Несмотря на внешнюю экономическую и социальную стабильность, в действительности политическая неопределенность в стране отрицательно влияет на ситуацию в регионах. Изящный кадровый финт Александра Мороза, который многие называют не иначе как откровенным предательством, послужил катализатором системного политического кризиса в стране, вызванного расколом общества, патовыми результатами выборов в Верховную Раду, непомерными амбициями ряда политиков и несовершенством нового варианта украинской Конституции, рожденного в результате морозовской же политреформы.
Главная проблема для регионов, спровоцированная киевским противостоянием, заключается не в экономике, и даже не в угрозе развала страны, а в полном нежелании чиновников и политиков на местах что-либо предпринимать. Времена политической неопределенности осторожные украинцы предпочитают мужественно пережидать где-нибудь в сторонке, стараясь не делать резких шагов. Все ждут, когда, наконец, станет известно, кто же сформирует новое правительство, как будут переделены портфели и в чьих руках окажутся властные рычаги. Одно неосторожное движение, заявление, – и завтра ты можешь оказаться объектом политической расправы. Таковы украинские политические традиции, утвердившиеся не сегодня, и даже не вчера. А потому, вне зависимости от результатов выборов, от того, кто во власти, а кто в оппозиции, куда мы идем – в Европу или в Евро-Азиатский союз, во времена, когда делится власть нужно проявить максимум осторожности, дипломатичности, деликатности. Или же наоборот – нахрапистости и рвачества.
Кризис в политике все же косвенно провоцирует нестабильность в местной экономике.
Заметно выросло напряжение в Николаевском городском совете. Это признают сами депутаты. Идеологические, политические конфликты трансформируются в противостояние во время решения вопросов вполне земных, например, предоставления земельных отводов. При этом если раньше у депутатов-мажоритарщиков не было таких многочисленных и сплоченных групп, то теперь партийные фракции, подчиняясь железной дисциплине могут безжалостно валить проекты решений, в принятии которых заинтересованы депутаты-оппоненты. Скажем, не получил один из депутатов «добро» на землю, выделение которой он тщательно патронировал, и начинает без разбора «валить» все земельные законопроекты, голосуя против всего и вся. Ну, ладно, это если один обиженный депутат. А если таковых целая фракция?
По прогнозам николаевских политиков, перевыборы Верховной Рады нам не грозят, но если они произойдут, Социалистической партии в парламенте делать решительно нечего. Благодаря беспрецедентному поступку Мороза она просто не наберет даже заветные три процента. Скорее всего, группа Винского, понимая безнадежность самостоятельного баллотирования, уйдет под знамена Юлии Тимошенко, а Мороз окажется в избирательном списке Партии регионов. Прогнозируется даже возможный развал парламентской фракции «Нашей Украины», часть которой может податься к регионалам, а остальные – в БЮТ. В принципе страна медленно движется в сторону привычной англо-американской двухпартийной парламентской модели. В принципе, это нормально. Но слишком нехарактерно для украинцев, у которых, как известно, чересчур уж много гетманов.
Некоторые считают, что политические дрязги могут вылиться в очередное повышение, поскольку это легче сделать, пока внимание столичных чиновников отвлечено проблемами совершенно иного плана.
Неспособность Верховной Рады полноценно исполнять свои функции вредит городской общине еще и потому, что в парламенте лежат без движения законопроекты, позволяющие усовершенствовать законы о местном самоуправлении и об органах самоорганизации населения. Непринятие данных поправок, а также законопроекта, регламентирующего социальное инвестирование, может пагубно сказаться на перспективах развития территориальных общин. Что уж тут говорить об административно-территориальной и муниципальной реформах, о привлечении инвестиций в отечественную экономику. Какие уж тут инвестиции! Вот, скажем, запланировал Николаевский горисполком проведение в ближайшее время инвестиционного форума с участием ряда потенциальных иностранных инвесторов, готовых вкладывать средства в развитие местного коммунального хозяйства. Но что отвечать провинциальным муниципальным чиновникам на вопросы о политических рисках, как успокоить иностранных гостей?
Чем точно завершится политический кризис в стране – так это новыми депутатскими миграциями в городском совете Николаева. Это сейчас здесь затишье, и самая выгодная позиция – выжидательная. Но как только окончательно определится, кто в доме хозяин, кто сформировал большинство в Верховной Раде, наверняка произойдут новые перемещения. Как только в стане коммунистов запахло властью, туда уже успели перейти четыре депутата горсовета – два витренковца и два члена избирательного блока «Николаев – за Владимира Чайку!» Таким образом, численность фракции возросла вдвое – с четырех до восьми депутатов. И не исключено, что к ним не прибавятся новые.
Вот куда вряд ли кто-то перейдет, так это в блок «Николаев – за Владимира Чайку!» «Ловить» здесь решительно нечего, каких-либо серьезных политических, кадровых дивидендов получить не удастся, возможности оказывать существенное влияние на политические процессы – тоже. Поэтому в блоке остались люди, которыю имеют свою общественную или профессиональную нишу, спокойно занимаются своим делом, и не строят перед собой грандиозных иллюзий.
А обычные горожане хотят только одного – чтобы период нестабильности поскорее остался в прошлом. Киевская «грызня» надоела им уже настолько, что, пожалуй, большинство николаевцев готовы согласиться с коалицией в любом формате и с любым премьером. Правда, их электоральные симпатии в ближайшее время вряд ли претерпят серьезные изменения.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |