Одна из острых проблем Николаева – утилизация твердых бытовых отходов. Дело в том, что городской полигон по захоронению твердых бытовых отходов в Большой Коренихе скоро исчерпает свой ресурс, а нового как не было, так и нет. Ни одно из многочисленных предложений по строительству мусоросжигающего либо мусороперерабатывающего завода в силу разных причин так и не было реализовано. А тем временем действующая городская свалка продолжает отравлять жизнь жителям соседнего микрорайона, которые испытывают серьезные проблемы с водоснабжением. Если прежде родники и скважины в Коренихе славились чистой ключевой водой, то теперь ее можно использовать только в технических целях.
За 38 лет работы на городской свалке накоплены колоссальные залежи отходов, в большинстве лежащих под открытым небом. Разлагаясь, они выделяют так называемый «мусорный» газ, крайне опасный для окружающей среды. Еще несколько лет назад родилась идея в рамках Киотского протокола привлечь иностранные инвестиции для добычи газа и рекультивации свалки. Наконец, в августе прошлого года между Николаевским горсоветом и компаниями «Asuka Green Investment» (Япония) и «Polska Grupa Energetychna» (Польша) было подписано трехстороннее соглашение о партнерстве в совместном внедрении проекта по утилизации биогаза. Польская и японская стороны взяли на себя финансирование работ по контрольному бурению и химическому анализу газа, который находится в недрах городской свалки.
Как оказалось, эти договоренности реализуются настолько медленно, что будущее проекта оказалось под угрозой. Об этом николаевцы узнали во время недавнего визита представителя инвестора – компании «Asuka Green Investment» Наганюка Курито.
Во время совещания с представителем Японии, которое прошло под председательством заместителя Николаевского городского головы В. Гуллера, было отмечено, что еще в ноябре прошлого года завершился первый этап трехстороннего проекта рекультивации и дегазации свалки. Специалистами польской компании «Тermаll» на полигоне твердых бытовых отходов в районе Коренихи проведены геодезические исследования, определены точки бурения и осуществлен отбор биогаза из 23 скважин. Сегодня готовы к эксплуатации 14 скважин.
Предварительная стоимость проекта – 2 млн. евро. Инвесторы уже вложили в бурильные работы около 50 тыс. евро. На площади 17 га планируется бурение 84 скважин, соединенных в единую систему с двумя установками факельного сжигания газа. Предварительный прогноз выработки газа составляет 8 – 9 лет, что соответствует требованиям Киотского протокола. Технология сжигания, которую планируют использовать на николаевском полигоне ТБО, считается одной из наиболее безопасных в мире, поэтому проектом заинтересовались и в украинском Министерстве жилищно-коммунального хозяйства.
На этом, собственно, все достижения и заканчиваются. Японский представитель прямо дал понять, что сегодня ситуация вокруг проекта обострилась. Польская сторона (государственная компания «Polska Grupa Energetychna», где недавно сменился совет директоров) затягивает реализацию проекта. В свою очередь японцы торопятся, поскольку действие Киотского протокола истекает в 2012 году, и если в следующем году установка факельного сжигания газа не будет запущена в эксплуатацию, японская сторона, в свою очередь, откажется от участия в проекте.
Как отметил г-н Курита, он надеется на ускорение работ, для чего необходимо в кратчайшие сроки завершить все организационно-технические мероприятия. С этой целью компания «Asuka Green Investment» предлагает выкупить долю польской стороны или найти другого инвестора. Также японцы настаивают на проведении дополнительных исследований на полигоне по захоронению ТБО и анализе биогаза.
Владимир Гуллер заверил представителей инвестора, что городские власти готовы обеспечить все необходимые условия для оперативной реализации проекта. Ведь николаевцы, как никто другой, заинтересованы в рекультивации свалки и снижении ее вредного влияния на экологию.
И еще один интересный вопрос. Японцы готовы помочь нам добывать и сжигать газ, поскольку, таким образом, минимизируется ущерб окружающей среде (не выжженный биогаз активно разрушает озоновый слой). Вкладывая средства в полигон ТБО, они получают дополнительные квоты на выбросы парниковых газов для своей страны. Для них главное, чтобы собранный газ был сожжен. Но ведь вместо того, чтобы сжигать его в факелах, газ можно использовать для заправки автомобилей, выработки электроэнергии, горячей воды и т. д. Почему же этого не сделать?
Оказывается, не все так просто. Содержание метана в «мусорном газе» не настолько высокое, чтобы без проблем использовать его в промышленных или бытовых целях. Для заправки автомобилей нужна дорогостоящая установка, улучшающая характеристики газа. Греть воду (а при выработке электроэнергии нужно каким-то образом утилизировать горячую воду) бессмысленно, поскольку соседи – Большая Корениха уже перешла на индивидуальное отопление, просто подать биогаз в газовую сеть нельзя – от низкого качества он плохо горит. В принципе, есть еще вариант создания тепличного хозяйства, но пока для этого нет реальных инвесторов. К тому же за несколько лет газ со свалки будет выработан, и источник дешевого тепла иссякнет.
В любом случае сжигание газа намного снизит ущерб для экологии. Да и рекультивация полигона ТБО за счет инвестора позволит сэкономить деньги бюджета. Но для этого надо поторопиться, чтобы японцы не утратили интерес к нашей свалке. Иначе с окончанием срока действия Киотского протокола николаевцы потеряют уникальный шанс решить болезненную городскую проблему за счет зарубежных инвесторов.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.018Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |