ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Актуальні теми  >  Будівництво
Объездной мост оказался иллюзией
12:02 / 25.04.2008
Николаев

Похоже, что эпопея со строительством севернее Николаева объездного моста через реку Южный Буг между родниками и Матвеевкой завершена. Теперь уже точно и определенно можно утверждать: моста не будет. По крайней мере, в ближайшие годы. В апреле Кабинет министров Юлии Тимошенко снял этот вопрос с рассмотрения на очередном правительственном заседании. Таким образом, японское правительство, готовое предоставить кредит на льготных условиях под реализацию данного проекта получило вполне определенный сигнал: украинская сторона не испытывает заинтересованности в строительстве мостового перехода.

Речь о необходимости строительства моста с тем, чтобы направить потоки транзитного транспорта, следующего через Николаев в направлении Одессы, Киева и Крыма, велась давно. Однако с развалом СССР перспективы реализации такого проекта оказались крайне неопределенными в связи с полным отсутствием финансирования. Между тем количество иногороднего транспорта, проходящего через городские мосты – Южнобугский (Варваровский) и Ингульский – с каждым годом возрастало. Оба единственных украинских разводных моста, сданных в эксплуатацию, соответственно в 1964 и 1980 годах перестали справляться с нагрузкой. Южнобугский мост, особенно страдающий от потока большегрузного транспорта, городские власти ремонтировали дважды. В 1991 году была заменена ортотропная плита разводной части моста и восстановлено дорожное покрытие. В 2001 году во время второго ремонта были укреплены несущие конструкции сооружения, общая протяженность которого вместе с насыпной и пойменной частью составляет около 2 километров, модернизировано дорожное покрытие, восстановлено наружное освещение, отремонтирован резервный дизель-генератор, проложен по дну Южного Буга дополнительный питающий высоковольтный электрокабель. Однако за прошедшие годы техническое состояние этого моста в связи с его интенсивной эксплуатацией вновь ухудшилось.

Помимо изношенности мостов проблема заключается еще и в другом. Оба мостовых сооружения находятся в собственности городской общины Николаева. Которая ежегодно на их содержание тратит миллионы гривен. Несмотря на то, что мосты играют стратегическое значения, и в основном через них идет именно транзитный, а не николаевский транспорт, государство упорно отказывается нести расходы на их содержание. Также транзитный транспорт разбивает и без того дышащие на ладан городские дороги, хотя вокруг города существует объездная дорога, которую можно было бы замкнуть в кольцо при условии строительства объездного моста севернее города. В таком случае, транспорт, движущийся по трассам Одесса – Мелитополь – Новоазовск и Николаев – Ульяновка, а также в направлении Кировограда и Днепропетровска, мог бы не заезжать в Николаев.

Поэтому настоящим праздником для горожан в 2003 году стало известие о том, будто японское правительство через государственный Эксимбанк Японии готово предоставить кредит для строительства объездного моста в Николаеве. Условия кредита были фантастически выгодные – на 30 лет под льготные 4% годовых (на самом деле озвучивались разные процентные ставки, но все варианты были в несколько раз ниже того, что предлагают украинские коммерческие банки) с отсрочкой платежей в первые десять лет. При этом подразумевалось введение платного проезда по мосту, что сделало бы проект строительства не просто самоокупаемым, но еще и прибыльным.

Первоначально проект оценивался в 250 млн. долларов. Для его реализации было создано предприятие в Николаеве, а роль генподрядчика японцы планировали отдать своей компании «Мицуи». Перспектива начала строительства была как никогда реальной.

Однако тут вмешалась политика и сплетение высоких интересов. Поскольку под кредит требовались правительственные гарантии, решить вопрос можно было только с помощью Киева. Между тем в Киеве на аналогичный японский кредит претендовал другой проект – модернизация международного аэропорта «Борисполь» со строительством новых современных пассажирских терминалов и так называемых «хабов» – терминалов для транзитных авиарейсов. Хотя сами японцы отдавали предпочтение Николаеву, Кабмин В. Януковича предоставил правительственные гарантии именно бориспольскому проекту. Говорят, что в числе его лоббистов вроде бы оказались В. Литвин и, как ни странно, наш земляк, А. Кинах. Забегая вперед, отметим, что этот проект так пока и не реализован в силу ряда долгоиграющих судебных споров между аэропортом, компанией «Аэросвит», которая приступила к строительству по соседству с Борисполем своего авиатерминала и рядом других субъектов.

Между тем новую надежду Николаеву дало первое правительство Ю. Тимошенко. Тогдашний министр транспорта и связи Е. Червоненко вместе с главой государства В. Ющенко побывал в Японии и провел переговоры по предоставлению кредита. К тому времени с учетом инфляции сумма проекта оценивалась уже в 400 – 450 млн. долларов. Однако и на этот раз вмешалась большая политика: правительство Ю. Тимошенко сменил Кабмин Ю. Еханурова, а его, в свою очередь, В. Янукович.

В 2007 году начался новый этап «мостовой» истории. Только что сформированное правительство Ю. Тимошенко согласилось, было, предоставить госгарантии японской стороне под кредит на строительство моста, однако в апреле отказалось от своего намерения. Поскольку бюджетный год в Японии начинается весной, планы на скорое получение кредита в очередной раз оказались похороненными. Говорят, что причиной перемены настроений в Кабмине стала неуступчивая позиция министра финансов В. Пинзеника, который опасается, что госгарантии под данный проект грозят бюджету страны огромными убытками в случае его провала.

Итог печален. Если бы реализация проекта при сметной стоимости в 250 млн. долларов началась в 2003 – 2004 годах, к сегодняшнему дню мост был бы уже построен. Но его как не было, так и нет. Перспективы строительства туманны. Высокие темпы инфляции уже привели к росту сметной стоимости проекта до 1 млрд. долларов. Одновременно в силу конфликтов и долгоиграющих удельных споров не реализован и бориспольский проект. А правительство Японии с самого начала отдававшее приоритет реализации именно николаевского проекта, в очередной раз убедилось в непредсказуемости украинской политики и в том, что партнерство с нашей страной не принесет ничего, кроме проблем и лишней головной боли.


Коментарі

Немає коментарів
Контрольний код:
 
введіть, будь ласка, літери, які ви бачите зліва
Ваше ім'я: *
Ваш e-mail:
Коментар: *

© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.024
Перейти на повну версію сайту