по реформе ЖКХ, делились опытом. Теперь город рискует утратить эти достижения. В итоге удар будет нанесен как по интересам тысяч простых обитателей муниципальных домов, так и по имиджу города в целом.
Почему депутаты не приняли предложенный проект решения, не очень понятно. А особенно непонятно, что проект договора, предложенный директором департамента ЖКХ, депутатом горсовета Владимиром Новожиловым не поддержали его же коллеги из фракции Партии регионов, в том числе такие знаковые как заместитель главы Николаевской облгосадминистрации Игорь Кавталюк и председатель постоянной депутатской комиссии по коммунальной собственности Игорь Копейка. И фракция ПР, контролирующая городской совет, поддержала их, а не В. Новожилова.
В позиции «регионалов» есть непонятная двойственность: с одной стороны они вообще выступают против частных ЖЭКов, использующих коммунальное имущество, а с другой – не позволяют общественности взять их под контроль и провести новый конкурс на обслуживание жилья. Получается, что все сроки проведения конкурса вышли, а частные ЖЭКи, в том числе и нерадиво исполняющие свои обязанности, продолжают обслуживать жилье. И заменить их нет никакой возможности, ведь депутаты бесконечно откладывают новый конкурс, позволяя недобросовестным ЖЭКам «пастись» на жилищных финансовых потоках. Без конкурсов нет конкурентной среды, а потому ЖЭКи, продолжают оставаться монополистами. Неудивительно, что многие жители недовольны качеством услуг эксплуатационщиков.
Депутаты, выступающие против конкурса и нового типового договора, считают, что жилье нужно обслуживать с использованием дирекций единого заказчика. Однако не тупиковый ли это путь? ДЭЗы негативно себя зарекомендовали в разных городах Украины, есть большие претензии к их работе в соседней Одессе. Крайне сомнителен и опыт работы ДЭЗ в Корабельном районе Николаева. Контролировать их работу сложно, о конкурсных началах здесь нет и речи. А ведь любая сфера, где нет конкуренции, обречена на застой.
Как же выйти из сложившейся ситуации? Выход только один: убедить депутатов Николаевского горсовета прислушаться к аргументации специалистов. Жилищное хозяйство и без того многие годы финансировалось по остаточному принципу, и если продолжать бесконечные эксперименты по живому, очень скоро николаевцев ждет настоящий коммунальный коллапс.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.033Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |