Экономический кризис, о котором так долго спорили, которым одни пугали, а другие уверяли, что он счастливо обойдет наши края, стал реальностью. Об этом ярко свидетельствует ситуация, сложившаяся в экономике Николаева и региона.
Прежде всего, следует отметить сложную ситуацию в банковской сфере. Кризис с «Проминвестбанком», начавшийся на Востоке Украины, очень скоро перекинулся и на Николаев. Вкладчики бросились снимать средства с депозитов и текущих счетов, расчетные счета юрлиц с остатками средств были заблокированы, что, по сути, парализовало работу многих серьезных предприятий, например ДП «Николаевский облавтодор» и его районных филиалов – райавтодоров. Привычным явлением стали очереди вкладчиков банка, и даже очереди перед банкоматами, чего раньше не наблюдалось. Вслед за этим вкладчики кинулись снимать депозиты в филиалах других банков, невзирая на запрет Национального банка по досрочному снятию средств с депозитных счетов.
Специалисты банковской сферы утверждают, что всеобъемлющий кризис в отдельно взятом Николаеве будет прочувствован в полной мере в канун Нового года или же сразу по окончании новогодних праздников. Ведь замороженное кредитование ведет к снижению активности потребительского рынка. Снизятся финансовые показатели не только банков и кредитных обществ, но и страховых компаний, автосалонов, станций техобслуживания, супермаркетов, продающих промышленные товары и т. д. Кстати, касательно розничной торговой сети. Пока здесь наблюдается ситуативный ажиотаж, вызванный стремлением граждан вложить свои накопления, снятые с банковских счетов в бытовую технику и электронику, мебель, предметы длительного использования, драгоценности. И хотя автомобили тоже значатся в этом ряду, но их реальные продажи заметно упали – сказывается сворачивание банками программ автокредитования. Более того, нарастает ком проблем в строительной сфере. Ходят слухи о том (официально, разумеется, девелоперские и строительные компании их подтверждать на спешат), что инвесторы уже столкнулись с большими трудностями в реализации жилья на первичном рынке. Причем речь идет не только об элитных жилых домах и комплексах, которые стоят полупустыми, но и об обычном массовом жилье. Зачем, к примеру, строить новый жилой комплекс Лески-2 на Намыве, куда киевская корпорация «Столица» собралась инвестировать 1,5 млрд. долларов, если продать эти тысячи квартир будет невозможно?
Но приближение массовой безработицы, замораживание зарплат, неоплачиваемые отпуска и другие прелести экономического кризиса грозят не только строителям, банковским служащим, риэлтерам и менеджерам по продажам. Катастрофическая ситуация складывается в промышленном секторе. Так на государственном предприятии НПКГ «Зоря – Машпроект» производство по сравнению с прошлым годом уже сократилось примерно в половину, а склады затоварены готовой продукцией. И если принимать во внимание, что на складах лежат не чайники или кастрюли, а высокотехнологичная и наукоемкая продукция – газовые турбины и газоперекачивающие агрегаты, то любому становится понятно, что сбыть ее в условиях разразившегося кризиса удастся не скоро, если вообще удастся. Правда, на заводские трудности наложились и ошибки предыдущего менеджмента, и деятельность менеджмента нынешнего, и бесконечные попытки приватизации недавно еще более чем прибыльного гиганта украинского турбостроения. Но сути это не меняет: снижение реальной заработной платы турбинистов и сокращение количества рабочих и служащих НПКГ будут продолжаться.
В катастрофическом положении оказался Судостроительный завод им. 61 коммунара. Предприятие и так без пяти минут банкрот, и в последнее время выживало, прежде всего, благодаря интересу со стороны «Смарт-групп» Вадима Новинского. «Смарт» планировал приватизировать эту государственную верфь, ввел сюда свой менеджмент, помогал загрузить завод заказами. Однако теперь, в условиях экономического кризиса, эти планы повисли на волоске: «Смарт-групп» необходимо расхлебывать кризисную кашу на собственных предприятиях, и готова ли она теперь протянуть руку помощи «коммунаровцам» – большой вопрос.
По аналогичной причине заморожено строительство судов на Черноморском судостроительном заводе – крупнейшей верфи Украины. Контрольный пакет акций ЧСЗ уже год принадлежит Херсонскому судостроительному заводу, который также контролируется «Смарт». И если раньше ЧСЗ удавалось выводит из глубокого упадка с помощью банковских кредитов и финансовых инвестиций со стороны главного акционера, теперь денег нет ни у банков, ни у хозяев. В итоге на заводе введена неполная рабочая неделя, возможны сокращения. Единственное, что может спасти корабелов – это судоремонт, но и на этом рынке начинается застой в связи с падением объемов перевозок. Кризис ударил и по самой процветающей верфи Николаева – «Океану», которую недавно выкупили россияне. Завод и без того последнее время работал не в полную силу, что было связано с процессом смены собственников, а теперь будущее его более чем туманно.
Наращивает обороты Николаевский морской торговый порт. В этом году портовики намерены впервые с советских времен перевалить 9 млн. тонн грузов. Однако во многом это далеко не самые дорогие, а вдобавок еще и «грязные» грузы – калийные удобрения, уголь и т. д. Непонятно, как сложится ситуация у других николаевских портов. Скорее всего, их ждет сокращение объемов перевалки грузов.
В городе ходят упорные слухи о предстоящей остановке Николаевского глиноземного завода, принадлежащего российской компании «РУСАЛ» Олега Дерипаски. Пока их никто не подтверждает, но и не опровергает. Если это случится, вслед за корабелами и машиностроителями на улице может оказаться немало металлургов.
В такой ситуации логично было бы ожидать проведении комплекса антикризисных мероприятий со стороны городских и региональных властей. Однако этого не происходит. Возможно, в рядах местных чиновников царит растерянность (кто же мог подумать, что придется готовиться к кризису?), но, скорее всего, на местах ждут реакции со стороны Киева. К сожалению, пока все антикризисные законы им указы не дают видимого эффекта. Помимо, разве что, постепенного снижения курса доллара после го грандиозного скачка на прошлой неделе.
Некоторые наблюдатели видят в происходящем и положительную сторону. Кризис является своеобразным актом глобальной санации и оздоровления экономики. За спадом неизбежно следует рост, а бизнесмены, имеющие достаточно средств, смогут в ближайшее время дешево прикупить себе недвижимости, производственных площадей и технологического оборудования. Да и наемный персонал станет посговорчивее, соглашаясь на более низкую зарплату. А с началом нового цикла экономического роста зарплата, вслед за объемами производства, вновь начнет расти.
Но как долго придется ждать очередного «украинского экономического чуда»? На этот вопрос сегодня не ответит никто…
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.014Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |