ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Олег Игнатьев: «Театр будет жить вечно»
12.01.2010 / Газета: Южная правда / № 3(22593) / Тираж: 24600

У почитателей Мельпомены есть прекрасный повод, чтобы сказать «Виват театр и лучшие из лучших!». Олег Игнатьев, главный режиссер Николаевского академического украинского театра драмы и музыкальной комедии, заслуженный деятель искусств Украины удостоен ордена «За заслуги» III степени.

Высокая награда — признание труда над каждой ролью и поставленными спектаклями, которых в творческой судьбе мастера было немало. Впереди новые открытия и неизменное стремление к тому, чтобы зритель, уходя из театра, уносил с собой частицу прекрасного, облагораживающего душу. Недавний 60-летний юбилей и награждение подталкивают к размышлению и воспоминаниям.

Театр и еще раз — театр!

У Олега Игнатьева любовь к театру с детских лет. Желание стать актером пришло само собой. Повлияла атмосфера николаевского ТЮЗа, где удары колокола оповещали о начале спектакля и синий плюшевый занавес, таинственно шурша, открывал мир необыкновенно красивый. Сопереживания героям театральных историй тоже сыграли свою роль. Великому Станиславскому принадлежат слова: «Скажи, о чем мечтаешь, и я скажу, кто ты». К достижению мечты Игнатьев шел целеустремленно. Жизнь была насыщена впечатлениями литературными, музыкальными, театральными. С нетерпением ждал николаевских премьер и гастролей творческих коллективов из других городов, перечитал всего Шекспира, чем очень гордился, хотя в отрочестве осознать глубину философских трагедий невозможно. Речь о серьезном отношении к увлечению театром, которое не исчезало, и в призвании служить ему молодой театрал не сомневался. Потребность к самовыражению привела в театральную студию Николая Троянова — человека высокой культуры, мастера и педагога, который научил азам сценического искусства. Вопрос «Быть иль не быть?» актером решился положительно. «В мое время, — говорит Олег Григорьевич, изумляясь тому, как стремительно летят мгновения, — понятие малой родины, ответственности и долга было сильным». В 1971-м после окончания Киевского театрального института и армейской службы вернулся в родной Николаев навсегда, и в областном Украинском музыкально-драматическом театре началась его творческая биография. Образы молодых героев и сказочных принцев не соответствовали особенностям сценического амплуа Игнатьева. В 22 года ждать зрелости и характерные возрастные роли невыносимо долго. На репертуаре «растут», отсутствие актерской перспективы часто ломает судьбы. Хорошо, если есть амбиции и честолюбие, которые во благо. Чтобы не потерять творческую сущность и быть с театром, начинающий актер, не теряя веру в будущее, учился снова, но уже на режиссерском факультете. Для дипломного проекта выбрал пьесу «Лиса и виноград» Г. Фигейреду, богатую и формой, и содержанием. Можно было взять более простую, но молодые годы дерзкие и очень хотелось раскрыть красоту души человеческой в полной палитре. Не спасовал, и все удалось. Впоследствии драма под названием «Чудова потвора» вошла в репертуар и завоевала диплом победителя III Международного фестиваля античного искусства «Боспорские агоны» 2001 года в Керчи. Спектакль востребован, и сегодня восстанавливается в обновленном составе. На сцене разворачиваются события далекой эпохи — для нас чужой и незнакомой. Об этом быстро забываешь. Сюжеты имеют прямые ассоциации с «сьогоденням», а мудрые суждения раба Эзопа в диалогах с представителями античного бомонда обращены к сознанию граждан, живущих в третьем тысячелетии. Вопросы этики, волнующие независимо от времени, в котором выпало жить героям, новым поколениям актеров и зрителей, из разряда вечных. Не теряет актуальности убежденность зрелого и мудрого режиссера в том, как важно «поднимать темы вечные и ценности величайшие», что возвышают над обыденностью и бездуховностью.

Через тернии к звездам

Принципам не изменил даже в самые трудные периоды жизни и творчества, когда долго длился ремонт-реконструкция театра и позже в застойные 90-е. В годы пожарищ и шатающихся устоев поддерживать высокое предназначение искусства оказалось делом сложным. Некоторые, измученные кочевой жизнью и кризисом, сменили прописку. Игнатьев «искать другой город» не стал, даже мыслей, что иное место могло быть лучше, не возникало. Он остался вместе с директором Николаем Берсоном, не ожидая лучших условий, ставил и показывал спектакли, лицедействуя, где придется. Что помогало? Надежда на свет в конце тоннеля, которая обязана быть в любом жанре театрального искусства, и любовь к делу, именуемая беззаветной. Трудности преодолели, и возрождение театра воспринимается почти как символ. Человеку испытания даны, чтобы осмыслить свое «я» — суть земного существования и мироощущений. Олег Григорьевич никогда не сожалел, что остался в провинциальном городе и служит театру. Служит без малого сорок лет, из них четверть века в должности главного режиссера. Театр не может развиваться без поиска, экспериментов и тем на злобу дня. В прошлом веке разочаровывал декаданс, в нынешнем грешат, возбуждая инстинкты, развлекают «комедийками» с невысоким содержательным уровнем, забыв, что «театр — школа жизни, ее учитель и наставник». Рисовать пессимистично черным легче, труднее дать надежду и указать путь к свету. Зло, пороки имеют право на сценическое воплощение, и «эрос пускай царствует красиво!». Не переступить черту, изобразить так, чтобы не разрушать, а созидать, — задача режиссера. Справляются с ней только профессионалы. Мастер режиссуры не без эмоций восклицает: «Если не видеть свет, радость, красоту жизни и идеал, ведь он существует, для чего заниматься творчеством?! Нужно стремиться вперед!». Театр, последовательно осуществляя планы и задумки, стал центром культурной жизни города и любимым местом досуга искушенных театралов. Мастерство и вдохновение главного режиссера имеют к данному факту непосредственное отношение.

И судимы будете по делам своим

Николаевский академический украинский театр драмы и музыкальной комедии (к слову, статус театра драмы и музкомедии на Украине имеют единицы) открывает широкие перспективы и не ограничивает творчество рамками определенного жанра. В разные годы Игнатьев режиссировал «Мистерию-буфф» Маяковского и литературно-музыкальную фантазию «Франческа да Римини» по мотивам «Божественной комедии» Данте. «Два клена» Е. Шварца, «Летучая мышь» И. Штрауса, «Нелегалка» А. Крыма и «Сволота» Я. Гловацкого, затрагивающие социальные проблемы современного общества, а также другие незабываемые спектакли стали лауреатами престижных театральных фестивалей. Увидели свет рампы спектакли «Заповіт» о Тарасе Шевченко и «Сію слово» об Иване Франко, драматическая поэма «Оргия» Леси Украинки, опера «Запорожец за Дунаем» Семена Гулака-Артемовского, чтобы наши современники еще раз ощутили красоту и глубину украинской культуры и слова, которые театр пропагандирует на протяжении многих лет. Яркие, зрелищные постановки классических оперетт и мюзиклов пользуются неизменным успехом публики. Несмотря на кажущуюся простоту, ох как не просто согласно замыслу соединить в неразрывное целое пение, слово, танец и «при этом всех очаровать». Букеты цветов — показатель того, что актерское перевоплощение удается мастеру в полной мере. Первая профессия не забыта. Пришло время играть острохарактерные роли, и он с блеском демонстрирует актерское дарование в «Цыганском бароне» Штрауса, «Королеве чардаша» Кальмана, «Веселой вдове» Легара. При всем многообразии творческой деятельности неизменной остается требовательность к себе и сотоварищам, которые воплощают замыслы на сцене. Самое главное — не обмануть ожидания тех, кто верит театру, и быть достойным зрительского признания. На афише — оперы, драмы, комедии, балеты, концерты, всего не перечесть. Запросы разные, но практически всегда аншлаг. Когда зал полон и нет свободных мест — ради этого стоит работать, значит, труды не зря. Есть награды, лестные отзывы критиков и теплые искренние аплодисменты, тем не менее успехи не вскружили голову. Самокритичный взгляд «вовнутрь себя» — характерная черта личности незаурядной, что стремится к совершенству. Его волнует отношение к культуре и культура речи, заземленное прозябание, не требующее глубокого «умонастроения», и душевная глухота, что весьма опасна. Не без оснований задает вопрос — как часто мы призываем к совести своей и чужой, ответственной за наше поведение и поступки? Обеспокоен положением высшей школы и уровнем подготовки актеров. Нынче дипломированные специалисты киевских театральных заведений не уезжают из столицы. Не случайно по инициативе директора появилась студия «Академия пани Кулисы» — предмет гордости и пример того, что театр может воспитать профессионалов, «способных играть под аккорды из сердца», и новое поколение зачарованных волшебным миром кулис. Седовласый мэтр по-прежнему во власти Мельпомены. Если предложить вернуться в прошлое и все начать заново, он выбрал бы тот же путь, по которому прошел. Нынешний театральный сезон ознаменован важным событием. Принимая поздравление, Олег Игнатьев — режиссер и актер говорит, что награждению рад и орден «За заслуги» служит достойной оценкой работы коллектива театра, его вклада в жизнь города и страны.

Автор: Наталия СМИРНОВА


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту