ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Актуальні теми  >  Морегосподарський комплекс
Сергей Исаков: «Оставлять Черноморский судостроительный завод нынешним собственникам никто не собирается»
21:25 / 08.03.2007
Заместитель главы Николаевской ОГА Сергей Исаков

Положение Черноморского судостроительного завода остается неопределенным. Предприятие, которое раньше было флагманом судостроения, способным строить даже авианосцы, сегодня практически не работает. О ситуации вокруг предприятия, сложившейся после его приватизации российскими бизнесменами братьями Игорем и Олегом Чуркиными, рассказал заместитель главы Николаевской облгосадминистрации Сергей Исаков.

– Как выглядит финансово-экономическое положение завода?

– Контрольный пакет акций холдинговой компании ЧСЗ выкуплен осенью 2003 года. С тех пор здесь падают объемы производства, сокращается количество персонала, растут долги. Так, задолженность по зарплате к февралю выросла почти до 3 млн. грн., деньги в Пенсионный фонд не поступают вовсе. Если к январю 2005 г. сумма долга перед ПФ составляла 2,5 млн. грн., то 2 года спустя – около 19,6 млн. грн. Черноморцев лишили права получать заработанную ими пенсию. Собственники ссылаются на решение суда, запрещающее холдингу перечисление налоговых и других обязательных отчислений, но это решение вызывает большие сомнения в его правомерности и требует тщательной юридической экспертизы. В любом случае цифры свидетельствуют, что ни о каком росте производства и погашении долгов по зарплате речь не идет.

– Говорят, что собственники ЧСЗ не выполнили договор купли-продажи, заключенный с ФГИУ. Вы можете назвать конкретные обязательства, которые ими нарушены?

– Покупатель был обязан погасить долг по зарплате, выплатам в Пенсионный фонд и т. д. в размере 11,4 млн. грн., существовавший на момент покупки. Формально это вроде бы выполнено, но если поднять первичные документы, то выполнено оно не покупателем, а за счет совершенно других источников. Договор предусматривает осуществление программы технического переоснащения и развития судостроительных мощностей ЧСЗ на сумму 49 млн. грн. Из всей программы выполнена лишь начальная стадия ремонта нулевого стапеля. Нарушался пункт, запрещающий разрыв трудовых договоров с персоналом, что подтверждается документально, поскольку люди увольнялись по сокращению штатов. Если на момент приватизации здесь было 4,8 тыс. рабочих мест, сегодня осталось не более 750. Договор обязывает покупателя достичь объема производства судов в эквиваленте металлопродукции не менее 60 тыс. тонн в год с января 2006 г. Он в принципе не может быть выполнен, ведь нынешние мощности ЧСЗ не позволяют обрабатывать более 45 тыс. тонн металла. Нарушен и пункт, предусматривающий исполнение коллективного договора. И я поражен позицией отраслевого профсоюза, который закрывает глаза на его очевидные нарушения.

– Именно невыполнение колдоговора и стало предметом разбирательства в Николаевском хозяйственном и Одесском апелляционном хозяйственном судах. Ответчикам удалось доказать, что колдоговор выполняется, поэтому договор купли-продажи не может быть признан недействительным. Теперь разбирательство идет в Высшем хозяйственном суде, а черноморцы по-прежнему сидят без зарплаты, с сомнительными перспективами получить пенсию. Как такое могло получиться?

– Здесь нужно сказать «спасибо» ЦК профсоюза работников судостроения, которые везде с готовностью предоставляли документы, будто собственники выполняют колдоговор. Профсоюз делал вид, что отстаивает интересы трудящихся, выдвигал к власти требования защитить ЧСЗ, а на самом деле цинично продал черноморцев. Если бы не коллаборационистская позиция профсоюзов, государство бы давно отобрало завод у нерадивых хозяев.

– А почему в суде не озвучивалось невыполнение условия выпуска продукции судостроения в эквиваленте 60 тыс. тонн металла?

– Когда разрабатывались условия приватизации, этот пункт специально был вписан для того, чтобы инвестор вложил средства в развитие, нарастив производственные мощности. Потому 90,25% акций холдинга и продали всего за 119,3 млн. грн., что ниже их реальной стоимости. Одно дело, если бы условие по обработке такой массы металла навязали небольшой верфи, где физически невозможно развернуть такое производство. А вот на ЧСЗ можно обрабатывать не только 60 тыс., но даже 100 тыс. тонн металла в год. Но собственники этим не занимаются.

Завод по договору купли-продажи должен был выйти на показатель 60 тыс. тонн в год к январю 2006 г., но формально оценить результат можно было лишь по прошествии всего года. По моей оценке, на ЧСЗ обработано не более 8 – 10 тыс. тонн металла, да и то в основном не для самих черноморцев, а для субподрядчиков и арендаторов.

К сожалению, сейчас рассматривается кассация, и аргументы сторон не изучаются. Определяется другое: законны или нет решения судов Николаева и Одессы.

– Насколько известно, прежде вы участвовали в поиске покупателей, которым бы Чуркины могли перепродать ЧСЗ.

– Было и такое. Мы нашли двух потенциальных покупателей – норвежско-корейский консорциум с участием компании «DAEWOO Logistic» и крупную структуру с российским капиталом, которые были заинтересованы в возобновлении судостроения на ЧСЗ. С ходу Чуркиным предложили сумму в 2 раза больше той, которую они затратили на приобретение и финансирование текущей деятельности холдинга, однако те, по сути, уклонились от переговоров. С точки зрения бизнеса в их действиях нет никакой логики. Они не в состоянии возобновить производство, не хотят перепродать завод. Значит, преследуются иные цели. Возможно, их цель – уничтожение предприятия.

– В числе собственников холдинга не только братья Чуркины, но и известные в Украине бизнесмены – Игорь Воронов и Юзеф Харес. Как вы можете оценить их роль в развале ЧСЗ?

– К сожалению, эти люди – жертвы чужой недобросовестности. Их привлекли в судостроительный бизнес, пообещав большую прибыль.

– А как же производственная программа предприятия, многочисленные заявления о заключении контрактов и закладке судов?

– Все закладки и якобы строительство судов, о которых объявляли Чуркины – мыльный пузырь. Скажем, по контракту на строительство серии газовозов, спуск на воду первого из них намечался на октябрь 2005 г. Где же он? То же могу сказать и о других контрактах. Это пиар, цель которого – введение общественности в заблуждение. В Николаеве, понятно, уже никого не обманешь, но в целом по Украине находится немало людей, верящих этой пропаганде. На деле за три года на заводе не сдано ни одного судна. Единственное, что здесь делается – буксир по заказу эстонской компании PKL, но и он в основном строится силами субподрядчиков.

– В одном из недавних интервью Игорь Чуркин обвинил губернатора Александра Садыкова в «странности». Он и заказы на ЧСЗ не привлекает, и СЭЗ «Николаев» отстоять не мог. Чего же он, мол, хочет от руководства завода, если не помогает работать?

– Заявление о «странном губернаторе» – чушь. Где в положении об облгосадминистрации сказано, что мы должны заниматься коммерческой, маркетинговой деятельностью? Это же будет квалифицировано как коррупция! Что касается СЭЗов, их ликвидировала Верховная Рада, не спрашивая мнения губернатора, причем не только СЭЗ «Николаев», а все без исключения специальные экономические зоны Украины. После этого А. Садыков не раз доказывал и Президенту, и всем трем премьерам необходимость сохранения судостроительной СЭЗ «Николаев». Сегодня эксперты в один голос утверждают, что отмена СЭЗ – это популизм, который принес державе одни проблемы. Да, плохо, что народные депутаты пошли на такой шаг, да, работать стало тяжелее. Но посмотрите на николаевскую верфь «Дамен Шипярдс Океан». Что, отмена режима функционирования СЭЗ помешала ей наращивать объемы выпуска продукции? Поэтому не надо сочинять, что все вокруг плохие и работать не дают.

– Когда вы последний раз общались с Олегом Чуркиным как с председателем правления ГАХК «ЧСЗ»?

– Давно с ним не общался. С тех пор, как весной прошлого года его задержали сотрудники милиции. Тогда он позвонил мне и сказал, что по этому номеру мобильного телефона с ним можно поддерживать связь. Но дозвониться я так и не смог. А поскольку он скрывается от правоохранительных органов, личная встреча с ним невозможна.

– Сейчас на ЧСЗ начинает работать комплексная комиссия ФГИУ с участием Минэкономики, Минобороны, СБУ, Генпрокуратуры и других ведомств. Вы также входите в ее состав. Смогут ли журналисты принять участие в ее работе?

– Надеюсь, что журналисты смогут присутствовать на итоговом заседании комиссии и при подписании акта проверки. Не хочу забегать вперед, но вы сами понимаете, какими могут быть результаты работы комиссии с учетом всех нарушений договора купли-продажи со стороны собственников.

– Как сложится ситуация в дальнейшем?

– Как долго будет продолжаться агония ЧСЗ, зависит от решения суда. Если кассация будет удовлетворена, дело направят на повторное рассмотрение в Николаевский хозяйственный суд. Это новый круг судебных разбирательств, но он не может быть столь долгим. В любом случае акт комиссии ФГИУ, о которой шла речь, даст повод для нового судебного иска. Завод Чуркиным никто оставлять не собирается, весь вопрос только во времени. Собственники будут всячески тормозить судебный процесс. Уж что-что, а юридическая поддержка у них хорошая. Они экономят деньги на судостроителях, но не жалеют их на адвокатов.

Беседовал Станислав Козлов


Коментарі

Немає коментарів
Контрольний код:
 
введіть, будь ласка, літери, які ви бачите зліва
Ваше ім'я: *
Ваш e-mail:
Коментар: *

© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.057
Перейти на повну версію сайту