ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
«СПОКУСА» В ЕВРОПЕ
23.01.2010 / Газета: Южная правда / № 8(22598) / Тираж: 24600

Творческому объединению «Спокуса», которое представляет разнообразное, богатое именами и творческим потенциалом современное изобразительное искусство, исполнилось 15 лет.

Руководитель проекта, заведующий регистрационной палатой Николаевского горисполкома Александр Ус обладает даром находить и объединять единомышленников, инвестирующих в искусство, что способствует свершениям и успешному продвижению вперед. «Спокуса» не избегает экспериментов и перемен. В минувшем году традиционные пленэры в Крыму сменили маршруты, предложенные директором киевской туристической компании «Феерия» Игорем Захаренко. О том, что послужило вдохновением и стимулом к созданию нового выставочного проекта под названием «Из дальних странствий», рассказывают картины и 19 авторов из Киева, Львова, Симферополя, Одессы, Кривого Рога, Николаева и Москвы.

По словам организаторов, выставка — подарок тем, кто не бывал в дальних краях. Ознакомительный тур открывают фотоработы Александра Уса. Приглашая увидеть «Берн вечером», «Ворота в Италию», «Шильенский замок» и другие достопримечательности, он убеждает, что светопись — искусство, которое дарит эстетическое наслаждение. Известно, что Париж считается культурной столицей мира. Притягательность французской столицы очевидна, и каждому удалось по-своему передать атмосферу города над Сеной. Эйфелеву башню пишут в хмурые дни и при ясной погоде. Анне Васькевич пришлись по душе «Огни большого города». Нестандартный ракурс, иллюминация, сияние неоновых реклам помогли создать работу запоминающуюся и художественно привлекательную. Творчески использован распространенный в средневековом европейском искусстве образ фантастических чудовищ и флаг ЕС, что реет гордо. В контексте сегодняшнего дня химера, которая несет дозорную службу — это «Наблюдатель» и защитник объединенной Европы. На вопрос, в чем секрет французского шарма, ответил Андрей Гук, изобразив «Париж. Мост Александра III», «Мулен Руж» и «Парижский вечер». Автор безупречно передает колорит минувших эпох, продолжая традиции классика русского импрессионизма Константина Коровина, который утверждал, что новое искусство всегда вырастает на почве старого. «Спокуса» идет по верному пути, приветствуя поиск и не ограничивая творческую свободу живописцев и графиков.

Дальние странствия хороши во всех отношениях — есть поводы для восторгов и размышлений. Приглашая к сотрудничеству именитых и подающих надежды, «Спокуса» предпринимает качественные шаги к восприятию и пониманию зрителем актуального искусства. Ломая привычные стереотипы, авторы полагаются на художественные фантазии зрителей. Оригинальные идеи Якова Булавицкого воспринимаются легко. Несмотря на экономические перипетии и другие проблемы, вкус к роскошной жизни не потерян. Наслаждаясь «Гламурным утром», понимаешь, что искусство и красота — великая сила, когда тебя окружают орхидеи и ананасы на золотистом фоне. Смысловые акценты «Спокусы № 3» — рушник «на щастя, на долю», мольберт и «валютная зелень», надо полагать от зарубежных ценителей прекрасного. И это хорошо. Картины должны выставляться и продаваться, чтобы художник мог существовать и создавать новые произведения. Булавицкий-младший искушает не только гламуром. Венеция — особенный город, не похож ни на какой другой. Сложная живописная фактура и пелена «Дождя на площади Сан Марко» не мешают восприятию красот, о которых говорят — «у кого на площади Святого Марка не бьется сердце, не имеет его вообще». Если ориентироваться на чувства, венецианский цикл («Дворец Дожей», «Окна Венеции», «Дождь...») получился именно таким. Неформальные сюжеты Леонида Берната невозможно втиснуть в четкие рамки жанров и стилей. «С праздником!» создавалась для добрых дел ко Дню Святого Николая. Обращение к сакральной тематике, минуя иконописные каноны, не означает отрицание духовности в нашем бытие, и современная художественная трактовка образа не меняет сути. Николай Чудотворец всегда спешил на помощь людям и дарил им радость. Экспрессией цвета «Первый снег» и «Утренняя прогулка» балансируют на грани абстракционизма, но исходной темой все равно остается реальная жизнь, потому что падает снег белый и чистый.

Классические жанры никто не отменял, и приверженцам пейзажной живописи тоже есть на что посмотреть. У Анатолия Кравченко и Александра Шуринова стойкий интерес к природе и пленэру. С точки зрения поисков уникальных зимних сюжетов самое подходящее место — Норвегия. Здесь климат не южный, иной — «Ледники», «Норвежские тучи», низко спускающиеся к горизонту, особая синева неба и «Солнце над фьордами». В заснеженных пейзажах тишина, спокойствие и одиночество. Смена сезона после долгой зимы не поражает яркими красками. «Норвегия» и «Лето в Норвегии» имеют стойкий нордический характер. Со «Спокусой» можно всюду побывать, легко преодолевая большие расстояния. Из северных широт на юг, к родным берегам возвращает «Прибой», «Крым» и «Чуфут-Кале» народного художника Украины Николая Бережного. На протяжении нескольких лет он был художественным руководителем творческих симпозиумов в Крыму. Эстафету принял координатор творческих программ Национальной академии искусства и архитектуры Украины Михаил Пархоменко. Блестящий график мастерски интерпретирует мифологию, литературную классику, соединяет фантасмагорию и аллегорию, тонкую иронию и юмор. Трудно чем-либо удивить художника, который совершил два кругосветных путешествия и множество других. Видел многое. Тем не менее, после нынешнего турне творческий багаж пополнили «Белый рыцарь» и «Эсмеральда» — не портрет, а обобщенный образ. Собор Нотр-Дам, важные детали, незначительные на первый взгляд, раскрывают драматические коллизии романа Гюго о жизни и человеческих страстях. Композиция «Амстердамчиков» представляет некий дом, обитатели которого — население города Амстердама и страны, где жизнь прекрасна. В Голландии, в далеком прошлом создавали шедевры представители нидерландской школы живописи. Гениальный Рембрандт и «Ночной дозор» родом из этих мест. Восхищаясь зарубежьем, автор загрустил и изобразил, как «Опять в Париж захотелось».

История, искусство и культурные традиции Европы нашли яркое отражение в работах украинских художников. По словам Сергея Рослякова — директора Николаевского областного художественного музея им. В. В. Верещагина, «творцы прекрасного выполняют важную миссию и несут ее достойно». «Спокуса» продолжает диалог культур между Востоком и Западом.

Автор: Наталия СМИРНОВА.


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту