Городской кормилицы — торгово-оптовой плодоовощной базы, в которой, благодаря государственным дотациям, на зиму для нашего населения закладывалось в добротные хранилища только картофеля 25-30 тысяч тонн, давно уже нет. В 1997 году 60% площадей базы банки забрали за долги, накопившиеся в связи с отменой государственных дотаций. Помните, в те лихие 90-е килограмм картофеля, себестоимость которого равнялась 45 копейкам за кг, в городских магазинах продавался по 12 копеек? Вот эту разницу в цене — «дотацию» и оплачивало до всеобщей разрухи государство...
Ныне большая часть овощехранилищ теперь в аренде у разных фирм, частных предпринимателей. Но благодаря стараниям бывшего заместителя директора плодоовощторга Валентины Архиповны Кашпуренко и коллектива базы хоть остатки былой роскоши удалось оставить в городской коммунальной собственности. Так в 2002 году образовалось КП «Николаевская овощная база», на балансе которой основных средств (от асфальта с заборами до зданий с овощехранилищами) — около 10 миллионов гривен. Это наше коммунальное предприятие, которое располагается по своему прежнему адресу — ул. Кагатная, 1, то есть на территории прежней торгово-оптовой плодоовощной базы, не является бюджетным, оно хозрасчетное. А потому в последние годы практически всегда — на грани выживания. И это несмотря на великолепную продукцию, которую здесь перерабатывают и производят и в которой остро нуждается наш народ!
Коллектив КП «Николаевская овощная база» небольшой: всего 30 человек вместе с директором В.А.Кашпуренко. Но зато очень опытный, высокопрофессиональный: 70 % коллектива состоит из технологов-засольщиков со стажем работы до 30 — 40 лет в этой области производства. Сфера их деятельности: заготовка, сохранность и реализация свежих овощей и солено-квашеной продукции. И особо замечательно, что работники этого предприятия в соответствии со своей собственной фирменной торговой маркой «Бабушкины соленья» восстанавливают использование старинных традиционных рецептов соления и квашения овощей и фруктов без консервантов. В финансовом плане им живется несладко, но они стараются держаться на плаву достойно. Долгов по зарплате и по перечислениям в городской бюджет у них нет. Но обо всем этом немного подробнее.
Со своими поставщиками-снабженцами они работают без посредников, напрямую закупают сельхозпродукцию у фермеров Николаевской области. С отдельными сельскохозяйственными предприятиями у базы есть договоры на выращивание специально для них тех сортов овощей, которые наиболее пригодны для зимнего хранения и засолки. Разные овощи закупают в разное время: к примеру, огурцы и помидоры — в августе, а арбузы — в сентябре, причем, не какие-нибудь, а именно арбузы третьей завязи, розовые, неперезрелые. Нынешний сентябрь с урожаем этих больших ягод технологов-засольщиков базы сильно подвел — не в срок перезрели, потому любители соленых арбузов здешнего производства, пользующихся огромной популярностью, остались без любимого лакомства. А вот не менее излюбленная у горожан такая продукция овощной базы, как квашеная целиком кочанами капуста, квашеные и фаршированные баклажаны и помидоры, а также соленые помидоры и огурцы, моченые яблоки, имеется в достатке. К переработке продукции на базе строго дифференцированный подход, с четким ведением технологических процессов, с соблюдением всех санитарных норм, в соответствии всех ГОСТов. Часть овощей закладывается на зимнее хранение в свежем виде. По мере надобности та же капуста достается из хранилищ и квасится, свекла, морковь, картофель варятся и поставляются населению как полуфабрикат. Всего в ассортименте — 150 тонн переработанных овощей и фруктов. А могли бы, говорит В.А.Кашпуренко, и 1000 тонн заготавливать, если бы была возможность их в полной мере реализовывать. Негде! А вот кому — есть! Хотя и конкуренция нынче немыслимая.
На сегодняшний день добрым словом продукция этой овощной базы славится не только у нас, а во всех странах СНГ: последние 5 лет база принимает участие в международных выставках-ярмарках Украины и СНГ. Но в Николаеве до широкой массы горожан ее продукция доходит, в основном, в дни проведения различных ярмарок. Нет у базы ни одной стационарной торговой точки во всем городе! Есть во всем городе только лишь пять временных точек выносной розничной торговли. Какой уж тут приход-доход? Одни транспортные издержки чего стоят... Выживает коллектив базы за счет оптовой торговли: ежегодно заключает договор с коммунальным городским учреждением — КОП учебных заведений (директор Н.В.Шуличенко) на поставку свежих овощей и солено-квашеной продукции в детские сады, школы и лечебные учреждения города. Это, конечно, хорошо! Налицо выигрыш обеих сторон. Овощная же база в особенности благодарна Надежде Викторовне Шуличенко за сотрудничество и понимание их проблем. Но было бы еще лучше, ежели б и все остальные горожане, желающие «вкусненького — солененького» имели возможность в любой момент купить качественную, натуральную, без консервантов, продукцию нашей овощной базы. А не сомнительного производства соленья на разных стихийных рыночках, вплоть до транспортных остановок. Овощной базе, как и массе горожан, позарез нужна развернутая сеть стационарных торговых точек. Небольших по объему, достаточно площадью в 12-14 кв. метров. И их надо изыскать! И не только. Еще и передать на баланс коммунальному городскому предприятию «Николаевская овощная база», потому как нынешнюю плату за аренду им не потянуть — на нее только и будут работать.
Есть еще одна статья доходов для развития производства базы, которая остается по сей день только на уровне разговоров. Это закладка на зимнее хранение для людских потребностей картофеля. Нынешняя стремительно набирающая обороты морозная, метельная зима со снежными сугробами (а у нас и просто выпадение снега приравнивается к ЧП!), наглядно нам продемонстрировала: бесперебойная поставка для горожан второго нашего «хлеба», картофеля, наподобие госрезерва зерна, на местном уровне обязательно должна быть реализована! И у нашей базы для того в наличии все возможности, главная из которых — 10 тысяч кв. метров с добротными хранилищами для длительного хранения картофеля в нужном температурном режиме. И он тогда будет в любую непогоду, как и прежде, всегда доступен людям, по цене, кстати, тоже. Что еще для того требуется? Целевые финансовые выделения на закупку картофеля из городского бюджета. А почему нет? Овощная база — коммунальное предприятие города, в бюджет которого от нее исправно поступают те же финансы. Неужто у города нет в ней особой надобности?
Собственно, может статься так, что у нашей базы, которая хозрасчетная, может в любой момент появиться завидный инвестор, который не только вложит деньги в давно необходимое ее перевооружение и создание новых технологических линий, но и продиктует свои условия, благоприятствующие для этого предприятия, но не для горожан, имеется в виду ценовая политика в первую очередь. Известно, что разработанный директором овощной базы В.А.Кашпуренко в целях расширения своего производства проект «Бабушкины соления» очень сильно заинтересовал своим перспективным будущим и участников инвестиционного форума муниципальных предприятий города (2006 г.), и 1-го международного, который проходил в области (2008 г.), и организаторов Всероссийского выставочного центра (прежде ВДНХ). И вот результат: КП «Николаевская овощная база» включено в «Программу привлечения отечественных и иностранных инвестиций в г. Николаеве на 2007-2011 гг.) и ее реквизиты представлены в «Каталоге инвестиционных проектов Николаевской области» и в международном каталоге предприятий — участников Всероссийского выставочного центра, куда база три года подряд приглашалась (со своей продукцией) в составе весьма представительной николаевской делегации. Иными словами, наша база теперь в так называемом «инвестиционном портфеле»: на всех форумах, выставках, деловых встречах сходу всем становится известна ее заинтересованность в сотрудничестве с предприятиями различных регионов, в том числе и иностранных.
...9.30 утра. Лютая стужа, мороз, снежная круговерть — идти невозможно, стоять тем более. А она, Людмила Викторовна Ковшова, технолог-засольщик с 30-летним стажем работы на нашей овощной базе, стоит. Внутри хлопающей на ветру тканевой обшивкой палатке, где выставлены для продажи так любимые нашими горожанами моченые яблоки, квашеные фаршированные овощами баклажаны, соленая кочанами капуста, соленые помидоры и огурцы, вареные свекла, морковь, картофель... Покупатели, скрутясь в комок от холода, текут беспрерывным ручейком... Это- открытие трехдневной предновогодней ярмарки в «Нариме». Подавляющая часть продавцов продукции других предприятий — в выставочном зале, где тепло, уютно и светло, но туда нашей овощной базе нет хода — сильно кусаются цены за аренду! Потому до 18.00 вечера три дня подряд для работников базы распродажа своей продукции только здесь — в насквозь промозглой палатке, на ледяном тротуаре. Смотрю на немеющие губы директора базы Валентины Архиповны Кашпуренко, рассказывающей о своих уникальных женщинах — технологах Н.А.Мармазинской, Т.М.Махоте, Т.И.Качавской, которые тоже на базе уже 30 лет, и вспоминается... Валентина Михайловна Антоненко, начальник отдела промышленности и инвестиций управления экономики и инвестиций исполкома Николаевского горсовета рассказывала: как были они с Кашпуренко в прошлом году в Москве в День города с николаевской делегацией, как на ярмарке во Всероссийском выставочном центре наша овощная база получила Дипломы за качество своей продукции и 1-е место за лучшее оформление стенда, возле которого несколько дней толпились посетители: «Мы еще лучшей продукции не дегустировали...». И как сокрушались москвичи, узнав, что распроданы уже все наши «Бабушкины соления» на выставке и просили: «Может быть, хоть рассольчик остался?». Хоть рассол им дай! Вот вправду, что имеем — не храним...
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |