ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Барон, воспевший цыганское счастье
07.01.2010 / Газета: Вечерний Николаев / № 2(2865) / Тираж: 7500

Недавно народный цыганский ансамбль «Бахталэ» отметил свое 30-летие. Дом культуры «Заря» под руководством Юлии Захаровой радушно распахнул свои двери для юбилейного торжества. Собственно, этот Дом культуры (когда-то — имени 40-летия Октября) и стал в свое время колыбелью цыганского ансамбля «Тэрнэ рома» (молодые цыгане). Коллектив был создан благодаря преданному цыганской песне — выпускнику Николаевского филиала Киевского государственного института культуры им. А. Е. Корнейчука Владимиру Юрковскому.

Этот вечер сопровождали чарующие цыганские песни и зажигательные танцы. Гости, друзья и почитатели цыганского фольклора говорили много теплых слов о самобытности и неповторимости этого коллектива, профессионализме и самоотверженности его художественного руководителя. Все эти слова — истинная правда. Хотя словами сразу все и не скажешь.

Молодые цыгане, начинавшие вместе с Юрковским, взрослели, создавали семьи, и коллектив из «Тэрнэ рома» перерос в «Бахталэ», по-цыгански — «счастье». И, что удивительно, многие остались преданными своему ансамблю, бессменному художественному руководителю и по сей день. Потому что Владимир Юрковский сумел объединить юных артистов, мальчиков и девочек, в поистине семейный табор цыганской культуры. Ему удалось возвести в ранг искусства цыганскую песню и создать свою маленькую страну Цыганию, где горе и радость делились на всех, где главными стали человеческие ценности. Цыгане признали молодой коллектив Юрковского, а это, поверьте, дорогого стоит. Он и есть свой — Барон, воспевший цыганское счастье, объединивший разрозненные семейства с помощью художественного коллектива, возвысивший их песню, ставший для них родным и уважаемым человеком.

На протяжении 30 лет коллектив дарил радость людям, волновал их сердца, странствовал по свету, с выступлениями побывал в разных странах и континентах, привозил победы с различных союзных и международных фестивалей, За все эти годы в коллективе было собрано более 200 народных цыганских песен, танцев, хореографических и обрядовых композиций. Через коллектив прошло уже более 500 человек. Создан детский творческий цыганский ансамбль «Ягори» (искорка), который продолжает начатые Владимиром Юрковским традиции.

Однажды в 1987 году на Николаевщине гастролировал известный, на то время единственный в мире, цыганский театр «Ромэн» под руководством народного артиста СССР Николая Сличенко. Узнав, что в Николаеве есть свой самодеятельный цыганский коллектив и посмотрев его выступление, мэтр пришел в восторг: «Я рад, что в Николаеве живет такой ансамбль. Сегодня они вернули меня к моим истокам. И не стоит разделять искусство на народное и профессиональное, все мы вышли из народа. И мне хочется пожелать «Тэрнэ рома» доброго пути и творческого долголетия на этом поприще». Тогда-то руководство театра «Ромэн» впервые пригласило николаевских коллег со своей концертной программой в Москву на творческий отчет. И с тех пор коллектив стал спутником прославленного цыганского театра «Ромэн».

БУДЕТ ТЕБЕ СЧАСТЬЕ...

Однажды к юному студенту Владимиру Юрковскому где-то в районе автовокзала подошла цыганка, протянула раскрытую ладонь.

- Позолоти ручку, дорогой. Все твое счастье предскажу. Вижу, скоро будет у тебя ребенок...

Юрковский, недавно женившийся и ценивший каждый заработанный рубль на ночных дежурствах на строительной площадке, положил пятак. Поймал себя на мысли, что угадала ведь цыганка: жена вот-вот должна родить. Интересно, мальчика или девочку?.. У него в кармане лежали остатки скромной студенческой стипендии, которыми он как раз собирался расплатиться за коммунальные услуги снимаемой молодыми супругами квартиры. Но цыганку не устраивали пять копеек.

- Не-ет, молодой-интересный, надо завернуть копеечку в бумажную денежку и три раза дунуть. Вот, смотри в зеркало...

Как завороженный, студент, комсомолец, без пяти минут дипломированный специалист по культуре, вытащил из кармана последнюю десятку и начал дуть в ладошку цыганки. Не успел он моргнуть глазом, как деньги тут же исчезли. Откуда ни возьмись, выскочила куча цыганских женщин и детишек. Только теперь к нему начало возвращаться сознание: что же он наделал? Юрковский быстро сообразил, что попался, взял себя в руки и произнес сакраментальную фразу на цыганском языке. Теперь опешила цыганка:

- Так ты наш? Ту сан ром?

- Ча чес!

- На, забирай свои лавэ и больше не гадайся! — крикнула цыганка, вложив деньги в ладонь студента. — Все у тебя будет хорошо, будет тебе счастье...

Угадала цыганка, счастье ему само в руки пришло под названием цыганский ансамбль «Бахталэ» — счастье.

Спустя много лет, когда художественный руководитель Владимир Юрковский набирал новых участников в ансамбль цыганской песни, в Дом культуры пришли несколько подростков из одного цыганского семейства. Дети вели себя прилежно, да еще проявили яркие танцевальные способности. Когда все родители пришли на организационное собрание, выяснилось, что матерью этих детей оказалась та самая цыганка, которая гадала ему на вокзале. После репетиции Владимир Александрович был любезно приглашен ею в гости. Так они подружились. После Владимир Александрович стал самым дорогим гостем в этой творческой семье Оглы.

Был еще один случай, связанный с этой семьей. «Тэрнэ рома» уезжал в Москву на творческий отчет в театр «Ромэн». Когда все собрались на вокзале, оказалось, что Нюняша, лучшая танцовщица ансамбля, не приехала. До отхода поезда оставалось 45 минут, и Юрковский на такси помчался к ней домой. Мама сказала, что Нюняша заболела и никуда не поедет. И тут руководитель ансамбля взял ответственность на себя: «Мы ее вылечим, только отпустите. Она должна танцевать в Москве». Мама, которая очень трепетно относилась к своим детям, поверила Владимиру и отпустила девочку. Все вместе во главе с Юрковским лечили Нюняшу в поезде, завернув ее в горчичники и предприняв все возможные меры. А на утро температура пропала, и девочка была в полном порядке. Нюняша все-таки танцевала в театре «Ромэн». Сейчас семья Оглы живет в Краснодаре. Но до сих пор дети (уже взрослые) пишут письма, передавая приветы своему любимому руководителю.

ДАВАЙ СПОЕМ В ДВА ГОЛОСА...

Владимир Юрковский родился на Урале, в Челябинской области, откуда родом мама, Мария Константиновна (по профессии — медсестра). Отец, Александр Моисеевич Юрковский, мастер электрооборудования — родом из Могилев-Подольского района Винницкой области. Так сложилась жизнь: когда Владимиру было четыре года, семья переехала в Молдавию, в Бельцы, поселилась в районе, который так и назывался — Цыгания. Лучший способ выразить свои чувства у цыган — цыганские таборные песни, старинные романсы, которые обладают какой-то чарующей магией. Поэтому Владимира всегда тянуло к цыганским песням, что-то в них было романтическое, грустное, драматическое. Что тут скажешь, зов крови...

Когда Владимир поступил в Николаевский филиал Киевского института культуры, то эти песни пел повсюду. Часто в общежитии с друзьями пели их под гитару целыми вечерами, а иногда засиживались до утра. Однажды к декану Ивану Ивановичу Печерице пришли жаловаться соседи окрестных домов, мол, ваши студенты всю ночь поют цыганские песни в общежитии, спать не дают. Иван Иванович насторожился:

- Что, плохо поют?

- Да нет, поют-то хорошо, но спать не дают!

У декана отлегло от души:

- Да разве ж можно спать, когда и поют хорошо, и песни хорошие?!

Иван Иванович Печерица всегда гордился своими студентами и выпускниками института. Он прекрасно знал тогда, кто мог петь цыганские песни. И худо пришлось бы Юрковскому и его друзьям, если бы они посмели непрофессионально их исполнять.

После окончания режиссерского отделения института культуры Владимир Юрковский по распределению попал в ДК им.40-летия Октября («Заря»). Молодой специалист сразу заметил, что в Дом культуры приходит много цыганской молодежи, свободной и шумной, порой даже неуправляемой. Тогда и пришла в голову безумная идея: а что если попытаться этих юных потомков вольного племени увлечь в цыганский фольклорный коллектив? Ведь цыганской молодежью никто не занимается, она предоставлена сама себе. Взял на себя смелость и поддержал Владимира тогдашний директор Дома культуры Георгий Васильевич Ворошилов. Он всегда был готов подставить плечо в трудную минуту.

- Расклеили повсюду объявления, стали набирать артистов в ансамбль, — вспоминает Владимир Юрковский. — Первым из цыган пришел гитарист Григорий Токарчук, с которым я познакомился раньше и пригласил его лично. Вместе со Светланой Бабуриной и Ларисой Транской, которые учились на курс младше и пришли на практику в ДК, они создали цыганское трио. И когда на первой репетиции со сцены зазвучала первая песня: «Луны волшебной полосы спустились с высоты, давай споем в два голоса ту песнь, что любишь ты...», завороженные зрители, в большинстве своем цыгане, притихли — пели их родные песни. В ноябре 1979 года состоялся первый концерт нового творческого коллектива — цыганского ансамбля «Тэрнэ рома». Это было, как взрыв бомбы. Экзотика. Такого в Николаеве еще не было. Потом пришел огромный цыган, сапожник, руки, как кувалды — Слава Каплан (к сожалению, его уже нет в живых): «Здесь принимают на балалайку?»,- неуверенно спросил он. «Нет, здесь набирают в цыганский ансамбль». Тогда сапожник взял молча семиструнную гитару и заиграл — это была завораживающая музыка, он перебирал огромными ручищами тоненькие струны гитары, как бог. Слава был фанатично предан гитаре и впоследствии стал мне большим помощником и другом. Иногда мы с ним вместе надевали резиновые сапоги и отправлялись по рабочим николаевским окраинам — на Аббисинию, в Ялты, Широкую Балку, где жили цыгане. Знакомились, выявляли таланты. И все эти труды не прошли даром. Мы создали свой ансамбль, который существует до сих пор. Что это было — судьба или случай? А может, та цыганка наколдовала?

ЭТА СВАДЬБА ПЕЛА И ПЛЯСАЛА

Были люди, которые не верили в идею создания цыганского ансамбля — слишком неподъемная и неблагодарная это работа. Но не такой человек Владимир Юрковский, чтобы отступать от задуманного. Если уж берется за что-то, то с себя три шкуры сдерет, а доведет дело до конца, сделает все по высшему разряду. Постепенно коллектив наполнялся музыкантами, вокалистами, танцорами, репертуар пополнялся новыми песнями. Отдельно была создана детская группа, которая, по мере взросления, пополняла основной состав. Вскоре в коллективе было уже более 100 человек — огромная поющая и танцующая сила. И еще одно обязательное условие, которое помогло осуществить замысел: с цыганами надо быть предельно искренним, они не терпят фальши и двуличия. Ты или свой, или — чужой. Если свой, они станут за тебя горой. А чужих — не празднуют.

Во всех хороших начинаниях Юрковского поддерживал не только директор ДК Георгий Ворошилов, но и впоследствии сменившая его Роксана Алексеевна Приютта, а также председатель совета национальных обществ в Николаевской области Мурад Каймаразов, нынешний начальник областного управления культуры Михаил Димитров и др. Цыганский ансамбль «Тэрнэ рома» покорил сердца не только николаевской публики, но также был тепло встречен в других городах. На смотре художественной самодеятельности в Киеве коллектив вышел на сцену Дворца «Украина» в составе около 100 человек и блеснул своими скрометными талантами так, что сам первый секретарь Компартии Украины Владимир Щербицкий вышел на сцену и расцеловал солистку Азу Коваль — так его взволновали цыганские песни.

А на Первом международном фестивале фольклора в Москве (это было в 1988 году), куда был приглашен и «Тэрнэ рома», к цыганам подъехали четыре черные «Волги». Оттуда вышли субъекты в черных костюмах и сразу напустили на всех страху. А что можно подумать: парни, похоже, из КГБ? Они искали артистку Викторию Семилет. Владимир Юрковский строго посмотрел на танцовщицу — солистку своего ансамбля: «Что натворила?!». «Ничего, Владимир Александрович, честное слово!», — чуть не заплакала Виктория. Но парни в черном поспешили утешить напуганную красавицу: «Министр культуры СССР просил лично вручить вам, Виктория, эти цветы!» И достали из черной «Волги» огромный букет роз.

- Ничего себе, — подумал Юрковский. — Аж четыре машины с букетом прислал. Зацепили, значит, за душу самого министра. И слезы, и радость...

А было так. Фестиваль фольклора проводился на самом высоком уровне по советским временам: художественные коллективы и репертуар строго отбирала очень серьезная комиссия. Серьезно обсуждался даже вопрос, кто за кем идет на фольклорном параде, где присутствовали, кроме республиканских, 20 иностранных делегаций. Впереди шла делегация России, за ней — Украины. А куда девать «Цыганию»? Решено было цыган пустить сразу за украинцами, ведь они из Украины — и это была по тем временам высокая честь. Кроме того, оказалось, что именно ансамбль «Тэрнэ рома» должен показать на фестивале обряд цыганской свадьбы — кому-то из членов Политбюро приглянулся этот ансамбль из Николаева. Владимир Юрковский никак не ожидал такого поворота событий, но и отступать было не в его правилах. А чтобы показать настоящую цыганскую свадьбу, одних талантов и песен было мало. Нужны были лошади, настоящие породистые рысаки, а еще — кибитка, шатры и многое другое. Пришлось поднять на ноги все культурное, профсоюзное и партийное руководство Николаева. Тогда все сбились с ног, но тройку рысаков с конезавода отправили в Москву на специальных фургонах, но с оговоркой: за каждого — Юрковский отвечает головой. Шутка ли, одна породистая лошадь стоила где-то порядка 45 тысяч рублей (это еще советскими деньгами), а если с животными что случится в дороге? Слава Богу, с лошадьми ничего не случилось, они доехали целыми и невредимыми. Кибитку удалось выпросить на киностудии «Мосфильм», шатры соорудить из платков. Итак, все было готово. В дальний путь из Коломенского, где проходил фестиваль, отправилась кибитка, запряженная породистыми рысаками (ехали на тройке с бубенцами...). А за ней — огромный цыганский табор. И разнеслась по просторам старинная таборная песня «Шел мэ версты...» (все мои версты). По сюжету, цыгане, изнуренные дальней дорогой под палящим солнцем, проливными дождями, обветренные и уставшие, остановились, разбив шатры, чтобы сыграть свадьбу. И запела свадьба, и заплясала... По старинному цыганскому обряду старейшина цыганского семейства должен подбрасывать над невестой крупные денежные купюры, желая ей достатка в семейной жизни. Владимир Юрковский не мог изменить обычаю. Что делать — деньги нужны настоящие! Исполняя роль старейшины, руководитель ансамбля стал подбрасывать деньги, которые он получил на весь свой коллектив под отчет в бухгалтерии завода «Заря», как командировочные. Участники веселились на цыганской своей свадьбе, а сами подбирали разбросанные деньги и незаметно передавали Юрковскому. А он снова бросал их в воздух... Нескончаемый денежный фейерверк поверг в шок всех зрителей... Режиссерская постановка Владимира Юрковского прошла на высоком уровне, была признана одной из лучших. А после этого фестиваля цыганскому ансамблю «Тэрнэ рома» было присвоено звание «Народный самодеятельный коллектив».

БОЛЬШАЯ ЦЫГАНСКАЯ СЕМЬЯ

На празднике по случаю 30-летия «Бахталэ» артистка ансамбля Маргарита Кималова сказала: «Кроме того, что Владимир Александрович Юрковский создал блистательный фольклорный коллектив цыганского искусства, он сделал для нас большое доброе дело — объединил цыган. Православные цыгане теперь дружат с мусульманами, табор не воюет с табором, все праздники мы вместе. Молдавские, венгерские цыгане, лавари, сервы, мусульмане и другие — все стали одной большой семьей».

За 30 лет творческой биографии цыганского коллектива его участники получили всеобщее признание благодарных зрителей, взрастив несколько поколений самодеятельных артистов. Это — Валентина и Светлана Калдарай, Вячеслав и Василий Коваль, Степан и Николай Пронота, Александра Водолага, Анжела Баштовенко, Денис Юрковский, Виктор и Виктория Семилет, Галина, Нюняша и Мария Оглы, Земфира Ферарь, Януш Слинявский, Алевтина Русакова, Герман Цыганенко, Владимир Каплан, Богдан Романенко, Эльвира Маметова, Ирина Чигрецкая, Виктория Черная, Лариса Лизгунова, Павел Горобец, Артем Лохматов, Владислава Николенко, Жанна Фелюст, Анна Кулик, Анна Иванова, Мадона Лебедева, балетмейстер Марина Удовиченко и др. К сожалению, уже ушли из жизни замечательные, яркие артисты ансамбля — Аза Швец — Коваль, Савелий Каплан, Владимир Гудименко, Руслан Романенко.

Где только не побывал ансамбль за эти годы! В России, Колумбии, Панаме, Эквадоре, Польше, Румынии, Черногории, Болгарии, Китае, на Кипре. Последние годы «Бахталэ» стал постоянным участником международного ромского фестиваля «Слобожанская подкова» им. А.Н. Карафетова в Харькове, Всеукраинского фестиваля «Днепр в Крыму» в г.Джанкое, фестиваля национальных культур «Дружба» в Николаеве.

- Я никогда не достиг бы таких успехов, если бы не поддержка моей семьи, — рассказывает Владимир Александрович. — Если бы не понимание жены Валентины — замечательной женщины, талантливого педагога и психолога. Моя большая поддержка — это также дети и внуки. Я понял в жизни одну важную вещь: ты получаешь от детей столько, сколько в них вкладываешь. Мы с женой Валентиной много вкладывали в своих детей, Дениса и Олю, теперь они вкладывают в своих детей (наших внуков) — Злату и Майкла. С пяти лет Денис поступил в ансамбль бальных танцев в ДК «Заря», где я работал, потом окончил университет культуры, теперь сам руководит танцевальным коллективом, стал одним из лучших тренеров по спортивным бальным танцам. У него уже есть семья, дочка Злата, которая тоже поет в Доме творчества учащихся, танцует в коллективе бальных танцев и в нашем цыганском ансамбле. Моя невестка Юля окончила Черноморский университет им. П. Могилы, факультет иностранных языков, так что со Златой она занимается еще и английским. Дочь Оля вышла замуж за американца по имени Жан Поль и уехала в США, у нее уже родился сын Джастин Майкл (еще один мой внук). Малышу уже два с половиной года, этим летом они приезжали к нам в Николаев отдыхать. Сейчас моя жена уехала к ним воспитывать американского внука. Меня иногда спрашивают: «А чего бы тебе не уехать к дочке, в Америку?». Отвечаю: Николаев — мой родной город. Здесь мой дом, мои друзья, моя работа. Здесь мое детище — «Бахталэ», и пока бьется мое сердце, я буду служить этому самобытному народу и его неповторимому, проникновенному музыкальному искусству...».

На юбилейном вечере «Бахталэ» председатель Совета национальных обществ Николаевской области Мурад Каймаразов отметил, что руководитель цыганского ансамбля «Бахталэ» Владимир Юрковский до сих пор не имеет звания заслуженного работника культуры Украины, хотя давно заслужил его.

Так пусть же в Новом году для «Бахталэ» сбудется эта заветная мечта!

Автор: Екатерина Наточа.


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту