Одна из наиболее интересных и захватывающих интриг последнего времени, чуть было утратившая прежний динамизм, вновь начинает раскручиваться на просторах Николаевщины. Речь идет о деле «Агроэкспорта», мощной николаевской аграрной компании, еще не так давно входившей в тройку ведущих украинских зернотрейдеров и экспортировавшей за рубеж до полутора миллионов тонн зерновых и масличных культур в год.
Напомним, что компания, которая, начиная с прошлого года, стала испытывать серьезные финансовые трудности, в нынешнем году была признана банкротом Хозяйственным судом Николаевской области. В проблемах компании ее руководитель Михаил Прохоров и владелец, а также председатель наблюдательного совета Геннадий Жильцов обвинили своего бывшего финансового директора Константина Картошкина, а также руководителя николаевской дирекции банка «Аваль» Сергея Прудкого. По версии администрации «Агроэкспорта» Картошкин и Прудкой вступили в сговор, целью которого было выведение активов компании для того, чтобы взять ее под свой контроль.
В последнее время обе основные стороны конфликта предприняли информационные усилия для того, чтобы оправдать свою позицию. Правда, в случае с «Авалем» активность эта была опосредованной, – сам банк обвинения в свой адрес не комментирует, однако в некоторых СМИ появились публикации, которые по внешним признакам являются банальной «заказухой», направленной против Геннадия Жильцова.
Аргументы сторон чрезвычайно разнообразны. Администрация «Агроэкспорта» упорно твердит о 15 млн. долларов, которые были украдены у компании, а потом выданы ей же в качестве кредитов банка «Аваль». Слышны обвинения и в адрес местного Хозяйственного суда, судья которого рассмотрел заявление истца – российской аграрной компании «Астон» – в рекордно короткие сроки – пять дней, и принял решение о банкротстве в отсутствие в зале заседаний ответчика в связи с… невозможностью установить его местонахождение. И это притом, что шикарный офис «Агроэкспорта» на въезде в Николаев со стороны одесской трассы не заметить может разве что слепой.
Однако и противная сторона не собирается молча выслушивать обвинения импульсивного Жильцова. Они ссылаются на то, что общая сумма долгов «Агроэкспорта» перед кредиторами составляет около 60 млн. долларов и не все долги обеспечены залогом. Одновременно руководство этой компании, владевшей сетью элеваторов, перевалочными мощностями в Николаевском речпорту, собственным флотом, строительными подразделениями, мощным автопарком и построившей современный маслоэкстракционный завод, обвиняют в попытке вывести из-под удара свои активы, используя фиктивные сделки по продаже имущества «Агроэкспорта» по заниженным ценам.
К примеру, руководство компании обвиняют в продаже маслоэкстракционного завода «Экстрол» зерноторговой компании «Олсидз Украина» за 49 млн. грн. (включая НДС), тогда как рыночная стоимость завода по оценке кредиторов составляет не менее 100 млн. грн. Завод, принадлежащий ОАО «Агроэкспорт» и являющийся единственным имуществом, за счет которого возможно было оплатить долги, продан, при этом ни единой копейки кредиторам не уплачено. Скандал с неожиданной продажей завода «Экстрол» ставится в один ряд с аферой «Элиты-центр».
Это не единственный случай, нанесший ущерб кредиторам. В марте 2006 года компания «Агропродукт» – дочернее предприятие «Агроэкспорта» – отказалась выплачивать доход по облигациям. Следующим шагом стал отказ погашения основной суммы долга по ценным бумагам, которая составляла 50 млн. грн.
Тем временем скандал приобретает все больший размах. Последним актом информационного противостояния руководителей «Агроэкспорта» и их противников стала пресс-конференция Г. Жильцова в Киеве, в информационном агентстве «УНИАН». Он в очередной раз повторил свои аргументы, а заодно обвинил николаевских областных правоохранителей в нежелании расследовать махинации с активами компании, которые, по его версии, были мошенническим путем похищены руководством николаевской дирекции банка «Аваль». Косвенным подтверждением его слов является тот факт, что за последнее время основной собственник «Агроэкспорта» получил сразу три предложения от различных бизнес-структур, предлагавших терпящей финансовое бедствие компании инвестиции в размере 20 млн. долларов с главным условием – погасить долг перед «Авалем» и позволить банку тихо и мирно выйти из конфликта.
Жильцов продолжает настаивать, чтобы делом «Агроэкспорта» занялась Генпрокуратура, поскольку местным правоохранителям он не верит. Масштабность конфликта подчеркивает и заявление Украинского союза промышленников и предпринимателей, выражающее озабоченность по поводу участившихся корпоративных захватов предприятий олигархическими структурами у законных собственников.
Ситуация вокруг компании настолько запутана, а обвинения и аргументация всех сторон конфликта выглядя так противоречиво, что простые николаевцы попросту запутались в том, кто прав и кто виноват. Скорее всего, они в скором будущем просто утратят интерес к конфликту, не затрагивающему их напрямую. Тем не менее, для почти что двухтысячного трудового коллектива компании дальнейшая судьба «Агроэкспорта» отнюдь не носит праздный характер. Как жить дальше, с кем из сторон конфликта придется связать свое будущее? Этот вопрос продолжает беспокоить рядовых сотрудников компании. Их вины в сложившейся ситуации нет, но именно они могут пострадать больше других, оставшись без средств к существованию.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |