Ровно полвека назад Джон Кеннеди использовал в своей речи фразу: «В китайском языке слово «кризис» состоит из двух символов, один обозначает опасность, второй — возможность». Неизвестно, кто-то подсказал новоизбранному президенту выбрать именно эти значения иероглифов или он сам так решил, но фраза прижилась. Тем более что кризисов за эти 50 лет было предостаточно...
На самом-то деле в изрядно надоевшем нам слове «кризис» второй иероглиф используется со значением «важный момент». Но, в чисто украинском варианте, трудности всегда как-то мобилизовывали к труду и творчеству, а кризисные периоды действительно давали шанс проявить себя сильным и работоспособным. Лучшее тому подтверждение — итоги минувшегого года для государственного предприятия «Николаевский морской торговый порт».
Трудом — по трудностям!
2009-й стал для порта юбилейным — в этот год ведущее в Николаеве предприятие отметило свое 220-летие. Без лишней помпы, в деловом режиме, портовики напряженно работали не покладая, как говорится, и не опуская рук. Здесь привыкли не рассказывать о трудностях, а трудиться. И результаты года вновь подтвердили правильность такого подхода.
Главный итог — за минувший год Николаевским портом переработано более 8 миллионов тонн грузов, среди которых преобладали зерновые и масличные культуры. Наибольшее количество грузов — 5 миллионов тонн — ушло на экспорт. Юбилейный год стал рекордным! Порту удалось достичь небывалого за всю историю его существования уровня чистой прибыли — больше 60 миллионов гривен. Это в 4 раза превышает показатели 2008-го и в 10 — уровень прибыли в 2005 году.
Такие высокие финансовые достижения ставят Николаевский порт в один ряд с тяжеловесами национальной экономики, выводят его на уровень предприятий поистине стратегического значения. Наш порт — это важный транспортный узел на юге Украины, который занимает ведущее место в развитии Николаевского морского региона и входит в пятерку мощнейших портов, которые определяют экспортный, импортный и транзитный потенциал государства. НМТП внесен в список предприятий, которые имеют стратегическое значение для Украины.
И, как подтверждение значимости предприятия, весомости его вклада в экономику Украины, — отныне финансовый план ГП «НМТП» будет утверждаться Кабинетом Министров.
Курс на опережение «Большой Одессы»
Высокие производственные и финансовые показатели работы — результат реформирования в порту, проводимого согласно одобренной Кабмином «Стратегии развития морских портов до 2015 года». Руководством порта предпринимаются все усилия, чтобы оптимизировать и приспособить предприятие к реалиям рыночной экономики. На протяжении последних лет в НМТП успешно реализуется «одесская модель», а именно — коммерциализация при четком осуществлении жестких государственных функций. В результате николаевским портовикам удалось опередить своих одесских коллег : на сегодняшний день в штате НМТП нет ни одного докера, все они работают в стивидорных компаниях. Такое реформирование структуры порта позволило в несколько раз повысить доходность предприятия. А все социальные гарантии работников стивидорных компаний и арендных предприятий, созданных на базе структурных подразделений порта, остаются без изменений. При переходе в частную структуру между руководством стивидорной компании (арендного предприятия), администрацией и профсоюзным комитетом порта заключается трехстороннее соглашение, гарантирующее для работников выполнение всех без исключения условий коллективного договора.
Инвестиционная деятельность в порту осуществляется на принципах государственно-приватного сотрудничества. Это дает возможность развивать порт и задействовать дополнительные грузопотоки. Менеджмент порта активно привлекает в порт стивидорные компании, многие из которых приходят с собственными инвестиционными проектами, обещающими в недалеком будущем привлечь в Никморпорт дополнительный груз.
Возродить былую славу!
Пришлось в минувшем году портовикам столкнуться и с трудностями. Однако здесь привыкли каждую проблему превращать в новую возможность развития. Так случилось из-за кризиса, что порту пришлось расстаться со своими постоянными белорусскими партнерами, которые полностью развернули свои грузопотоки на Прибалтику. Руководство порта было поставлено в сложнейшие условия. Переориентация 3-го погрузочного района на работу с зерновыми грузами была проведена в рекордные сроки — успели точно в срок к новому урожаю. В прошлом году комплекс заработал в новом режиме, и заработал очень успешно. С начала июля до конца декабря переработано 600 тыс. тонн зерна. Удалось не только сохранить существующие рабочие места на 3-м районе, но и создать дополнительные. На работу в «Гринтур-Экс» было принято 40 новых сотрудников. В 1914 году, — отметил начальник порта Капацына, — Николаевский порт был первым портом в Российской империи по перевалке зерновых грузов. В 2009 году у НМТП появилась возможность возродить былую славу!
Руководство порта уделяет внимание и модернизации оборудования портовых служб. Построена электрическая подстанция для обеспечения работы причалов №1 и №2, а также реконструированы еще две подстанции. Кроме того, отремонтированы подстанция и кабельные сети линии тыла 8-го причала. Постоянно модернизируется и обновляется технический состав железнодорожной службы. В частности был приобретен маневровый тепловоз и кран на железнодорожном ходу, реконструированы железнодорожные пути.
Социальный пакет портовиков
Администрация и профсоюзный комитет порта поддерживают социальные гарантии в порту на достойном высоком уровне. Еще в марте прошлого года в ГП «Николаевский морской торговый порт» был принят и утвержден новый коллективный договор на 2009-2013 гг. Все материальные выплаты для работников порта и ветеранов предприятия, несмотря на кризис, остались на высоком уровне. Бесплатными по-прежнему остались услуги медицинского центра, сохранены на балансе предприятия базы отдыха. Работники порта и стивидорных компаний посещают театры и концерты, а ветераны предприятия регулярно собираются на встречи в украинском театре. По итогам года все работники порта и стивидорных компаний (арендных предприятий) получают годовое вознаграждение — 13-ю зарплату. Ощутимую премию получили к Новому году все ветераны порта.
На территории порта действует профсоюзная организация «Профсоюза работников морского транспорта НМТП». Сейчас она состоит из 25 цеховых организаций и первичной организации ветеранов ВОВ и труда. И деятельность профсоюза работникам порта весьма заметна: постоянно организовываются экскурсии, поездки выходного дня, портовики и члены их семей выезжают на отдых, проводятся ежегодные спартакиады и спортивные соревнования по отдельным видам спорта, приобретаются спортивный инвентарь и спортформа, а также бытовая техника в комнаты приема пищи. Безусловно, оказывается профсоюзом и материальная помощь работникам и ветеранам порта, компенсация к отпуску стоимости путевок для оздоровления портовиков (компенсацию за неиспользованную путевку удалось довести до 2 тыс. грн.). Не забыта и добрая портовская традиция благотворительности: помогают как детским домам города и области, так и отдельным многодетным и малообеспеченным семьям.
В выигрыше — город и горожане!
Успехи Никморпорта — это не его отдельное внутреннее достижение. В результате выиграли не только портовики, но и все жители Николаева. За прошлый год порт перечислил почти 105 миллионов гривен налогов и платежей в бюджеты всех уровней. А, с учетом финансовых показателей всех участников производственной деятельности на территории порта, платежи в бюджеты всех уровней превысили 186 миллионов гривен. Это больше, чем во все предыдущие годы.
Несмотря на кризис и объективные экономические трудности, 2009 год останется в истории предприятия как год успешно реализованных инвестиционных проектов. В первом полугодии в порту были сданы в эксплуатацию два инвестиционных проекта с привлечением иностранного капитала. В порту заработал уникальный, не имеющий аналогов на территории СНГ, распределительный холодильный комплекс. С участием итальянских инвестиций был введен в эксплуатацию комплекс по переработке древесины в щепу. Сегодня «итальянский комплекс» успешно работает, принося, при минимальных затратах, высокий экономический эффект. Эти объекты — также вклад в развитие всего нашего города; они настолько интересны и значимы, что заслуживают отдельного рассказа.
«Но этот — лучший!»
В строительство морского холодильного терминала ТД «Морепродукт» объемом хранения до 12 тыс. тонн замороженных продуктов при температурном режиме до -26?, которое затянуло на $12 млн., по 50 процентов вложили как норвежцы, так и украинцы. Морской холодильный терминал построен с учетом мировых стандартов хранения замороженных проектов. Отличительной особенностью этого терминала является его высокий технический уровень (при его создании использовалось оборудование европейских компаний «Bitzer» и «Gunter») и широкий спектр услуг. Теперь клиент может в «одном окне» получить весь комплекс услуг: перевалку, складирование, таможенную очистку, ветеринарную сертификацию и т.д. Кроме этого, терминал расположен в 60 метрах от причала, что обеспечит быструю и удобную перевалку грузов. У объекта — дублированная система энергоснабжения для бесперебойного обеспечения необходимого температурного режима. В общем, как сказал на открытии генеральный директор АО «Austevoll Seafood ASA» Арне Мьогстер, «у нас есть распределительные холодильники по всему миру, но этот — лучший».
И, как подчеркнул начальник Никморпорта Василий Капацына, ГП «НМТП» получило солидное рыночное преимущество — теперь порт может предложить своим клиентам новые и лучшие возможности по перевалке грузов. Немаловажен и другой момент — при реализации инвестиционного проекта строительства терминала гармонично соблюдены интересы и государственного предприятия — Никморпорта, и частного бизнеса.
Итальянский комплекс
Холодильный терминал, которому нет равных на территории СНГ, заработал в НМТП с 24 апреля, а уже 26 июня был торжественно открыт комплекс по переработке дерева в щепу, строительство которого состоялось благодаря итальянским инвесторам. Комплекс был построен при содействии компании Global Wood Holding — одного из мировых лидеров по переработке технологического сырья с последующим его использованием в качестве горючего для электростанций и производства мебели. В порту, на территории комплекса, работает компания «ICL-Украина».
Николаевский комплекс в состоянии перерабатывать техническое сырье твердых пород длиной до 6 метров и диаметром до 100 см в щепу. Переработка производится на высококачественном оборудовании, часть которого была произведена в Украине. Мощность оборудования комплекса позволяет перерабатывать ежесуточно около 3-4 тысяч тонн сырья в щепу. После переработки щепа накапливается, для дальнейшей загрузки на морские суда, следующие в страны Черного и Средиземного морей. Сырьем для переработки выступают остатки деревообрабатывающей промышленности и бракованная древесина, которые сейчас не используются в промышленности или сжигаются, что наносит бесспорный вред окружающей среде и экологии Украины.
Это даст возможность Украине зарабатывать значительные средства на утилизации остатков производства, перевозке их железнодорожным транспортом, переработке в порту, погрузке на судно и обслуживании заграничных судов. С этой целью компания «ICL-Украина» устанавливает прямые отношения с производителями технологического сырья для организации его вывоза с территории всей страны. Таким образом, в выигрыше оказываются и украинские лесные хозяйства, которые получат стабильный и надежный рынок для реализации сырья и дополнительные поступления в свой бюджет.
В новом году у компании «ICL-Украина» в планах увеличение объемов переработки хвойных и лиственных пород древесины. Для воплощения этих намерений в жизнь установлена 2-я дробильная машина для переработки технологического сырья.
От успехов — к перспективам
Серьезные финансовые результаты, которых предприятию удалось достичь в год своего юбилея, дадут возможность порту активно развиваться и в будущем. Сейчас завершается строительство двух мощных терминалов, которые уже в нынешнем году будут введены в эксплуатацию. В тылу причалов №1 и №2 планируется возведение универсального терминала. Инвестором этого проекта выступает «Метинвест» — компания, на которую замыкаются практически все горно-обогатительные терминалы Криворожского бассейна. Введение в эксплуатацию этого проекта даст возможность привязать к НМТП очень серьезные грузопотоки, кроме того, инвестор взял на себя обязательство приобрести для работы терминала три портальных крана.
Также готовится модернизация итальянского комплекса. объявлен аукцион на поиск инвестора для причала №8. А в районе 3-го причала идет строительство грузового трубопровода для транспортировки и перегрузки растительного масла от складской базы, расположенной на территории инвестора, для последующей загрузки на морской транспорт. Ведется мощнейшее строительство в районе 13-го и 14-го причалов. Комплекс по переработке зерновых в НМТП будет существенно модернизирован. Увеличится его пропускная способность.
Однако мировой рынок морских перевозок диктует свои условия. Транспортировка грузов судовыми партиями в размере 60-70 тысяч тонн судами типа PANAMAX является наиболее эффективной для трансокеанских перевозок. Обработка судов этого типа требует наличия глубины у причалов не менее 14,5 метра. Для воплощения этой задачи в районе города Очакова Николаевский порт готовит к реализации уникальный проект строительства «Лихтеровочного морского терминала Бугско-Днепровского бассейна», который будет существенно превышать возможности существующих рейдов ГП «НМТП» и сведет к минимуму существующие недостатки. Однако столь сложный и масштабный проект потребует уже не только мобилизации усилий трудового коллектива, но и поддержки на самом высоком уровне.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.009Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |