О подземном переходе в районе Центрального рынка мы писали уже неоднократно. От самого начала строительства данного объекта до ввода его в эксплуатацию. Помнится, что вводили его в эту самую эксплуатацию как-то «втихаря», таким себе «междусобойчиком»: заказчик, исполнитель строительства да один из замов городского головы. Ну да Бог с ним, — открыли так открыли... Еще одной перерезанной ленточкой стало больше.
Справедливости ради стоит-таки отметить, что появление перехода в этом районе Николаева малость помогло разгрузить одну из главных городских автомагистралей — проспект Ленина. Казалось бы: вот какой молодец собственник объекта не пожалел денег на благое дело, так щедро позаботился и об интересах горожан, да и о представителях малого и среднего бизнеса не забыл, предоставив им в своем переходе места для торговли!
Но вскоре выяснилось: Анатолий Крылов, имеющий прямое отношение к переходу со времен своего депутатства, в первую очередь преследовал не только интересы общины. Его интересы упирались — причем, в прямом смысле! — в торговый центр, который он с многочисленными скандалами и судебными разбирательствами таки «воткнул» перед фасадом Центрального рынка. А чтоб новоиспеченный ТЦ не пустовал и покупатели не проходили мимо, их решили направлять в него через тот самый подземный переход. Каким образом? Очень простым — путем закрытия одного из выходов. Так что людям, вошедшим в подземный лабиринт, оставался только один выход: через первый этаж торгового центра, построенного г-ном Крыловым...,
Кстати, вот уже практически 2 года на дверях закрытого выхода красуется убожеского вида табличка — если можно ее так назвать; «Стой, опасная зона». А люди, спустившиеся в подземный переход, идут по заданному направлению. В прямом смысле...
Вспоминая все перипетии, с которыми загонял предпринимателей в подземку Крылов, диву даешься: чего только не обещал! И европейские торговые площади, и комфортабельные условия работы, и сносную стоимость аренды торговых мест — примерно полторы тысячи гривен за место, В месяц. Почему за место, а не за квадратный метр — Бог его знает. Но прошло 2 года, и мы поинтересовались, каково работается предпринимателям в чудо-переходе. Как назло, в момент нашего общения погода «раскапризничалась», и переход «закапал-заплакал». Оказалось, сданный втихаря подземный переход, если его собственник не примет экстренные меры, того и гляди превратится в украинскую «Венецию»...
Проходя мимо одного из магазинчиков, обратили внимание на две пластиковые баклажки со срезанным верхом. В них монотонно капала вода из шланга, вставленного в перекрытие. Не успели сделать снимок, как тут же раздался вопрос: «Эй, а что вы там снимаете? Мой магазин? Я не разрешаю!» Успокоился парень лишь после того, как услышал: нас заинтересовало исключительно пластиковое «ноу-хау» для сбора воды в условиях подземного перехода. Даже заулыбался: «Как-то же надо с этим бороться...». В смысле — с водой, что капает в переходе прямо на голову. Еще бы — платить «что-то около 75 долларов за квадратный метр арендуемой площади» — и торговать в капели, это знаете ли, слишком...
Обращаем внимание на небольшой киоск со сладостями. Однако по выражению лица продавца читается, что работать ей не очень-то сладко. Спрашиваем, чего она такая невеселая возле конфет да печенюшек? «А чему радоваться? Под ногами — вода, вон ведро поставила под прилавком, чтобы время от времени ее туда собирать. По углам — сами видите — подставлю какую-то тару — все ж течет сейчас, сил просто нет! Вы гляньте (показывает рукой наверх) — на голову тоже капает! Эту трубу пришлось накрыть пленкой, потому что со всех щелей вода сочится, а тут же товар такой — не любит ни сырость, ни влаги...
-«И вот в таких условиях нас заставляют работать до 18.00. Я прихожу — везде полно воды, она ж за ночь куда-то должна стекать! Сначала убираю воду, потом приступаю к торговле. Если кто не выдерживает и уходит раньше — владелец перехода выписывает штраф — 5 процентов от стоимости месячной аренды. Вот у нас в месяц — 6 тысяч аренды, добавьте к ним еще 5 процентов штрафных. В цоколе там штрафовали, в том конце (жест рукой на торговые точки напротив). Хорошо, что мой хозяин не боится выступать против этого и потому разрешает мне иногда уходить раньше 18.00, но было бы лучше, если бы все, кто торгует в этом переходе в таких условиях, не молчали, а отстаивали свое право на нормальные условия работы, которые нам обещали, когда звали сюда торговать». В то же время наша собеседница, рассказавшая на диктофон о происходящем в подземке, попросила не называть ее имя — из опасений, что ее уволят за высказанное мнение...
Не представилась и другая женщина, которую мы застали с ведром и со шваброй. Собирая воду с пола своего магазинчика, женщина тоже посетовала на никудышние условия работы, но охая и вздыхая, обронила: «Я не буду представляться — потом греха не оберешься расхлебывать...»
***
К размышлению
Подземный переход в районе Центрального рынка был сдан в эксплуатацию 28 марта 2007 года. Провластная пресса тогда писала: «Предприниматель Анатолий Крылов вместе с заместителем городского головы Александром Женжерухой наконец-то открыли первый подземный переходу Центрального рынка. Затянувшееся строительство этого перехода чрезвычайно осложняло жизнь и покупателей, и простых пешеходов. Однако Анатолий Крылов считает, что построен переход был чрезвычайно быстро: «9 сентября 2005 г. был сделан первый копок. Построился переход за год, но, учитывая, что необходимо было сделать благоустройство наверху перехода, процесс затянулся еще на 4-5 месяцев. «Но я считаю, что это были рекордно короткие сроки».
1200 кв. м площади перехода рассчитаны на 29 магазинов (площадь каждого 20 кв.м) и 30 киосков (площадь киоска — 5 кв.м).
Строительство объекта осуществляла фирма «Маркстройсервис», директор которой тогда, в 2007 году, заявил, что строительство перехода — «это работа сродни строительству метро: много коммуникаций, линий правительственной связи, поэтому это большая ответственность». Что ж, если следовать логике строителя этой николаевской «подземки», и учитывая реальную картину сегодня, спустя два года после сдачи объекта в эксплуатацию, то невольно напрашивается мысль: если б г-н Пузис надумал бы построить в нашем городе метро, то горожанам заблаговременно пришлось бы запасаться лодками или какими-нибудь другими плавсредствами... На случай дождя или оттепели.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |