Наш собеседник — директор ОКП «Николаевоблтеплоэнерго» В. Н. Березницкий
- Владимир Николаевич, нынешняя зима показала свой суровый норов. Морозы, каких давно не наблюдалось в нашем южном крае, создали для теплоэнергетиков экстремальную ситуацию. Можно сказать без преувеличения, что ваш колл ектив работает на пределе...
- Это, действительно, так. Условия, в которых проходит отопительный сезон, выдались очень жесткими и тяжелыми, поскольку температура наружного воздуха в конце декабря и во второй половине января понизилась до небывалой за последние зимы отметки — минус 23 — 24 градуса по шкале Цельсия. Но тем не менее наше предприятие с начала отопительного сезона и по сей момент работает без крупных сбоев и аварий, поддерживая нормальный режим теплоносителя в большинстве квартир потребителей, а также зданиях бюджетных организаций как областного центра, так и города Очакова.
Противостоять холодам помогает многое. И прежде всего то, что удалось сделать нашему коллективу в межсезонном периоде по подготовке к зиме. Скажу так: запас прочности, накопленный в погожие весенние и летние дни, сейчас сильно нас выручает и, главное, помогает выходить из сложных ситуаций, возникающих совершенно внезапно и, что самое досадное, не по нашей вине.
Говорю об этом потому, что были случаи (особенно с 22 по 28 января), когда среднесуточная температура достигала минус 21 градус, на некоторых наших объектах теплоснабжения происходило отключение электроэнергии. Конечно, аварийное, но нам пришлось в часы ожидания испытать ощущения сидящих на пороховой бочке, готовой взорваться в любую минуту.
Мало того, что оставляем сотни квартир жилых домов без тепла, мы еще рискуем разморозить и системы отопления. А чтобы этого не допустить, через два часа, если не возобновляется подача электроэнергии, во избежание материальных затрат необходимо принимать решение по опорожнению сетей от теплоносителя. И это при двадцатиградусном морозе!
- А потом снова запускать котельную и заполнять сети теплоносителем?..
- Конечно.
- Но ведь это длительный по времени процесс в начале отопительного сезона, осенью, а среди зимы — и подавно...
- Совершенно верно. К тому же он потребует затрат и неимоверных усилий и тепловиков, и жилищников для того, чтобы в кратчайший срок отрегулировать системы и обеспечить потребителей теплом. Так вот: с 22 по 28 января на наших объектах было произведено 42 отключения электроэнергии. Останавливали котельные от 25 минут до 4,5 часа. И только благодаря слаженной работе диспетчерской службы ОАО ЭК «Николаевоблэнерго» мы, располагая точной информацией о сроках ликвидации аварий, могли принимать эффективные меры, восстанавливая электропитание котельных по временной схеме с помощью дизельгенератора, и население даже не знало, в каких серьезных ситуациях оно побывало.
Из-за порыва на трубопроводе, находящемся у нас на балансе, а затем аварий на сетях жилищной организации в период сильных морозов пострадали жильцы дома № 1а на Бугском бульваре, которым подавалось тепло с большими перебоями в течение трех суток.
Все эти моменты у нас зафиксированы, и лицам, проживающим по вышеуказанному адресу, будет сделан перерасчет за некачественно предоставленную услугу.
- Владимир Николаевич, суровые погодные условия, видимо, обнажили и другие проблемы. Какие?
- В основном те, что накопились не только на нашем предприятии, но и во всем жилищно-коммунальном хозяйстве Украины. Как показало время, в тариф на тепло следует включать инвестиционную составляющую, а также закладывать уровень рентабельности с тем, чтобы в межотопительный период выполнять работы по капитальному ремонту в необходимом объеме, реконструкции и модернизации систем отопления. На это, к сожалению, у нас хронически не хватает средств.
И если учесть то, что рентабельность нашего предприятия составляет три процента, которая «съедается» инфляцией, то без поддержки извне, то есть без финансирования из государственного, областного и городского бюджетов выполнять работы и гарантировать потребителям качественную услугу практически невозможно.
Этот отопительный сезон обнажил целый ряд проблем, связанных с нежеланием жилищников промывать, заменять внутридомовые системы отопления с тем, чтобы люди могли получать тепло в полном объеме. Вот если спросить у жильцов старых домов, когда у них капитально ремонтировались, заменялись на новые батареи, в 99 случаях из 100 ответят: никогда. То есть, как дом заселился, так в течение сорока, пятидесяти лет его отопительная система и работает. А если ЖЭК по разным причинам раз в три года промывает лишь 30 процентов тепловых сетей от общего их объема и отдельные отопительные приборы на треть забиты грязью, то о каком качестве тепла можно говорить в период холодных ветров, морозов и снегопадов?! И как бы мы ни старались, обогреть такие дома просто невозможно.
- Нередко в квартирах горожан холодно из-за завоздушенности сетей. ЖЭКи возлагают на жильцов верхних этажей работу по устранению «пробок». Что скажете по этому поводу?
- В последнее время к нам обращаются жители города с жалобами на недостаток тепла в их квартирах именно из-за образовавшихся воздушных пробок во внутридомовых тепловых системах. На их устранение обычно затрачивается не более 2 — 3 часов. Но для некоторых жилищных организаций решение этой проблемы затягивается на 2 — 3 недели. Это непозволительно, поскольку убытки несем мы, а не ЖЭКи.
Вот недавний пример. Жильцы 5 — 9 этажей обратились в «Николаевоблтеплоэнерго» с требованием снять начисления за тепло с 1 ноября по 31 декабря из-за завоздушенности стояков. Считаю, что если бы жилищные организации несли ответственность за свою бесхозяйственность и на их экономику перекладывались эти убытки, толку было бы больше.
Известно и то, что обслуживание внутридомовых систем отопления жилищными организациями включено в тариф на квартирную плату. Работы по подготовке к отопительному сезону — это и промывка, и гидравлические испытания, и прочистка систем отопления, и изоляция трубопроводов, и устройство приборов учета тепла, и их поверка — входят в обязанности жилищников. Поэтому во многих случаях недостаточная подача теплоносителя происходит по их вине.
- Владимир Николаевич, хочу вернуться к вопросу о бесперебойном снабжении горожан теплом. Невзирая на морозную погоду, ваша служба несет вахту и денно и нощно. Назовите имена тех, кто обеспечивает стабильную работу предприятия. Пусть николаевцы знают их...
- С первых же дней похолодания вызовам зимы противопоставили свое умение и профессионализм многие члены нашего трудового коллектива. Но о некоторых хочу сказать отдельно, поскольку именно благодаря их опыту и самоотверженности горожане почти не ощутили нанесенных холодом ударов. Это, прежде всего, начальники тепловых районов № 2 и № 5 К. А. Куприй и Д. С. Солонина, начальник цеха централизованного ремонта В. В. Жуменко, начальник электроцеха А. В. Шундель и другие, благодаря которым даже в самые холодные дни в квартирах наших потребителей, бюджетных организациях тепло и уютно.
- Многих жителей областного центра интересует вопрос о возобновлении подачи горячей воды. Не секрет, что некоторые дома ее не могут принять. А вот почему не подается горячая вода в те дома, где система вполне исправна и люди хотели бы получать такую услугу?
- Немного раньше я подчеркивал, что в тариф на тепло не включена инвестиционная составляющая. Вот когда мы утверждаем тариф, общественность и депутаты, чтобы облегчить пресс на потребителей, стараются максимально вытравить из него то, что служит удорожанию услуги. А зря. Ведь это все в итоге отражается на качестве услуг.
Горячая вода сейчас подается только 50 процентам потребителей. Еще 10 лет тому назад она подавалась 84 тысячам потребителей и отсутствие горячего водоснабжения вызывало массу жалоб и возмущений. Теперь все по-иному. Теперь жильцы сами как в добровольном порядке, так и вынужденно отказываются от этой услуги. На сегодня от приема горячей воды отказалось 25 тысяч потребителей. Большая часть их не получает услугу из-за выхода из строя трубопроводов, внутридомовых разводок.
- Но ведь их можно восстановить?
- Да. Но это повлечет солидные затраты. А где взять такие деньги, если у нас помимо низкой рентабельности, заложенной в тарифе, а также долгов горожан-неплательщиков отсутствуют оборотные средства для проведения ремонта тепловых сетей? Мы пытаемся заполнить дыру в своем бюджете за счет кредита в размере 2 миллионов гривень, взятого под 24 процента годовых. За его исполнение ежемесячно выплачиваем проценты банку — 48 тысяч гривень.
- Владимир Николаевич, а как на предприятии обстоят дела с оплатой за газ?
- Судите сами. Прошлогодний долг за газ по ОКП «Николаевоблтеплоэнерго» составил 10,5 миллиона гривень. После передачи газоснабжающей организацией — ДК «Нафтогаз України» иска в суд за несвоевременный расчет за «голубое» топливо наш долг с учетом штрафов, пени, неустойки увеличился до 14,5 млн. гривень. Где брать средства для его погашения?
Разумеется, берем деньги из оборотных средств, лишая предприятие возможности своевременно производить модернизацию производства, улучшение основных фондов, обновление техники, внедрение энергосберегающих технологий и т. п.
К сожалению, недобросовестно рассчитывается с нашим предприятием за предоставленные услуги не только население, но и хозрасчетные предприятия и организации. Например, второй год не может погасить долг в размере двух миллионов гривень Николаевский горводоканал. По сути получается, что городское предприятие взяло беспроцентный кредит у областного, несмотря на то, что «Николаевоблтеплоэнерго» и обслуживает 95 процентов городских предприятий. В этой связи хочу обратить внимание депутатов областного и городского советов: пожалуйста, вникните в наши проблемы и включите в бюджет-2010 средства, необходимые для текущего и капитального ремонта, а также расчета за энергоносители.
Сейчас, в период низких температур воздуха, потребление объемов газа для выработки тепловой энергии возросло. Однако согласно выставленным счетам за предоставленные услуги на сумму 16 млн. грн. ежемесячно получаем их оплату в размере
12 — 12,5 млн. грн. Недополученные 5 — 6 млн. грн. не позволяют предприятию рассчитываться за потребленный газ в полном объеме, а только на уровне оплаты населением 65-67 процентов.
Хочу предвосхитить вопрос читателей по поводу использования средств.
- И действительно, как же тратите деньги, полученные на расчетный счет?
- В январе т. г. за предоставленные услуги на счет «Николаевоблтеплоэнерго» поступило 22,5 млн. гривень. Из них 12,5 млн. использовано для оплаты за газ, 3,5 млн. грн. — за электроэнергию, на зарплату, налоги и обязательные платежи, услуги банков, процент за кредит, топливо использовано 5,5 млн. грн. и только 242 тысячи гривень были направлены на приобретение материалов, необходимых для восстановительных работ после аварий.
Понижение платежеспособности населения очень обострило финансовую ситуацию на нашем предприятии. Если долг потребителей на 1 октября минувшего года составлял 21,8 млн. грн., то на 1 февраля нынешнего года он вырос до 40,5 млн. грн. Соответственно выросли и наши долги за потребленный газ. Если на 1 октября 2009 года они были в объеме 10 млн. грн., то на 1 февраля 2010 года составили уже 32 млн. грн.
- Иными словами, если бы потребители полностью рассчитались с вашим предприятием за полученные услуги, тогда и «Николаевоблтеплоэнерго» смогло погасить долг за приобретенный газ.
- Конечно. Поэтому я хочу обратиться ко всем горожанам с просьбой оплатить свои долги за потребленное тепло и горячую воду, уважительно отнестись к соседям, которые своевременно вносят оплату согласно выставленным счетам. Помните, что качество отопления в ваших квартирах во время зимних холодов во многом зависит от самих вас.
- Спасибо, Владимир Николаевич, за интервью. Успехов Вам и удачи!
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |