Весенней региональной сенсацией для Николаевской области стало известие, касающееся компании «Сандора». Этот крупнейший отечественный производитель соков и нектаров, контролирующий 47% украинского рынка, будет выставлен на продажу. По данным украинских СМИ, собственники компании уже заключили соглашение с Deutsche Bank и инвестбанком Golden Gate об организации тендера по ее продаже стратегическому инвестору. Сейчас организаторы проводят оценку «Сандоры». Компанию аналитики оценивают в $400 – 600 млн.
ООО «Сандора» было основано в 1995 году Сергеем Сыпко (владеет 10% уставного фонда), литовскими предпринимателями Игорем Беззубом (45%) и Раймондасом Туменасом (45%). И. Беззуб и Р. Туменас делят 68 и 69 места в рейтинге ста самых богатых бизнесменов по версии журнала «Фокус», имеющих активы в Украине. Украинский капитал каждого из них оценивается в $225 млн. Именно они в 1995 году предоставили стартовый капитал под реализацию Сергея Сыпко, который по сей день является гендиректором «Сандоры».
Рассматриваются различные варианты продажи общества. По мнению аналитиков, собственники решили продавать компанию, потому что сейчас она находится на пике своего развития, и будет стоить наиболее дорого. Именно сейчас, продав компанию, они смогут получить более высокую доходность на вложенные инвестиции, чем через несколько лет.
Среди потенциальных покупателей эксперты называют компании Coca-Cola, PepsiCo, российские «Лебедянский» и «Вимм-Билль-Данн». Однако, по сообщению собственника торговой марки «Хортица» Евгения Черняка, теперь список претендентов на «Сандору» стал короче. Владелец «Хортицы» в комментарии слияния ТМ «Хортица» и ТМ «Шустов» заявил: «Кроме всего, что сегодня входит в наш портфель, нам нужны еще и соки». И по этому же поводу: «Сандора» – хорошая компания. Но за эту компанию борются мировые лидеры – PepsiCo и Coca-Cola. Пока мы не готовы составить им конкуренцию». Исходя из этого заявления, можно предположить, что и российские компании не решились конкурировать с этими мировыми брендами.
Благодаря удачным маркетинговым ходам обороты компании быстро выросли: сейчас она выпускает более двухсот наименований продукции под семью торговыми марками (Sandora, Sandora Gold, «Дар», «Классик», «Сандорик», «Садочок» и «Лучшие фрукты мира») и до 25% от общего объема производства экспортирует в страны СНГ. Обороты фирмы составляют около 1 млрд. грн. в год и продолжают расти. За время своего существования «Сандора» построила несколько заводов, в том числе два из них – по переработке фруктов и овощей – находятся в Херсонской области. Еще два предприятия по производству соков расположены в Николаевской области.
Судя по тому, что ее владельцы ищут стратегического собственника (хорошо знакомого с производством соков), продать они намерены контрольный пакет акций, то есть как минимум 60%, а то и более 75% (что обеспечит полный контроль над предприятием). Вероятно, нынешние владельцы «Сандоры» захотят оставить за собой небольшие пакеты акций компании.
Полмиллиарда за такую компанию – совсем немало. Но, покупая «Сандору», ее новый собственник получит почти половину отечественного рынка соков и нектаров, поэтому названная цена считается вполне реальной.
Компания «Сандора» основана в то время, когда рынок соков в Украине только зарождался, и сильных брендов не было. Тогда главное было максимально присутствовать в точках продаж, а реклама играла второстепенную роль. «Сандора» сделала акцент как раз на массовом присутствии. Благодаря удачным маркетинговым ходам обороты компании быстро росли.
Владельцы компании изначально были ориентированы на продажу своего бизнеса. Так, еще в 2004 году российская компания «Лебедянский» предлагала за «Сандору» 150 млн. долларов. Однако сделка не состоялась, поскольку владельцы марки посчитали эту цену слишком низкой. Теперь, спустя всего три года, компания оценивается почти втрое дороже.
Одной из главных проблем рынка соков и нектаров стал дефицит качественного сырья. Цены на него постоянно растут, в результате увеличивается себестоимость производства. Чтобы удержать рентабельность на прежнем уровне (20 – 30%) производители поднимают цены на продукцию. Компания «Сандора» дольше всех откладывала повышение цен на свои товары, заставляя и других производителей держать цены на привязи. Демпингуя, она завоевала новых покупателей. Однако долго вести такую ценовую политику «Сандора» не сможет. Рано или поздно компания будет вынуждена отпустить цены, что еще больше обострит конкуренцию. Вероятно, «Сандоре» придется отказаться от доминирующего положения на рынке, и ее доля снизится. Но войти в новый виток конкурентной борьбы предстоит уже новому владельцу компании. Потребитель от продажи компании проиграет, поскольку ему придется платить больше. Но это вряд ли приведет к снижению потребления соков.
Продажа «Сандоры» повысит интерес иностранных компаний к украинскому рынку. Так, компания «Вимм-Билль-Данн», прежде решив сосредоточиться в Украине только на производстве молочной продукции, уже неоднократно заявляла, что ищет возможности заняться изготовлением соков. Второй шанс купить «Сандору» получит и ОАО «Лебедянский». Но новый владелец предприятия должен быть готов к тому, что ему придется вкладывать крупные средства не только в развитие компании, но и рынка в целом, повышая лояльность покупателей к сокам.
Новому собственнику нужно иметь достаточные финансовые ресурсы, чтобы инвестировать не только в производство, но и в рекламу. А нынешним владельцам марки необходимо не пережать с ценой, поскольку затягивание процесса продажи может сыграть с компанией злую шутку. Если потенциальные покупатели откажутся сейчас, то в будущем собственники предприятия вряд ли выручат за него больше.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.014Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |