Год тому назад я подробно прокомментировал «Новой николаевской газете» сделку по покупке завода «Океан» российским бизнесом и дал ей негативную оценку. Тогда я аргументировал свою позицию тем, что инвестор был портфельным, а не промышленным, поэтому он мог работать только с финансовыми активами, а не инвестировать в завод и в строительство кораблей и судов. Он никогда не был отмечен какими-либо успехами в сфере судостроения.
Сделка была проведена с использованием оффшоров и носила закрытый, даже какой-то «мутный» характер, многие серьезные вопросы не были пояснены. Словом, создавалось впечатление некоей авантюрной комбинации. Поэтому я и предположил, что ничего хорошего в будущем завод не ждет, и в дальнейшем его снова будут перепродавать.
Статья прозвучала диссонансом всем остальным проплаченным публикациям на эту тему, в которых покупатель представлялся как стратегический инвестор и эффективный собственник, несущий заводу процветание.
К сожалению, прав оказался я. Но эту заметку пишу не для того, чтобы покрасоваться в качестве квалифицированного эксперта, а в связи с появлением новых и очень интересных сведений, касающихся бывших владельцев завода, и судьбы самой сделки. Бывший собственник «Wadan Yards» (имеющий два судостроительных завода в Германии и наш «Океан») Андрей Бурлаков арестован за мошенничество и в настоящее время находится в следственном изоляторе «Бутырка» в Москве. Его обвиняют в том, что он заключил договоры ссуды от имени государственной «Финансовой лизинговой компании» с фиктивными компаниями без обеспечения на общую сумму 1,5 миллиарда рублей, в результате чего у российского государства украдена эта сумма, а не загруженные работой заводы обанкротились.
Обанкротившуюся «Wadan Yards» (сейчас — «Nordic Yards»), купленную А.Бурлаковым за 291,9 миллиона евро, он впоследствии перепродал другому российскому бизнесмену уже всего за 40 миллионов евро. Многомиллионные доходы так и остались обещаниями, а масштабная сделка оказалась прикрытием масштабного воровства. Полагаю, что российский суд даст правильную оценку «стратегическому инвестору» и его стратегиям. Меня же беспокоит другое.
Завод «Океан» уже побывал в собственности как западных, так и российских владельцев, и пришел в результате к печальному итогу. Сейчас он по-прежнему находится в сфере крупных клановых интересов, однако, под влиянием мирового кризиса, изменения конъюнктуры рынка или других причин эти интересы могут измениться или временно отсрочиться, что окончательно «добьет» завод.
В середине 2009 года мне пришлось участвовать во встрече по проблемам судостроения с головой Верховной Рады В.Литвиным и министром промышленной политики В.Новинским, которая проходила в Киеве. Обсуждались альтернативные предложения по выходу судостроительной отрасли из кризиса, т.к. все предыдущие меры оказались провальными. Назывались причины этих провалов, в том числе и криминального характера. Убытки от упущенной выгоды, которые нес завод «Океан» на протяжении ряда лет, оценивались в 30-40 тысяч долларов в день. Такова цена для нас борьбы кланово-криминальных интересов и нереализованных фантазий.
Судостроение находится в таком плачевном положении, что выход должны сейчас искать уже не судостроители, которые умеют строить корабли, а специалисты, разбирающиеся в стратегических проблемах промышленности. Однако у нас не принято привлекать таких профессионалов и хорошо платить «за мозги». Поэтому отечественные специалисты такого рода свои ноу-хау, созданные в результате работы над проблемами завода «Океан», успешно внедряют на иностранных предприятиях, а не дома.
В общем, проблемы отечественного судостроения таковы, что новейшую нашу историю смело можно оформлять в уголовное дело.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |