В последнее время тема жилищно-коммунального хозяйства и, разумеется, тарифообразования в данной сфере стала «топовой» для николаевских политиков и журналистов. Причем речь идет не столько о том, как решить конкретные проблемы по конкретному адресу, а о концептуальном видении судьбы жилищно-коммунальной отрасли в будущем, о возможных путях развития этой сферы – одной из наиболее сложных составляющих городского хозяйства.
Все началось с серии инцидентов. Сначала региональное большинство Николаевского горсовета (две трети из его 90 депутатов входят во фракцию Партии регионов) попыталось отстранить от должности директора жилищно-коммунального предприятия «Мрія», известного общественника и экс-депутата горсовета, симпатизировавшего Руху Татьяну Кириенко, а само предприятие присоединить к другому ЖКП – «Південь». В свою очередь это ЖКП занимает первое место в городе по общей площади обслуживаемого жилфонда, а также известно тем, что его директор одновременно является заместителем главы администрации Ленинского района и одновременно входит в конкурсную комиссию по обслуживанию домов и придомовых территорий. Чтобы было более понятно, необходимо напомнить, что еще с середины 90-х гг. в Николаеве право обслуживания жилфонда предоставляется на конкурсной основе, и получить это право может как коммунальный, так и частный ЖЭК.
Второй причиной для конфликта стал конкурс на обслуживание жилья в Центральном районе Николаева, где частный ЖЭК «Арианда» уступил право обслуживания жилфонда другой частной структуре, которую наблюдатели связывают с сыном Николаевского городского головы Владиславом Чайкой и его бизнес-партнером Алексеем Пелипасом. А тут еще всплыли и неблаговидные дела ООО «Намыв» и массы юридических лиц-«клонов», созданных его учредителями с целью минимизации налогов, хотя в тарифе на обслуживание жилья предусматривается полная уплата всех налогов и сборов. Оказалось, что учредителем «Намыва» является дочь экс-директора департамента ЖКХ г. Николаева и экс-депутата горсовета от Партии регионов Владимира Новожилова.
Как оказалось, именно конкурсы на обслуживание жилья и их результаты вызвали наибольшее раздражение нынешнего регионального большинства в горсовете и их саттелитов. Насколько можно предположить, произошел конфликт интересов внутри Партии регионов: с одной стороны «старшие товарищи», среди которых мэр В. Чайка и уже потерявший должность и депутатский мандат В. Новожилов сотоварищи, а с другой – молодые регионалы во главе с руководителем фракции ПР в горсовете Артемом Ильюком. Последние вообще выступили против проведения конкурсов на обслуживание жилья, предложив заменить их созданием коммунальных управляющих компаний.
Что интересно, наиболее последовательным выразителем интересов этой группы людей оказался эксперт отрасли, бывший заместитель, советник городского головы по ЖКХ и один из руководителей департамента ЖКХ Василий Клименко. Работая в департаменте, он по сути сам дискредитировал идею внедрения конкурентной среды в эксплуатацию жилья, попустительствуя нарушениям со стороны победителей конкурсов, принятию конкурсной комиссией «карманных» решений, всячески оттягивая сроки проведения новых конкурсов и, тем самым, консервируя выявляемые нарушения со стороны ЖЭКов. Разумеется, в такой ситуации они снова стали превращаться в монополистов.
Представители оппозиционных фракций в горсовете выступили с жесткой критикой предложений А. Ильюка и С. Клименко. По их мнению, навязывание жителям коммунальных управляющих компаний убьет нарождающуюся конкуренцию в отрасли, повысит расходы на управленческий персонал, перегрузив тариф непроизводственными расходами, откроет пути к злоупотреблениям, поскольку руководители этих управляющих компаний будут привлекать к обслуживанию жилфонда своих «карманных» поставщиков услуг, провоцируя коррупцию. К тому же управляющие компании не предусмотрены действующим жилищным законодательством. Но самый убийственный «аргумент налицо» заключается в том, что эксперимент с ДЭЗами (дирекциями единого заказчика, которые, по сути, и являются управляющими компаниями), в течение последних нескольких лет проводился в Корабельном районе – самом молодом районе Николаева со сравнительно нестарым жилым фондом. И этот эксперимент провалился! Теперь городские власти вынуждены ликвидировать как сами ДЭЗы, так и коммунальные предприятия, которые создавались для оказания услуг – КП «Сантехник», «Чистота», «Коммунальник», «Ремонтник». Все они, равно как и предлагавшаяся система дирекций единого заказчика не оправдали ожиданий руководства города.
И вдруг, только покончив с одним неудачным экспериментом над николаевцами, депутатское большинство вдруг собирается поставить второй, аналогичный, но уже куда более масштабный – в рамках всего города.
Все понимают, что в нынешнем виде ЖКХ нежизнеспособно, что оно окончательно зашло в тупик, и нужно всем миром решать, как из этого тупика выбираться. Понимают и то, что без четкого определения новой политики государства в этой сфере, спасти ЖКХ, перевести его на рельсы истинной модернизации и реформирования крайне сложно. Но государство-то как раз все свои «реформы» заканчивает на уровне лозунгов или того хуже попыток «карманной» приватизации целых инфраструктурных комплексов (приватизация теплоцентралей и облэнерго, сомнительные предложения по концессиям и т. д.)
Поэтому и оппозиционное меньшинство горсовета не в состоянии предложить каких-либо ярких решений. Все ограничивается рекламой ОСМД и ОСН, призывами не платить за неоказанные услуги и оплачивать лишь те услуги, которые сами жильцы приняли от их исполнителя, подписав соответствующие акты. На этом фоне наиболее привлекательной выглядит идея продолжать практику проведения конкурсов на обслуживание жилого фонда. Но пора эти конкурсы сделать по-настоящему конкурентными, чтобы их победителями не становились исключительно сыновья и дочери мэров и его заместителей. Сделать это можно, лишь максимально привлекая к проведению конкурса самих жильцов – заказчиков услуг. Пока же конкурсы действительно во многом выглядят профанацией: конкурсные предложения участников засекречены и не разглашаются не только жильцам, но даже и депутатам, и в то же время конкурсную комиссию входят директора предприятий, обслуживающих жилфонд, которые могут проголосовать против самих себя в пользу конкурентов разве что под дулом пистолета.
Убрав эти и многие другие несоответствия, выработав четкие критерии проведения конкурса и мониторинга качества оказываемых услуг, максимально привлекая общественность, создавая домовые комитеты при каждом доме, – городские власти вполне могут благотворно повлиять на улучшение качества обслуживания жилья и придомовых территорий. Конечно, принудительно загнать всех в ДЭЗЫ и ОСМД проще, но не лучше ли не наступать на те же грабли, на которые уже успела наступить Россия. Конечно, можно плюнуть на опыт наших северных соседей и набивать свои «самостийные» шишки, но по уму ли это? И, самое главное, выдержат ли горожане и вконец обветшалое ЖКХ бесконечные эксперименты, заранее обреченные на провал?
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.015Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |