Данная статья появилась не на «ровном месте» и даже не как продолжение многолетних раздумий о судьбах николаевских судоверфей, — а как реакция на самый факт получения николаевским судозаводом заказа Министерства обороны на строительство серии военных кораблей, — а также на несколько неадекватную реакцию, последовавшую из Николаева.
Автор, в свой черед, провел целую серию консультаций с авторитетами в области корабле- и судостроения, все еще живущими и работающими в Николаеве.
Наконец-то это произошло: власть, во многом способствовавшая кризису в нашем судостроительном комплексе, приняла решение в пользу отечественного предприятия. Я имею в виду решение Министерства обороны Украины о получении права ГАХК «Черноморский судостроительный завод» на строительство военных кораблей проекта 58250 (Корвет).
У Николаева появился реальный шанс восстановиться в статусе «столицы кораблестроения». Причем — именно военного кораблестроения, которое всегда было высшим уровнем судостроения.
Кстати, о планах построить и взять на вооружение более 10 кораблей класса «Корвет», оснащенных новейшими образцами вооружений, Минобороны заявило еще несколько лет назад. Но снова все уперлось в финансирование. Тогда же командующий ВМС Украины Игорь Тенюх официально заявил, что новый корабль можно построить в Николаеве, и что вместе с Украиной строительством корабля будут заниматься другие государства, в соотношении: 60% — украинские предприятия, 40% — предприятия ведущих государств мира.
При этом нам следует отдавать себе отчет в том, что, несмотря на былую славу («в Николаеве строили авианесущие крейсеры!»), нам, как и любому другому украинскому судозаводу, придется начинать с нуля.
То есть заново отрабатывать механизмы взаимодействия с иностранными поставщиками; ликвидировать неизбежное технологическое отставание и, наконец, не срывать сроки выполнения заказов (одна из наших особенностей, дорого обходившаяся нам при выполнении зарубежных контрактов в 90-е годы).
Но у нас есть, как минимум, два преимущества: «корвет» — это разработка именно высококлассных специалистов николаевского Казенного центра кораблестроения, — и здесь же, в Николаеве, находятся рекрутинговые фирмы, в свое время трудоустраивавшие николаевских корабелов на верфях Прибалтики, Польши, Германии и Китая.
Шенгенское соглашение и разразившийся вскоре после него мировой финансовый кризис отнюдь не способствуют дальнейшему пребыванию наших специалистов за рубежом. Мы реально можем вернуть их на наши заводы, предложив настоящую работу. При этом здесь весьма пригодятся их навыки, полученные на иностранных верфях.
Да и Национальный университет кораблестроения сможет снова готовить специалистов для реального производства. Если к этому добавить еще и реальную возможность реализации обещаний кандидата на пост Президента Украины Виктора Януковича о возобновлении действия Законов Украины «О специальной экономической зоне «Николаев» и «О мерах по поддержке судостроительной отрасли», — это даст нам реальный шанс для возрождения судостроительного комплекса.
В контексте всех этих потенциальных преимуществ, мне кажется, непродуманным и недальновидным было обращение Николаевского областного совета к Премьер-министру Украины Ю. Тимошенко — с призывом пересмотреть решение о выборе места строительства кораблей типа «корвет» в пользу ГП «Судостроительный завод имени 61 коммунара» как «единственного предприятия в Украине, которое имеет опыт строительства военных кораблей».
Во-первых, в случае смены ЧСЗ как основного исполнителя заказа, по результатам конкурса это право может перейти отнюдь не к судостроительному заводу им. 61 коммунара, а к керченскому заводу «Залив», занявшему в этом конкурсе второе место.
Во-вторых, опыт строительства имеют не предприятия, а люди, персонал! И того персонала, который может «с ходу» включиться в выполнение довольно сложного военного заказа, на заводе им. 61 коммунара, к сожалению, крайне мало. По крайней мере, — в достаточном для этого заказа количестве.
Многолетние задолженности по выплате заработной платы и, как следствие, незасчитанного пенсионного стажа, привели к тому, что на предприятиях, в том числе на судозаводе им. 61 коммунара, остались лишь немногие из нужных для выполнения данного заказа специалистов.
Дай Бог собрать достаточное число рабочих и инженеров соответствующей квалификации со всех николаевских судозаводов, а также — находящихся за границей (то есть опять-таки — межзаводская кооперация).
Николаевскому судостроительному комплексу, его рабочим и инженерам, — по большому счету все равно, на какой именно завод в Николаеве попадет долгосрочный заказ с государственной гарантией (годами мы таковых не имели). Все равно, какое предприятие будет основным заказчиком, а какое — контрагентом.
Главное — наш судостроительный комплекс получает возможность модернизировать свои основные фонды, наработать новый опыт пусконаладки и монтажа современного оборудования, а также — проектирования и разработки чертежей (фирмы, все эти годы работавшие на ведущие европейские верфи, у нас есть). Кроме того, необходимо, чтобы предприятие (исполнитель) имело хорошую финансовую базу и не находилось в процессе банкротства.
Поддерживая требования областного совета к собственнику государственного предприятия «Судостроительный завод имени 61 коммунара» в лице Кабинета Министров Украины и Министерства промышленной политики Украины, в части неотложного решения накопившихся проблем с долгами по заработной плате, содержанием крейсера «Украина», занятостью стапеля №3 заказом компании «Ласкаридис шиппинг», прекратившей его финансирование, — мы тем не менее не можем поддержать решение о выборе мощностей данного предприятия в качестве основной площадки для выполнения данного заказа, имеющего особое значение, повторяю, для всего николаевского судостроительного комплекса. Особенно, если учесть, что данная площадка находится на территории предприятия, в отношении которого, вследствие всех перечисленных факторов, начата процедура банкротства.
Поэтому, если мы продолжим мыслить категориями прошлого («единственное предприятие, имеющее опыт строительства...»), то мы в прошлом и останемся!
Если найдем в себе силы адаптироваться к новым требованиям, это откроет нам перспективы в виде новых заказов и новой производственной кооперации.
Что до ГАХК «ЧСЗ» как основной площадки для выполнения заказа, — то нужно вспомнить, что именно там, несмотря на все «пертурбации» последних лет (в том числе демонтаж и порезку оборудования и т.п.), все еще в наличии поточно-позиционный метод производства, технологии газорезки и газосварки; именно там есть опыт строительства до 24-х траулеров в год, — а это не «проще», чем строительство корветов...
О преимуществах поточно-позиционного метода изготовления продукции наслышаны многие, но не многие понимают, насколько сложно реализовать его принципы в судостроении, где ритмичная работа конвейера зависит от большого числа поставщиков и еще большего числа взаимосвязанных технологических и логистических операций.
ЧСЗ сумел наладить работу такого конвейера еще в 1950-е годы, при постройке подводных лодок.
Позже, при переходе на производство траулеров, завод сумел не только сохранить основные принципы работы конвейера, но и адаптироваться к абсолютно новым требованиям, — то есть, разработать конструкторскую и технологическую документацию, внедрить блочно-модульный метод монтажа, изменить технологические маршруты и графики движения сборочных единиц оборудования и т.д.
Правда, при этом у предприятия оставался главный базовый фактор — персонал — тот самый персонал, который через тринадцать лет после окончания войны, на предприятии, восстановленном буквально из руин, сумел построить пять и отремонтировать два крейсера, а также 72 подводные лодки, 8 танкеров и 4 сухогруза...
Так что если уж говорить обобщенно, то само название «Черноморский судостроительный завод» напоминает о том, что судозавод имени 61 коммунара — отнюдь не «единственное предприятие в Украине, имеющее опыт строительства военных кораблей».
Поэтому сегодня нам, как никогда, необходима единая позиция и единая политика всех региональных ветвей власти, а не лоббирование интересов тех или иных предприятий или определенных группировок.
Здесь нужна и поддержка общественного комитета спасения ЧСЗ, ведущих авторитетов в области судостроения и просто граждан Николаева, все еще считающих себя жителями города корабелов.
Почти четверть века назад разрушение нашей жизни началось с целенаправленного уничтожения военно-промышленного комплекса — и разъединения общества по принципу «каждый сам за себя — тогда это рынок».
И это понятно: в ВПК были сосредоточены наши лучшие технологии, а главное — лучшие специалисты. А целостность общества гарантировала его способность к сопротивлению.
Навязав стране «перестройку», ее разрушили до основания. И начать свое возрождение мы можем только одним путем — восстановив высокотехнологичную промышленность — и способность кооперироваться.
P.S. На мой взгляд, было бы гораздо логичнее ожидать протеста всех представителей областной и городской властей, регионального отделения УСПП, общественности в целом против другого решения Кабинета Министров Украины Ю. Тимошенко, — отдавшего реконструкцию и ремонт всей газотранспортной системы Украины двум японским компаниям и оставившим ГП НПГК «Зоря» — «Машпроект» единственную «почетную» функцию — зарабатывать на иранском контракте валюту, чтобы потом правительство рассчитывалось этими деньгами с японскими компаниями.
Но ни единого протеста из нашего региона, к сожалению, не было слышно, — очевидно, еще и потому, что никогда ранее, за 18 лет независимости Украины, ни одно правительство, кроме нынешнего, не засекречивало от своих граждан статистику и решения, затрагивающие интересы миллионов граждан Украины.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |