Как известно, ОАО «Николаевгаз» де юре находится под контролем государства. Контрольный пакет акций ОАО принадлежит Национальной акционерной компании «Нефтегаз Украины», остальные акции распределены между частными акционерами. Крупнейшим из них является концерн «Укргаз» (Киев), который и оказывает решающее влияние на политику компании. «Укргаз» является управляющей компанией, которая также объединяет «Запорожгаз», «Ривнегаз», «Житомиргаз», «Хмельницкгаз», «Днепропетровскгаз» и «Тисменицагаз». Как и прочие облгазы, «Николаевгаз» занимается транспортировкой газа по распределительным трубопроводам, а также продает газ в Николаевской области.
В условиях роста цен на импортный газ и заниженных тарифов на его транспортировку и доставку по Украине, предприятия газотранспортной отрасли уже не один год находятся в сложном положении. Тем не менее, ОАО «Николаевгаз» удается поддерживать в рабочем состоянии газораспределительную систему, обеспечивать бесперебойную поставку топлива потребителям.
Недавно компания подверглась «атаке» судебных исполнителей. Это событие, произошедшее весной, председатель правления ОАО «Николаевгаз» Богдан Стегний назвал попыткой рейдерского захвата. Как оказалось, под предлогом исполнения судебного решения в админкорпусе компании появился судебный исполнитель государственной исполнительной службы Ленинского района г. Николаева в сопровождении людей в милицейской форме. В это время председатель правления находился на сессии облсовета, а впереди предстояли выходные. Возможно, присутствовал расчет на то, что «Николаевгаз» не сможет оперативно опротестовать действия исполнительной службы.
Судебный исполнитель потребовал предоставить документацию по газонаполнительной станции в Первомайском районе, вокруг которой идут судебные тяжбы между компанией «Николаевгаз» и предприятием «Укргазсервис». Далее он попытался проникнуть в кабинет председателя правления, опечатал приемную, перекрыв доступ в кабинеты руководителя компании и его заместителей, где находились печати и уставные документы. Однако судебное решение не давало исполнителю права обыскивать и опечатывать кабинеты. Судья, принимавший решение, дал разъяснения исполнительной службе, какие действия они могут предпринимать, а какие – нет. Уже на следующий день судья запретил вскрывать кабинеты и изымать документы. Таким образом, осаду «Николаевгаза» удалось снять.
Давний конфликт между «Николаевгазом» и «Укргазсервисом» связан со спорами вокруг газонаполнительной станции в Первомайском районе. Конфликт вокруг ГНС начался пять лет назад, когда налоговая администрация приняла решение в связи с бюджетной недоимкой компании продать принадлежащую ей ГНС. По мнению руководства компании, объект был продан незаконно, да еще и по заниженной стоимости – за 2,6 млн. грн. при стартовой цене в 5,2 млн. грн. Лишь в 2005 г. новые собственники смогли взять под контроль ГНС. С тех пор стороны выясняют отношения в суде. Администрация облгаза мотивирует свою позицию тем, что хочет сохранить имущество, принадлежащее государству. Показательно, что сегодня государственные органы заняли нейтральную позицию в конфликте. Сегодня в различных судах рассматриваются сразу несколько исков.
Среди тех, кто поддержал «Николаевгаз» в конфликте, были депутаты областного совета, причем не только из фракции Партии регионов, в состав которой входит руководитель ОАО, но и депутаты других фракций.
В конфликте первоначально позицию покупателя газонаполнительной станции – компании «Укргазсервис» – активно поддерживала областная налоговая администрация. Однако с вмешательством тогдашнего руководства области во главе с первым вице-губернатором Николаем Балакиревым, позиция налоговой резко изменилась. Облгосадминистрация и руководство НАК «Нефтегаз Украины» поддержали «Николаевгаз», а некоторые чиновники налоговой администрации, активно способствовавшие продаже, подверглись давлению со стороны руководства. Вскоре была ликвидирована и сама биржа, через которую прошла спорная сделка. А двукратное снижение стартовой цены было вызвано тем, что потенциальные покупатели знали о конфликте и никто, кроме «Укргазсервиса», не решился принять в нем участие. Словом, были созданы все предпосылки для того, чтобы ГНС была куплена по бросовой цене.
Но «Никоалевгаз» пострадал не только от продажи ГНС – самой крупной на всем юге Украины. Если называть вещи своими именами, у государства вообще нет целостной политики в отношении газотранспортной отрасли. Следствием являются ежегодные убытки облгазов, в том числе и «Николаевгаза» от лицензионной хозяйственной деятельности. Все признают: тариф необъективен, убыточен, наносит ущерб газотранспортным предприятиям в регионах. Однако сегодня нет политической воли, чтобы изменить ситуацию и все остается по-прежнему. Тем более, с учетом предвыборной ситуации тарифы на транспортировку и поставку тем более никто менять не будет.
Между тем, «Николаевгаз» старается выживать, как может, зарабатывая на том, что не связано с основной деятельностью: на строительстве газопроводов, проектировании, газификации объектов. Так, если убытки от основной деятельности в 2006 году составили 11 млн. грн., за счет прочей деятельности компании удалось сократить их до 7,7 млн. грн. Она по-прежнему поддерживает газотранспортную систему в рабочем состоянии, хотя износ ее превышает 50%, и делать это с каждым годом становится все труднее. Чтобы полностью восстановить газотранспортную систему области, необходимо ежегодно вкладывать 50 млн. грн., а удается только 2 – 2,5 млн. грн. – в рамках договора с ДК «Газ Украины» на пользование государственным имуществом.
Существует мнение: мол, все проблемы из-за того, что государство отдало облгазы в частные руки. Но если бы не частные акционеры, «Николаевгаз» вообще бы мог оказаться на грани экономического коллапса. В последние годы только от частных совладельцев компания получает поддержку: юридическую, техническую, финансовую, инвестиционную. А государство, напротив, ведет такую политику, чтобы газовые предприятия «легли».
Если у государства нет ресурсов для спасения отрасли, значит, остается один выход – приватизация, привлечение инвесторов и введение экономически обоснованных тарифов. Но и частные собственники не всегда могут разрешить ситуацию. К примеру, НАК «Нафтогаз Украины» создал дочернее предприятие «Укргазсети» и отдал ему все газотранспортные сети Черновицкой области, под предлогом того, что облгаз оказался под контролем частных структур. Вот и выходит, что может получиться так: частные инвесторы купят акции компаний, внесут средства на развитие производственной базы, модернизацию газотранспортной инфраструктуры, а затем государство отберет у предприятий газотранспортные сети, оставив только директорское кресло, печать и старые долги. И чего тогда будут стоить все разговоры о привлечении инвестиций, честных и прозрачных правилах игры, гарантиях защиты инвесторов?
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.016Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |