ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
В Ольвии — последний фавн, в Николаеве — последний корабел
05.01.2010 / Газета: Вечерний Николаев / № 1(2864) / Тираж: 7500

«Морские истории» — это последняя выставка, завершающая целую серию вернисажей николаевских художников Владимира и Татьяны Бахтовых в годичном круге: от декабря 2008 — до декабря 2009 года. Она экспонируется в галерее «На Спасской, 45». На выставке представили работы, в которые авторы вложили каждый свое отношение к морской тематике. Владимир Бахтов — как мореплаватель. Татьяна — взгляд с берега.

- Выставка для Бахтовых довольно необычная, — говорит искусствовед (Бахтовед) Александра Филоненко. — Тем, кто привык к концептуальной и визуальной выстроенности их проектов, она может показаться даже несколько странной... Экспозиция скорее напоминает некое собрание предметов, объединенных единой темой морских путешествий. Что-то вроде из сундука пирата: старинные карты, гравюры с изображением парусников, секстанты, компасы, бинокли, подзорные трубы, корабельные колокола и фонари, красивые раковины. Разнообразны и техники, в которых выполнены эти работы: акриловая живопись с элементами глубокой печати, живопись по левкасу, травление по мрамору... И сундуки, как таковые, тоже имеются в наличии.

Однажды николаевский художник, тогда еще не очень известный, а ныне — заслуженный художник Украины Владимир Бахтов с группой одесских коллег и путешественников отправился по Средиземному морю на гребной парусной галере, построенной по древнегреческим образцам, к берегам Эллады. Такие путешествия он совершал трижды, посетил Турцию, Грецию, Кипр, Италию, Египет, Северную Африку, надышался соленым морским воздухом, почувствал себя древним мореплавателем. С этих путешествий и началось покорение Европы — выставочных залов, музеев. Эти путешествия не только закалили художника, сделали «морским волком» и «древним греком». Эти темы и стали ключевыми в реализации дальнейших творческих проектов и всей жизни в целом. Вместе с женой, тоже художником, Татьяной они переехали в с.Парутино, поселились на крутом берегу Бугского лимана рядом с историко-археологическим заповедником «Ольвия», реализовали один из ключевых своих творческих замыслов — «Дом Бахтовых», в котором рождаются самые интересные идеи и воплощаются в жизнь. Потом эти творческие проекты появляются на выставках, обсуждаются в кругу друзей и коллег, путешествуют по свету.

В этом доме живет часть древнегреческой Ольвии, моря и южной степи. Здесь любой найденный ненужный предмет может разбудить фантазию и превратиться с помощью художественных приемов в произведение искусства. Древнегреческие черепки, которые разбросаны по всей ольвийской округе, превращаются в чудных человечков, засохшее дерево — в талисман, археологический раскоп ночью при помощи свечек — в фотореконструкцию пространства, обрывки старых газет — в фигурные тиснения, ножка от поломанного стола — в «Розу ветров» или Морского сторожа , у которого глаза видят на все четыре стороны, как его ни крути. «Дом Бахтовых» является основой всех творческих проектов художников.

За простым названием выставки «Морские истории» скрывается глубокий философский смысл. Вся экспозиция — это накопленные впечатления за многие годы, в них также отражены все новые изобретения и находки за последний творческий год, соединены все тематические выставки, которые были реализованы за этот период.

«В Ольвии я — последний фавн, в Николаеве — последний корабел», — так в шутку сформулировал свое предназначение Владимир Бахтов. В Ольвии он чувствует себя единственным оставшимся в живых, последним живым существом — ведь художник не просто пытается реконструировать пространство, но еще и оживить камни, заставить воображаемых поселенцев древнего города заговорить.

У художника есть все основания так cчитать. Начиналась серия выставок в декабре прошлого года в Афинах — давняя мечта Владимира и Татьяны Бахтовых побывать в самом центре древнегреческой цивилизации. Там каждый камень овеян легендами, каждая улица хранит тайны ушедших тысячелетий. Увы, наслаждаясь тем, что сохранила для человечества история, художники-ольвийцы поняли, что современных греков не интересует их прошлое, которое лежит у них на поверхности. Тем более, они не проявили никакого интереса к реконструкции пространства, проектам художников, воссоздавших образ древнегреческого поселения «Ольвия» в Северном Причерноморье. Вот тогда Владимир Бахтов и ощутил себя последним древним греком, взглянувшим на современников из глубины веков.

Что же касается «последнего корабела», то в этом определении тоже есть смысл. Судостроение в Николаеве, когда-то славном городе корабелов, угасает быстрыми темпами, утрачиваются навыки и умения, исчезают редкие судостроительные специальности. Бахтов же строит свои корабли, пусть сказочные и старинные, но правдивые, со множеством мельчайших деталей. В своей экспозиции он выступает как настоящий корабельных дел мастер: реконструирует старинные морские карты, фрагменты парусных судов, оборудования, предметов. А вот найденные на подмытом водой крутом берегу Бугского лимана остатки досок (может, от турецких кораблей). Под руками художника они превратились в шикарную раму для картины. Собственно, сама рама — это тоже произведение искусства со вкусом морской романтики.

Вернувшись из Греции, художники-«ольвиополиты» Владимир и Татьяна Бахтовы не позволили себе поддаться разочарованиям, извлекли уроки и продолжали творить и удивлять. Работы Бахтовых побывали на выставках в Запорожье, Киеве, Севастополе, Кракове. Кстати, на выставке «Айм-арт» в спецпроекте «Мир левкаса» Владимир Бахтов впервые представил свой экспериментальный левкас на мраморе.

- Левкас — это старинная техника, которая применялась при иконописи, — рассказывает Владимир Бахтов. — Иконы писались на доске, задрапированной тканью. Я же использовал для иконописи мрамор, точнее, сделал гравюры на красном португальском мраморе.

На выставке «Мир левкаса» в Киеве левкас николаевского художника Владимира Бахтова больше всего вызвал интерес как у посетителей выставки, так и у художников. Многие утверждали, что это совершенно новая техника, изобретенная Бахтовым. Однако сам художник утверждает, что еще во времена Помпеи на мраморе гравировали. Важно только внимательно изучать историю.

Интересный взгляд на морскую тематику высказала в своих работах Татьяна Бахтова. Совсем недавно в Доме Бахтовых появились сундуки — копии тех старинных, надутых, отшлифованных годами прикосновением человеческих рук, в которых вмещалось все самое важное и ценное — платья, куклы, драгоценности. Стоит только вообразить, как пираты прятали в сундуки награбленное добро, а потом закапывали их в ущельях на берегу моря. Сундуки — это новое увлечение художницы Татьяны Бахтовой. Она создает их из подручных материалов: ящиков из-под овощей, каких-то ненужных тумбочек или коробок. Населяет их куклами, старинными предметами, платьями, инструментами, нитками, инструментами для шитья. А вот еще одна работа Татьяны Бахтовой — «Роза ветров», которая появилась из ножки какого-то корабельного стола из кают-компании. Кусок древесины, промасленный и просоленный, долго валялся во дворе, пока не приобрел смысл. Постепенно к ножке от стола приделывались очертания женских обличий, смотрящих на все четыре стороны. Потом художница нарядила новую куклу в платье и надела туфельки. Так из первоначального условного названия «Болван» скульптура стала называться «Розой ветров». Но как бы она ни называлась и какие бы превращения она ни пережила, ножка от стола снова приобрела морской смысл. Скульптура никогда не дремлет, умеет выбрать направление следования в море, улавливает ветер, течение, предсказывает, подсказывает, с какой стороны может появиться враг...

- Эта выставка может сказать о многом, — говорит Владимир Бахтов. — Мы живем в мире вещей, а вещи — это наша жизнь, наша память, традиции, культура. У каждого художника в мастерской масса нужных и ненужных вещей. Однажды, лет тридцать тому назад, я сделал работу для Музея судостроения и флота. Теперь, спустя какое-то время, я наткнулся на нее в мастерской, и мне самому было интересно на нее посмотреть. Это и натолкнуло на мысль, что можно вернуться к старым работам, забытым вещам, присоединить новое и всему этому придать новую идею.

В общем, выставка «Морские истории» — это отчасти итог всей выставочной работы художников Бахтовых за год. И вместе с тем является совершенно отдельной тематически оформленной композицией. От нее веет морским ветром, соленым морем, сладкими воспоминаниями о путешествиях.

Автор: Екатерина Наточа.


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту