Сегодня всем в Николаеве понятно, что ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара» находится в глубоком кризисе. Заводчане не получают зарплату с осени прошлого года, долг предприятия перед трудовым коллективом составляет около 6 млн. грн., велика и задолженность перед Пенсионным фондом, а общие долги предприятия перед кредиторами оцениваются примерно в 150 млн. грн.
Несмотря на то, что завод им. 61 коммунара до сих пор имеет статус государственного, на практике государство ему не помогает. Одновременно государство не решается пустить завод на приватизацию. Предприятие находится в отраслевом управлении Министерства промышленной политики. Однако за прошедшие годы Минпромполитики так и не смогло разработать действенную стратегию вывода завода из кризиса. Что будет дальше с заводом и его трудовым коллективом? Cегодня никто не может с уверенностью ответить на этот вопрос.
Наверное, решение по приватизации этого предприятия нужно было принимать еще раньше, чем ведущего николаевского судостроительного завода «Океан», контрольный пакет которого был продан голландскому концерну «Дамен» осенью 2000 года. Однако Верховная Рада на протяжении нескольких последних созывов так не решилась на такой шаг. Не в последнюю очередь из-за такой нерешительности завод доведен «до ручки»: основные фонды предприятия изношены более чем на 80%, существуют большие долги перед заказчиками, заблокирован долгостроем – корпусом рефрижераторного судна – самый большой стапель верфи, а с недавних пор еще один стапель оказался заблокирован заказом, работы на котором практически не ведутся.
В прошлом десятилетии предприятие выполняло долгосрочный контракт по строительству серии рефрижераторных судов для греческой компании «Ласкаридис шиппинг компани». Ошибки, допущенные при заключении контракта, инфляция, рост цен на материалы и энергоносители, привели к тому, что деньги, авансом полученные от заказчика, были полностью израсходованы, в то время как завод остался должен компании «Ласкаридис» еще несколько судов. Далее их строительство велось при финансовой поддержке государства. В данный момент главный стапель предприятия занят корпусом последнего греческого рефрижератора, который был заложен еще 10 лет назад. Для достройки судна или хотя бы для его спуска на воду и освобождения стапеля у предприятия нет средств.
По мнению главы Николаевской облгосадминистрации Алексея Гаркуши, все происходящее стало следствием политики профильного министерства, долгое время не решавшего проблемы завода, а затем передавшего его в управление коммерческой структуре. Губернатор не называет ее напрямую, но любому понятно, что речь идет о Херсонском судостроительном заводе, который контролируется «Смарт-холдингом» российского бизнесмена Вадима Новинского. Менеджмент Новинского появился на предприятии еще в начале 2007 года, когда губернатором Николаевской области был Валерий Садыков, которого многие считают бизнес-партнером Новинского. Однако эти кадровые перемены не пошли на пользу предприятию. Руководство завода завело его в определенные банки и закредитовало, используя неоднозначные схемы. Более того, нынешний глава Николаевской облгосадминистрации публично обвиняет руководителя верфи А. Козырева в проведении антигосударственной политики. «Как он мог подписывать контракт с херсонским заводом, по которому заказчик рассчитывается с «коммунаровцами» только после сдачи заказа? А как же авансирование материалов, работ, где предприятие, находящееся в бедственном положении, возьмет оборотные средства, деньги на зарплату?» – недоумевает губернатор.
Сегодня руководство Кабмина и Минпромполитики склоняют к тому, чтобы государство взяло на себя долги завода им. 61 коммунара, а он был передан в руки нового собственника. С предложением переложить долги на плечи государства выступает руководитель альтернативного заводского профсоюза. Некоторыми наблюдателями это расценивается как попытка за счет государства и трудового коллектива решить проблемы завода, а затем через определенную фирму, которая сегодня аккумулирует все долги предприятия, забрать его бесплатно у государства через суд.
Частично администрация может рассчитаться перед «коммунаровцами» с помощью Минпромполитики, которое решило выделить предприятию 6 млн. грн. По словам министра промышленной политики Владимира Новицкого, эти средства пойдут на содержание ракетного крейсера «Украина» и частичное погашение задолженности по выплате заработной платы рабочим. Но в целом столь мизерная по заводским меркам сумма проблем предприятия не решит.
Министр также сообщил, что решается вопрос с Фондом госимущества об отчуждении движимого имущества предприятия, что позволит полностью выплатить зарплату рабочим и даст возможность заводу полноценно работать.
Также, по достоверной информации, со своей стороны премьер-министр Юлия Тимошенко заверила, что у нее есть предварительная договоренность с председателем правительства Российской Федерации Владимиром Путиным о продаже этого крейсера России. В случае реализации, правительство готово оставить вырученные деньги заводу, что поможет решить проблемы по кредиторской задолженности. Тогда предприятие получит шанс нормально заработать. Однако переговоры о продаже крейсера ведутся многие годы и результатов не принесли. К тому же, переговоры премьер-министров Украины и России, первоначально запланированные на конец марта, отложены на неопределенный срок в связи со скандалом вокруг подписания декларации с Евросоюзом о модернизации украинской газотранспортной системы без участия России.
Тем временем, ситуация вокруг ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара» становится все более скандальной. Так, недавно Счетная палата Украины обвинила администрацию предприятия в нецелевом использовании 20 млн. грн. бюджетных средств. Эти деньги, предусмотренные Госбюджетом-2007, были потрачены заводом не на удешевление кредитов, что было предусмотрено законодательством, а на выполнение убыточных для завода контрактов с компанией Factoria Naval de Marin (Испания) по строительству корпусов судов. При выполнении контрактов завод допустил некачественное выполнение отдельных работ, а также просрочил контрактные условия завершения работ более чем на год, что привело к увеличению расходов на 24,7 млн. грн. В итоге использование средств, выделенных государством на поддержку предприятия, не повлияло положительным образом на финансовое оздоровление судостроительного завода и выведение его из длительного состояния убыточности.
Но и это не все. Недавно стало известно, что транспортная прокуратура возбудила уголовное дело по факту подлога региональным представительством Регистра судоходства Украины в Николаеве документов о сертификации ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара». Суть инцидента в том, что завод им. 61 коммунара производил ремонт судов, не будучи сертифицированным Регистром судоходства Украины. Однако предприятие, которое занимается судостроением или судоремонтом в соответствии с Правилами Регистра судоходства Украины должно иметь свидетельство о признании Регистром. Для этого предприятие, его лаборатории и работники должны проверяться Регистром. Эти проверки и попытались задокументировать задним числом.
Сегодня «коммунаровцы» – и администрация, и трудовой коллектив – отчаянно ищут выход из тупика, в котором оказалось предприятие. Но смогут ли они его найти? На этот вопрос, пожалуй, не ответит никто.
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2024 S&A design team / 0.062Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |