ІА «Контекст Причорномор'я»
Миколаїв  >  Моніторинги
Долги по зарплате снижаются, но в целом картина безрадостная
30.01.2010 / Газета: Вечерний Николаев / № 11(2874) / Тираж: 7500

В малом зале горисполкома под председательством первого заместителя Николаевского городского головы Юрия Гранатурова прошло заседание городской временной комиссии по вопросам погашения задолженности по заработной плате, пенсиям, стипендиям и другим социальным выплатам. В состав комиссии входят представители городских властей, социальных служб, Пенсионного фонда, прокуратуры и других заинтересованных органов.

Судя по тому, что вопросы выплаты пенсий и стипендий на заседании не поднимались, с этим в Николаеве проблем нет. А вот что касается зарплаты, в малый зал пригласили руководителей 17 предприятий-должников. Правда, пришли не все.

Как отметил Ю.Гранатуров, долг по зарплате в Николаеве в течение декабря-января снизился с 24,1 до 20,6 млн. грн., однако существует тенденция к увеличению количества должников. Это связано как с последствиями экономического кризиса, так и с тем, что сегодня блокируются бюджетные платежи. «Государство во втором туре «побеждает» у нас по полной программе», — не сдержался первый вице-мэр, намекая, что надвигающийся бюджетный кризис в стране не прибавит очков действующей власти на президентских выборах.

Как бы то ни было, выплата зарплаты для предприятий является первоочередной задачей по сравнению с другими выплатами, поэтому с руководителей спрос особый. Хотя, как показало совещание, ситуация на проблемных предприятиях складывается по-разному.

Первыми заслушали руководителей ЧСЗ и завода им. 61 коммунара. На Черноморском заводе есть долг по зарплате за ноябрь-декабрь, в совокупности превышающий 6 млн. грн., задолженность перед Пенсионный фондом составляет 19,2 млн. грн. Как пояснил финансовый директор ГАХК «ЧСЗ» Сергей Кобылянский, причина долгов как в экономическом кризисе в целом (сорвалось четыре контракта, другие заказчики пытаются уменьшить сумму контракта), так и в том, что предприятие находится в процедуре банкротства и потому не может привлечь кредиты. Тем не менее завод рассчитывает в феврале получить платеж от заказчика, что позволит погасить долги за ноябрь-декабрь. А что будет дальше — пока непонятно.

«Хотел бы я знать, как в такой ситуации вы корветы будете строить?» — поинтересовался Ю.Гранатуров, напомнив, что ЧСЗ стал победителем конкурса на строительство корветов для ВМС Украины.

Еще менее оптимистична ситуация на заводе им. 61 коммунара, где долги по зарплате с учетом декабря 2009 г. составляют свыше 10,6 млн. грн., а долг перед ПФУ — 14,5 млн. грн. Предприятие уже позиционируется как «экономически активный банкрот», и вряд ли самостоятельно сможет погасить эти долги. По словам его гендиректора Игоря Козырева, с марта завод стоит, кое-как живет продажей складских неликвидов и старается реализовать проекты по развитию производства на правом берегу. Что касается санатория-профилактория «Ингул», он выведен из единого имущественного комплекса завода, и «коммунаровская» администрация готова рассмотреть вопрос его продажи. Это, мол, поможет погасить долги по зарплате. В свою очередь Ю. Гранатуров считает, что «Ингул» должен принадлежать всей городской общине.

На Николаевском ремонтно-механическом заводе, который также является госпредприятием, долг по зарплате на 25 января составляет около 4 млн. грн. При этом кредиторская задолженность предприятия 53 млн. грн., а «дебиторка» — всего 10 млн. грн. Иными словами, если дебиторы погасят свои долги, легче предприятию не станет. Госзаказа у НРМЗ сегодня нет, государство не берет уже готовую продукцию, и свои надежды заводчане возлагают на работу с зарубежными заказчиками через специализированные госструктуры.

Еще в более интересном положении оказался мостоотряд №73, входящий в структуру «Мостостроя». Предприятие в прошлом году сработало с прибылью, но... только на бумаге. В действительности денег нет, долг по зарплате с учетом декабря составляет 1,4 млн. грн. По словам руководителя мостоотряда Новруза Аллахвердиева, предприятие выполнило большой объем работы для государственных заказчиков, а получить свои деньги назад не может. К тому же сначала всю сумму долга от «Укравтодора» и железной дороги должен получить «Мостострой», а уже потом часть средств он перечислит своим николаевским субподрядчикам — мостоотряду №73. «Выбить» эти средства или взять кредит до конца избирательной компании наверняка не получится. Чтобы дать людям возможность заработать, Н.Аллахвердиев, используя свои старые связи, сумел отправить большую часть коллектива — около 170 человек — на строительство олимпийских объектов в Сочи. Представитель прокуратуры заявил о том, что на предприятии нужно провести прокурорскую проверку, с чем руководитель мостоотряда удивительно легко согласился. Наверняка скрывать ему нечего. В итоге Ю.Гранатуров подчеркнул, что, по итогам проверки, прокуратура должна принять меры воздействия не к мостоотряду, а к вышестоящей организации.

Печальную картину коллапса украинского судостроения обрисовал директор НИИ «Центр» Александр Батура. Его предприятие специализируется как раз на заказах судостроителей, но их просто нет. Ситуация в Николаеве известна всем, в других регионах она не лучше: Херсонский судостроительный завод работает до конца января, «Залив» — до конца февраля, «Ленинская кузница» уже практически остановлена. Чтобы найти хоть какую-то работу, НИИ «Центр» участвует в тендерах по строительству судов на Волгоградском и Ярославском судостроительных заводах. Пока это единственная реальная возможность погасить долги по зарплате, которые здесь составляют более 700 тыс. грн.

Последний крупный должник, о котором обязательно стоит упомянуть, это КП «Николаевэлектротранс». Предприятие находится в критическом положении. Долги по зарплате здесь превышают 1 млн. грн., включая декабрь, задолженность перед ПФУ — свыше 2,5 млн. грн., а общая кредиторская задолженность — свыше 10,4 млн. грн. Работать в такой финансовой ситуации невероятно трудно, но это вовсе не «николаевский феномен», а ситуация, характерная для всего украинского электротранспорта. С одной стороны, государство не выполняет свои обязательства по компенсации затрат на перевозку льготников, с другой — не финансирует в запланированных объемах обновление подвижного состава. Плюс жесточайшая конкуренция с «машрутками», которую в своей массе вконец износившийся электротранспорт не выдерживает. И выхода из нее не видно.

Николаевская ситуация не является исключительной. И дело не только в экономическом кризисе. Сегодня многие уже открыто признают: страна находится на пороге дефолта, денег в бюджете нет и взять их негде. Виной этому и кризис, и политический популизм, и стремление переложить ответственность на чужие плечи. Есть, правда, слабая надежда на то, что после выборов политики и руководители ряда предприятий возьмутся за ум. Хотя жестких и непопулярных решений им в любом случае не избежать.

Автор: Станислав Козлов.


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту