ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Актуальні теми
ЧСЗ снова на перепутье
09:05 / 07.06.2010
ЧСЗ

В 2003 году в рамках приватизационных мероприятий контрольный пакет ГАХК «Черноморский судостроительный завод» был продан ОАО «Николаевская малотоннажная верфь», за которой стояли скандально известные российские бизнесмены братья Чуркины. В 2007 году они вынужденно уступили свои акции Херсонскому судостроительному заводу, который входит в сферу влияния компании «СМАРТ-холдинг» российского бизнесмена Вадима Новинского.

Еще шесть лет назад впервые было заявлено о том, что новые собственники не выполняют свои инвестиционные обязательства. Тогда же, в 2004 г. ФГИУ принял решение о возвращении предприятии государству, но затем оно было отменено. Впоследствии был создан «Комитет спасения ЧСЗ», боровшийся за возвращение завода государству. Однако его деятельность не возымела успеха.

И вдруг длительная тяжба по возвращению ЧСЗ в госсобственность, о которой николаевцы уже забыли, закончилась самым неожиданным образом. Хозяйственный суд принял решение о возврате разоренного судостроительного гиганта в государственную собственность. Генеральная прокуратура Украины по результатам проведенных проверок давно установила многочисленные нарушения законодательства при продаже 90,25%-ного пакета акций государственной акционерной холдинговой компании «Черноморский судостроительный завод» за 116,6 млн. грн. С целью защиты имущественных интересов государства, Генеральная прокуратура не раз обращалась в суд.

Решением хозяйственного суда г. Киева от 28.05.2010 иск прокуратуры удовлетворен, договоры, по которым Фондом государственного имущества Украины были проданы и в дальнейшем перепроданы акции ЧСЗ, признаны недействительными. Теперь покупатели обязаны вернуть спорный пакет акций государству.

…Черноморскому судостроительному заводу давно и фатально не везет. Это крупнейшее судостроительное предприятие Украины в советское время строило авианосцы, крейсеры, поточно-позиционным способом производило до 25 – 27 морских траулеров в год. На ЧСЗ работали свыше 25 тыс. человек, для Николаева он являлся градообразующим. Однако после обретения Украиной независимости завод потерял военные заказы. Отсутствие опыта самостоятельного поиска заказов, гиперинфляция и вымывание оборотных средств, гибельные для отрасли с длительным производственным циклом и низкой рентабельностью, привели к тому, что предприятие попало в сложное экономическое положение. Холдинг остро нуждался в приходе инвестора с опытом работы в судостроении.

Заинтересованность в приватизации ЧСЗ проявили мощные промышленные структуры. Однако по непонятным причинам они не приняли участие в приватизационном конкурсе. Контрольный пакет в 90,25% акций холдинговой компании ЧСЗ осенью 2003 г. купила на конкурсе Николаевская малотоннажная верфь – небольшое предприятие, созданное на базе одного из цехов ЧСЗ, но структурно не входящее в его состав. Собственниками контрольного пакета акций НМВ являлись граждане России братья Олег и Игорь Чуркины.

С момента приватизации Чуркины проводили политику уничтожения холдинга. За четыре года их руководства предприятием здесь был построен только один буксир. Основу в структуре доходной части ЧСЗ составили судоремонт и продажа основных фондов. Трудовой коллектив сокращался, долг по зарплате постоянно рос.

Чуркины были знакомы с судостроением лишь понаслышке. Однако это не помешало им уничтожить профессиональный костяк коллектива, что крайне затруднило возобновление нормальной производственной деятельности. Одновременно Чуркины осуществили ряд манипуляций с заводскими активами, проведя целостный имущественный комплекс завода через уставные фонды нескольких юридических лиц и организовав допэмиссию акций, которые были переданы одному из юрлиц в обмен на акции неликвидных предприятий. Впоследствии в судебном порядке допэмиссия и передача активов были признаны незаконными, но выполнить решения судов оказалось непросто.

Положение ЧСЗ осложнилось конфликтом с зерноторговой компанией «НИБУЛОН», которая в 2002 г. выкупила у холдинга 7 га пустынной территории, где в советское время планировали создать достроечную набережную для авианосцев – и построила здесь терминал для экспорта зерновых. Также Чуркины конфликтовали с городской властью, оставляя местный бюджет без налогов и сборов, отказывались погашать долги по коммунальным услугам, передавать городу заводские общежития и даже попытались в судебном порядке отобрать у городской общины намывную территорию одного из жилых микрорайонов.

Невыполнение условий договора купли-продажи холдинга еще в начале 2004 года обратило на себя внимание группы парламентариев. Они создали комиссию по отслеживанию ситуации на холдинге. Однако депутатский контроль не остановил прогрессирующего упадка холдинга, а неоднократные обещания Чуркиных возобновить судостроительную программу с обнародованием конкретных графиков, сроков, и даже показной закладкой судна ничем не закончились.

У Чуркиных оказалось слишком много защитников в высших эшелонах власти. Среди них называли тогдашнего посла РФ в Украине Виктора Черномырдина, экс-премьера и секретаря СНБОУ Анатолия Кинаха, экс-правительственного секретаря в Кабмине В. Ющенко Виктора Лисицкого, бывшего заместителя главы правления НАК «Нефтегаз Украины» Игоря Воронина, и крупного сирийского бизнесмена Юзефа Хареса, нардепа-регионала Виталия Хомутынника и других.

Прокуратура, обязанная адекватно реагировать на многочисленные нарушения закона со стороны Чуркиных, отрабатывала ситуацию слабо. Иск по признанию недействительным договора купли-продажи ЧСЗ, поданный ФГИУ, был поддержан прокуратурой лишь формально.

В августе 2007 года ЧСЗ попал в сферу влияния другого российского бизнесмена – Вадима Новинского. На предприятии произошли определенные позитивные перемены: началось восстановление трудового коллектива, были ликвидированы многочисленные юрлица, действовавшие на территории ЧСЗ и погашены текущие долги по зарплате, началось строительство корпусов судов для иностранных заказчиков, оживился судоремонт. Более того, новый инвестор стал вкладывать средства в реанимацию завода и обновление производственной базы, добился частичного возврата заводских общежитий и соцсферы. Правда, при этом он добился смягчения инвестиционных обязательств прежних покупателей перед государством.

К сожалению, идиллия закончилась очень быстро – с началом мирового кризиса. Осенью 2008 года строительство новых заказов было приостановлено, а вскоре В. Новинский сменил и менеджмент предприятия. Под предлогом оптимизации и концентрации заводские активы вновь стали распродаваться, трудовой коллектив сократился, возникли долги по зарплате, которые удалось погасить лишь прошедшей весной.

И вот появилось судебное решение, обязывающее покупателей вернуть контрольный пакет акций государству. Но как это сделать, если первоначальные покупатели сегодня не являются собственниками предприятия? Да и что возвращать? Все, что можно было выделить и продать по частям, уже продано. В уставный фонд ЧСЗ много чего входило, и не только на территории завода. А самое главное – сегодня ЧСЗ демонстрирует признаки экономического оживления после кризиса, на предприятии погашена задолженность по зарплате, ведется работа по строительству судов и судоремонту. Поэтому, как на практике можно реализовать данное судебное решение – совершенно непонятно.


Коментарі

Немає коментарів
Контрольний код:
 
введіть, будь ласка, літери, які ви бачите зліва
Ваше ім'я: *
Ваш e-mail:
Коментар: *

© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.014
Перейти на повну версію сайту