ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Актуальні теми  >  Правоохоронні органи
Что стоит за резонансным убийством в «ментовском городе»?
12:30 / 30.03.2007
Николаев

Вечером 20 марта в Николаеве возле собственного дома на ул. Мореходной четырьмя выстрелам из пистолета с глушителем был убит выходивший из автомобиля 63-летний Анатолий Парпура. Это человек считался в Николаеве крупным криминальным авторитетом. От самого преступления повеяло холодком девяностых, когда в Николаеве людей со специфической репутацией расстреливали и даже взрывали прямо на городских улицах.

Рабочий «неинтеллигентный» Николаев всегда был непростым городом в криминальном плане. Малообеспеченная молодежь, жизненная перспектива у которой была невелика – попасть в тюрьму или на завод – традиционно являлась питательной средой для развития преступности и наркомании.

Положение резко изменилось на рубеже девяностых, когда, как и по всему СССР, в Николаеве помимо традиционных молодежных группировок, стихийно формировавшихся по территориальному признаку и наркоманских тусовок, начали появляться бригады рэкетиров и «бизнесменов», промышлявших на широкую ногу незаконными видами деятельности. Домушники, карманники, кидалы и молодежные группировки сошли на обочину преступного мира, а их место твердо заняли спортсмены и уголовные авторитеты.

В преступном мире Николаева никогда не было такой объединяющей фигуры как Карабас в Одессе. Поэтому здесь велась бесконечная борьба за существование. Жертв было много, в том числе и случайных. Уже далеко не все помнят убийство Адырова, авторитетов «Рудика» и «Шабала», расстрелянных 11 лет назад прямо перед Дворцом культуры ПО «Зоря», трагическую смерть Данеккера, застреленного «Чугуя», пышные похороны «Шворы», убитого прямо на ступеньках собственного ресторана на Советской, взрывы машин на Набережной и проспекте Ленина у кинотеатра «Пионер», и многое другое. Гибли авторитеты, гибли спортсмены, на их место приходили новые люди. Эти печальные события мало освещались в СМИ, но имели широкий резонанс в городе. Так, из-за покушения на «Тютюна» в период мэрства покойного Анатолия Олейника, чуть было не сорвалась сессия городского совета, поскольку на место события стремилось попасть чуть ли не все городское начальство.

Характерно, что в большинстве случаев милиция устанавливала виновных, и часто убийства объяснялись фатальным стечением обстоятельств из разряда: повздорили – случайный выстрел – труп.

Так было и когда около уличного кафе у цветочного рынка на Спасской был застрелен авторитет «Лапа». По одной версии «Лапа» с компанией отдыхал, и ссора вспыхнула внезапно. По другой, этот человек, имевший непосредственное отношение к популярному тогда бизнесу, связанному с экспортом металлолома, проводил банальную «стрелку», пытаясь «разрулить» возникшие «непонятки». Кстати, по чистому совпадению рядом оказался офис фирмы «Кредо» – одного из ведущих на тот момент экспортеров лома.

Как бы то ни было, но по официальной версии в «Лапу» стрелял Парпура. Его вскоре задержали. Однако после длительного разбирательства суд установил в действиях Парпуры, который, если верить местным специалистам по криминалу, еще в семидесятых получил 15 лет за убийство, всего лишь превышение пределов необходимой самообороны и приговорил его к незначительному сроку лишения свободы, который, учитывая предварительное заключение, к моменту оглашения приговора уже истек.

Убийства «Лапы», «Шворы» и боксера Юрия Бойко были последними резонансными преступлениями этого ряда. Постепенно подобные ЧП сошли на нет. Во-первых, сферы влияния наконец-то были поделены. Во-вторых, «терки» по поводу различных преференций с уединенных мест «стрелок» переместились в чиновничьи кабинеты, в-третьих, оставшиеся авторитеты окончательно переквалифицировались в бизнесменов. Ярким примером может служить «Тазик», покончивший «ходками на зону» и создавший в Николаеве свою бизнес-империю. Теперь его можно встретить где угодно: в горисполкоме, управлении экологии или Госкомземе, но только не в следственном изоляторе или кабинетах прокуратуры.

Правда, свято место пусто не бывает. Вслед за криминальными авторитетами лет шесть назад пришла очередь директоров предприятий. Теперь они стали живыми мишенями. Можно вспомнить странную смерть руководителя Варваровского элеватора, убийство директора ныне уже несуществующего ЛВЗ, покушения на двух начальников Николаевского морского торгового порта.

Конечно, избежать убийств, связанных с экономической деятельностью, не поможет никакая профилактика. Здесь бессильны служба участковых, милиция по делам несовершеннолетних или ОБНОН. Однако опыт предыдущих лет показывает, что, как правило, рано или поздно организаторы и исполнители резонансных убийств или покушений на убийства оказываются за решеткой. По крайней мере, в Николаеве.

Кстати, с помощью криминальных разборок «авторитеты» создали условия для того, чтобы Николаев окончательно завоевал в Украине заслуженную славу «ментовского города», то есть такого города, где всё решают не «воры в законе» и авторитеты, а сами милиционеры. Объективно этому способствовали не только «зачистка» города от криминальных авторитетов руками самих уголовников, но и жесткая централизация, единая вертикаль управления в органах милиции, и вопиющая безнаказанность, когда люди в погонах, совершившие правонарушения и преступления, отделывались легким испугом, и порочная практика регулярной передачи в столичное МВД «чемоданчиков» с наличкой. Насколько можно судить, после «помаранчевой революции» ситуация существенно поменялась в лучшую сторону, в городе более результативно заработали публичные административные механизмы, николаевцы почувствовали, что именно они, а не криминальный мир, теневой бизнес и высокопоставленные чиновники могут влиять на решения, принимаемые властью. Однако события прошлого года, в том числе смена власти в стране, неэффективная борьба с коррупцией и последние кадровые чистки в МВД наводят на невеселые мысли о том, что ситуация может повториться. Об этом же свидетельствует и недавнее убийство Парпуры. Неужели у нас вновь начнется борьба за передел собственности и сфер влияния с использованием криминальных методов?

Смеем надеяться, что убийцы А. Парпуры будут найдены и понесут заслуженное наказание. Возможно, не следует делать далеко идущих выводов, и мотивом здесь послужила банальная личная месть. Но факт, что городская община испытывает острый недостаток квалифицированной информации о том, что происходит в криминальном мире Николаева, и как с этим борется милиция – очевиден. Сухие криминальные сводки с цифрами и процентами не в счет. Горожане заслуживают серьезных аналитических выкладок на эту тему, однако пока никто не может решиться на такой шаг, включая и независимые СМИ.


Коментарі

правда, 16:01 / 29.11.2015
Жека в Николаеве воров, не когда не было и не будет! Контенгент не тот.
Lomak, 06:06 / 07.12.2011
Жека, это правда,а по соседству с ним сидит такой же вор по кликухе Треугольник,не слыхал всезнайка?
Жека, 16:58 / 15.07.2009
А правда унас в городе Николаева на зоне вор в законе по кликухе Квадрат?
Одессит, 16:54 / 09.05.2007
Комментарии
Нет комментариев
Ваше имя: * Ваш e-mail:
Комментарий: КОШМАР!,- "Назад в будущее!?"...
- К 1990-м?...
Сторінки: 1
Контрольний код:
 
введіть, будь ласка, літери, які ви бачите зліва
Ваше ім'я: *
Ваш e-mail:
Коментар: *

© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.018
Перейти на повну версію сайту