ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Актуальні теми  >  Морегосподарський комплекс
Черноморский судостроительный: спасать или помогать?
12:12 / 12.05.2008
ЧСЗ

В последнее время интерес общественности к ситуации на Государственной акционерной холдинговой компании «Черноморский судостроительный завод» вновь резко возрос. Все началось с митинга перед зданием облгосадминистрации, который организовал «Комитет спасения ЧСЗ». Сюда пришла максимум сотня комитетчиков и их сторонников из числа представителей Коммунистической партии Украины. День был субботний, обладминистрация не работала, прохожих оказалось мало. И был бы митинг очередным малозначительным мероприятием, не привлекшим к себе никакого внимания, если бы не решительный ход самих черноморцев, которые колонной пришли на площадь, чтобы самим выступить на этом мероприятии и сказать: «не надо нас спасать, защищать – не от кого».

Первый секретарь Николаевского обкома КПУ нардеп Владимир Матвеев озвучил основные требования комитетчиков: погасить долги по зарплате и вернуть завод государству. Заявив рабочим, что «государство отодрало вас по полной схеме», он посоветовал им подавать иски на государство Украина по выплате долгов и пообещал дойти до Страсбургского суда. Второй секретарь обкома КПУ Николай Дзарданов добавил, что коммунисты также должны спасать аэропорт, областную типографию, фармфабрику, и население, которое нынешнее правительство обрекает на голод.

Председатель комитета, экс-директор заводов им. 61 коммунара и ЧСЗ Игорь Овдиенко, заявил, что если нынешнее руководство завода считает себя правопреемником, то пусть погасит старые долги перед работниками предприятий, входивших в холдинг. Хотя, по его мнению, руководство предприятия не имеет легитимных прав на управление ЧСЗ и завод нужно вернуть государству.

Но заводчане не поддержали критический настрой «комитетчиков» и дружно недоумевали, чем им не нравятся нынешние собственники? Ведь с их приходом зарплата платится, старые долги по зарплате на самом ГАХК погашены, на завод стали бесперебойно подавать воду, газ и электроэнергию, начата сборка секций, намечена закладка первого корпуса универсального судна. Постепенно наращивается численность коллектива, возобновлена подготовка кадров на учебном комбинате ЧСЗ, принят полноценный колдоговор, запущен механизм медицинского страхования коллектива, возвращается социальная сфера. Какой смысл теперь митинговать?

Известный активист рабочего движения 90-х гг. Александр Таран в своем выступлении отметил, что раньше тоже был членом «Комитета спасения», но теперь поддерживает новую администрацию ЧСЗ, которая реально старается поднять завод на ноги. «Я никогда не ожидал, что Комитет спасения поведет себя так некрасиво!» – резюмировал он. А гендиректор ЧСЗ Илья Горн пригласил И. Овдиенко посетить предприятие, чтобы тот смог узнать, что здесь на самом деле сегодня происходит. Идею объединить усилия «комитетчиков» и администрации ЧСЗ с целью конструктивной работы поддержал заместитель председателя Комитета Игорь Чухарев, подчеркнувший, что возвращение завода государству – шаг немыслимый, поскольку государство не в состоянии им эффективно управлять. Еще один член Комитета спасения – бывший главный строитель авианосцев и замдиректора ЧСЗ Иван Винник негативно оценил деятельность своих коллег-«комитетчиков», потому как они «не помогают заводу, а только настраивают людей друг против друга».

Короче, митинг на площади показал, что между «комитетчиками» уже нет былого единства.

Вскоре лидер «Комитета спасения» И. Овдиенко действительно побывал на предприятии и после в телеинтервью в несвойственной ему примирительной манере признал, что на ЧСЗ многое делается. Но тут же в СМИ полилась старая песня: нужно спасть завод, его руководство нелегитимно и т. д. Тут уже не выдержал губернатор Николаевской области Алексей Гаркуша, обвинивший И. Овдиенко в необъективности и ангажированности. Ответ последнего был крайне обстоятельным и эмоциональным, но если упростить, его можно свести буквально к двум словам: «Сам дурак!».

Между тем, как назло заводчанам задержали выплату зарплаты в апреле – впервые за все время работы новой администрации. Причина проста, и скрывать ее никто не стал – до сих пор завод является убыточным предприятием, судостроение здесь только возобновляется, десятки миллионов новый собственник вкладывает в восстановление производства. Поэтому зарплату платят за счет кредитов. А тут – банковский кризис, получить кредиты стало очень трудно, да и проценты немыслимые. Вот и возникли сбои.

Все текущие долги были погашены, но на предприятии не исключают, что подобная ситуация может возникнуть вновь. О чем руководство честно предупредило черноморцев. Но задержек, которые исчисляются месяцами, здесь не допустят. А к концу года, когда должен быть сдан первый заказ, предприятие получит первые серьезные самостоятельно заработанные деньги. Конечно, хотелось бы, чтобы завод уже в ближайшее время стал прибыльным, но – всему свое время. Что можно хотеть от предприятия, которое на протяжении последних лет было загружено максимум на 7% от своей номинальной мощности?

Также прокатились по Николаеву слухи, будто завод продают китайцам, а нынешний менеджмент уже ищет себе новое место работы. Но как заверил гендиректор ЧСЗ И. Горн, завод китайцам продавать никто не будет. Таких планов у собственника нет. Соответственно и команда руководителей остается на своих местах. По крайней мере, до тех пор, пока она устраивает основных акционеров предприятия.


Коментарі

Немає коментарів
Контрольний код:
 
введіть, будь ласка, літери, які ви бачите зліва
Ваше ім'я: *
Ваш e-mail:
Коментар: *

© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.012
Перейти на повну версію сайту