Николаевские политики считают, что нынешний бюджетный процесс мало чем запомнится рядовым избирателям. Позволим себе не согласиться. То, что происходит сейчас, и то, что ждет наших граждан в ближайшем будущем, свидетельствует об одном: нынешнее скороспелое принятие бюджетов всех уровней с их ярко выраженной популистской направленностью по своим последствиям может запомниться надолго…
Главная проблема формирования Государственного бюджета-2008 заключается в том, что формировался он при одном правительстве, а принимался – при другом, которое пришло к власти с откровенно антагонистическими лозунгами по отношению к своим предшественникам. Первый звоночек прозвучал еще при В. Януковиче: поддавшись давлению В. Ющенко и согласившись пойти на внеочередные парламентские выборы, «регионалы» и другие члены правительственной коалиции вынуждены были значительно раздуть социальные расходы бюджета-2007. С одной стороны то, что зарплата и пенсии росли быстрее первоначально запланированного – хорошо. Но с другой, украинцы, наученные горьким опытом гиперинфляции 1992 – 94 г. г. еще должны помнить тогдашний урок основ экономической теории – избыточная денежная масса, не обеспеченная товарными запасами и в более широком смысле – совокупным объемом национального богатства, ведет к неконтролируемому росту цен. Как говорится, не дай Бог дожить до того времени, когда мы все станем миллионерами…
Итогом социального популизма Кабмина Януковича стала рекордная для последних лет инфляция в 16,6% (его первый зам. Н. Азаров до последнего клятвенно заверял, что по итогам года эта цифра не превысит 7,5%). На самом деле для рядовых украинцев инфляция куда выше, ведь из-за роста денежной массы основной рост цен пришелся как раз на продукты, всяческие товары широкого потребления, коммунальные и транспортные услуги. А официальная статистика громоздка, неповоротлива, и не может реально оценить некоторые сегменты рынка.
В свою очередь правительство Ю. Тимошенко в попытке выполнить свои популистские предвыборные обещания, подстегнуло очередной виток не просто инфляции, а полномасштабной потребительской истерии. Прежде всего, речь идет о выплатах по вкладам в Сбербанке СССР, повышении пенсий и других социальных выплат. Несовершенная система выплат в Сбербанке привела к тому, что людям приходится обращаться туда минимум два – три раза. К тому же, узнав, что на выплаты выделено только 6 млрд. грн., в то время как в Сбербанке зафиксировано около 52 млн. советских вкладов на общую сумму около 132 млрд. грн., вкладчики дружно рванули в отделения бывших сберкасс ломать кости, получать инсульты и инфаркты. Мотивация проста: если дают по тысяче на каждого, денег для всех не хватит. Тем более, обещания В. Пинзеника о зачислении компенсации на депозит под 13,5% годовых – издевательство, если учесть уровень инфляции в 16,6%. Следует заметить, что нет оснований ждать его уменьшения, о чем свидетельствуют дополнительные 6 млрд., выброшенные на потребительский рынок, рост зарплат, пенсий, социальных выплат. И все это на фоне крайне сомнительных перспектив роста ВВП, существенном дефиците Госбюджета и внешнеторгового баланса… Короче, все пойдет по накатанной инфляционной кривой.
Для региона гибельность бюджета-2008 заключается не только в его гиперсоциальной направленности, но и в скоропостижной процедуре принятия. Ведь в итоге с учетом пожеланий нынешнего премьера пришлось принимать бюджетные показатели по расходам в сферах медицины, образования, культуры, спорта, тогда как очередь до бюджетов развития дойдет лишь после пересмотра Госбюджета в марте 2008 г. Печальным является тот факт, что для Николаевской области окончательно не определена сумма государственных субвенций. В частности, речь идет о субвенциях на строительство, реконструкцию и ремонт коммунальных дорог. Напомним, что именно за счет этих денег в прошлом году в Николаеве началась реализация программы разгрузки проспекта Ленина от автотранспорта за счет расширения проезжей части улицы Скороходова. Отныне реализация этого проекта зависает в воздухе, благодаря гиперсоциальности бюджета-2008 и… Евро-2012.
Да-да, чемпионат Европы по футболу 2012 года, задуманный как образец польско-украинской дружбы и гостеприимства, на деле грозит не только скандалами с киевскими стадионами (это еще полбеды), но – что намного хуже – жилищно-коммунальным и вообще инфраструктурным коллапсом тех регионов страны, города которых не запланированы для проведения игр чемпионата. Поскольку денег на все в Госбюджете катастрофически не хватает, правительство хочет основную массу субвенций пустить на развитие инфраструктуры «футбольных» регионов. Что потом делать с этими дорогостоящими суперсовременными стадионами – вопрос десятый. Гораздо печальнее то, что государство будет стимулировать увеличение и без того колоссального разрыва между уровнем развития относительно благополучных мегаполисов – Киева, Харькова, Донецка, Одессы, Львова – и большинства стагнирующих городов страны. Нашему региону, скорее всего, придется расстаться с проектом строительство объездного моста севернее Николаева (без должной финансовой поддержки государства его может «зарубить» основной инвестор – японцы), забыть о модернизации одесского и херсонского участков трассы Одесса – Мелитополь – Новоазовск, о ремонте и передаче государству городских мостов, имеющих стратегическое значение, о реконструкции Николаевского железнодорожного вокзала, о решении проблем уникального для Украины Николаевского зоопарка, о продолжении газификации в области.
Спускаясь на уровень населенных пунктов, можно прогнозировать, что без масштабной господдержки и в условиях повальных неплатежей за коммунальные услуги, спровоцированных заявлениями Тимошенко о грядущем погашении этих долгов за счет замороженных советских вкладов в Сбербанке, ЖКХ повсеместно окажется за гранью выживания. А ведь эта отрасль и так доведена до критической черты, и без немедленных вложений миллиардов гривень, её может постичь инфраструктурная катастрофа. Взрывы и обрушения домов, целые города, оставшиеся без газа и воды, – это только первые ласточки.
На этом фоне показателен пример Николаева, где из городского бюджета в 795 млн. грн. запланировано выделение намного больших, по сравнению с прошлогодними, сумм на образование, здравоохранение, спорт. И только в ЖКХ планируется направить жалкие 23,6 млн. грн на уровне прошлого года (даже на содержание органов местного самоуправления в бюджете выделено более 32 млн. грн.). С учетом того, что ввести экономически обоснованные тарифы никто не посмеет из политических соображений, а без инвестиций и финансовой поддержки отрасль будет оставаться крайне затратной, отсталой в моральном и физическом плане, город в обозримой перспективе ждет грандиозная катастрофа. Несмотря на это, мэр Николаева Владимир Чайка инициировал досрочное принятие проекта провального бюджета, с которым депутаты даже не были толком ознакомлены. Говорят, мэр поторопился ради того, дабы укрепить свои отношения с Юлией Тимошенко, на фоне охлаждения связей с фракцией БЮТ и полного разрыва отношений с фракцией ПР в Николаевском горсовете. Ведь вместе две эти силы плюс сателлитные «регионалам» коммунисты и остатки разрозненных депутатов-витренковцев вполне могут отправить городского голову в отставку.
До бюджета ли тут, когда Владимиру Дмитриевичу нужно в очередной раз срочно спасать свое мэрское кресло?!
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.019Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |