Раньше этот день, 15 февраля, отмечали как очередную годовщину вывода ограниченного контингента советских войск из Афганистана. Но с недавних пор в Украине его стали отмечать как День памяти участников боевых действий на территории других государств. Многие из участников тех боевых действий затем пришли в органы внутренних дел и продолжают нести службу на страже законности и правопорядка. Ведь их многолетний опыт службы в «горячих точках» и участие в локальных вооружённых конфликтах оказались востребованными, прежде всего, в системе МВД. В настоящее время в гарнизоне николаевской милиции продолжают службу 21 сотрудник ОВД, которые принимали участие в боевых действиях на территории Афганистана. 109 сотрудников ОВД области, ранее исполнявшие интернациональный долг в этой стране, уже ушли на пенсию.
Иду добровольцем в Афганистан
Ни для кого не секрет, что большая часть этих людей в ходе выполнения служебных заданий рисковали своим здоровьем и даже жизнью. Но больше всех ими рисковали те, кто прошёл там настоящее горнило. Почти все они имеют ранения и контузии, а за героизм и мужество — награждены орденами и медалями как СССР, так и Афганистана. И о каждом таком герое, его подвиге можно писать романы. Однако наиболее ярким представителем этой когорты является лейтенант милиции запаса Казимагомед Юсуфович Джалилов. Биография этого человека типична для людей его поколения. После окончания средней школы, а затем и СПТУ, в 1976 году Казимагомед был призван в ряды Советской Армии. Срочную службу он проходил в воздушно-десантной дивизии ВДВ в городе Потстдаме, в Группе Советских войск в Германии. Уволившись оттуда в 1978 году, уехал на родину, в свой Дагестан, и там устроился на работу.
Однако годы службы в армии, царящие там порядок и дисциплина пришлись Джалилову по душе. И он захотел продолжить карьеру военного. В июне 1979 года Джалилов поступил на учёбу в школу прапорщиков, расположенную в Николаеве, которую успешно закончил в мае 1980 года. По её окончании ему предложили поехать добровольцем в Демократическую Республику Афганистан. Учитывая царивший тогда патриотический подъём, Джалилов решил выполнить интернациональный долг. Вскоре в числе 35 добровольцев он попал в самую «горячую точку» Афганистана, знаменитый впоследствии Кандагар. Опытного прапорщика Джалилова назначили командиром пулемётно-гранатомётного взвода первой роты ДШБ (десантно-штурмовой бригады) ВДВ. Командование использовало подвижные группы десантников в первую очередь для перехвата караванов с оружием, шедших к душманам из Пакистана. Ещё одной не менее важной задачей спецгрупп ВДВ было не допустить нападения моджахедов на воинские автоколонны, доставлявшие в отдалённые гарнизоны и на блок-посты оружие, боеприпасы, продукты питания и ГСМ. Эти колонны были лакомой добычей моджахедов, которыми руководили опытные инструкторы из Саудовской Аравии и Пакистана. Действовали эти «духи» нагло и дерзко. Выследив двигавшуюся по горной дороге автоколонну, они из укрытий подбивали из гранатомётов первый и последний автомобили. Затем расстреливали неподвижную колонну из всех видов оружия, нанося обороняющимся большие потери в живой силе и технике.
Поэтому командование ставило десантникам задачи: любой ценой не допустить нападений душманов на наши автоколонны. Бойцам подвижных групп доводилось сталкиваться и с подлыми приёмами «духов». Те минировали дороги и горные тропы преимущественно итальянскими минами. В них не было ни грамма металла, поэтому их не удавалось обнаружить с помощью миноискателей. Тогда выручали специально натренированные на поиск спрятанной взрывчатки собаки.
Душманы, хорошо зная, как наших бойцов постоянно мучает жажда, часто отравляли в колодцах воду. А вода в горах была на вес золота. Прапорщик Джалилов, родившийся и ранее живший в горах Дагестана, стойко переносил эти лишения и тяготы. Поэтому командование посылало его на самые опасные и ответственные участки. Бойцы взвода Джалилова расчищали своим огнём путь остальным. Гранатомётчики подавляли огнём пулемётные точки «духов», а наши пулемётчики в первую очередь уничтожали засевших в расщелинах скал вражеских снайперов и душманов, вооружённых гранатомётами. При этом прапорщик Джалилов увлекал бойцов личным примером. Он, как поётся в известной песне, «не прятался за спины ребят». Наоборот, своим телом прикрывал раненых, молодых и необстрелянных бойцов. В ходе многих кровопролитных боёв получил две тяжёлые контузии и три ранения (одно — пулевое и два — от осколков душманских гранат). В связи с чем вынужден был некоторое время лечиться в госпитале. Но долго там не задержался и вернулся к своим бойцам, чтобы снова принять участие в тяжёлых боях. О его боевых подвигах свидетельствуют полученные им боевые награды. Грудь Казимагомеда Джалилова украшают два ордена Красной Звезды, три медали «За отвагу», медаль «За боевые заслуги», награды Демократической Республики Афганистан.
Караван уничтожить любой ценой!
Вот лишь несколько примеров из серии героических поступков Джалилова, за которые он был награждён боевыми наградами. Как-то разведчики сообщили десантникам: к душманам, засевшим в окрестностях Кандагара, идёт большой караван с оружием. Командование поставило задачу — любой ценой уничтожить этот караван. На его перехват на БМД (боевых машинах десанта) отправился и взвод под командованием прапорщика Джалилова. Выскочив из ущелья на открытую местность, десант попал в ловушку, устроенную «духами». Позже оказалось, что те прорыли от ближайшего арыка канаву, вода из которого залила глинистую дорогу. Забуксовав на скользкой глине, БМД сели на «брюхо». Хорошо ещё, что вращая башнями, огнём своих пулемётов они вовремя поддержали десантников, принявших неравный бой в полном окружении. Джалилов в этот момент (хоть и был кандидатом в члены КПСС) про себя молил Аллаха, чтобы до подхода вызванного по рации подкрепления им хватило патронов и гранат. Благо, ими запаслись вдоволь, даже в ущерб продуктам питания. К тому же опытный прапорщик вместо автоматных рожков на 30 патронов, прихватил рожки от пулемёта РПК на 45 патронов.
А душманы, почувствовав своё численное превосходство, двинулись на занявшую круговую оборону горстку десантников густой цепью. Но тех превосходство «духов» не смутило, и они смело приняли бой, который длился несколько часов. Затем подошло подкрепление, и «духи» были отброшены. В ходе допроса пленных было установлено, что их количество в три раза превышало численность десантников. Но те в неравном бою уничтожили около 200 моджахедов. Командовали этим отрядом опытные инструкторы из Саудовской Аравии. Более того, «духи» шли в атаку, обкурившись анаши, но такое нахальство дорого им стоило.
За умелое ведение боя, проявленные при этом героизм и мужество, прапорщик Джалилов был награждён первым орденом Красной Звезды.
Второй такой орден Джалилов получил также за проведение не менее сложной операции и проявленные при этом мужество и хладнокровие. В тот день взводу прапорщика Джалилова поставили задачу: произвести зачистку местности от душманов, затаившихся в гранатовом саду, неподалёку от Кандагара. По сведениям войсковой разведки, банда «духов» ожидала прихода сюда крупного каравана с оружием из Пакистана, чтобы затем обменять его на солидную партию героина. Большинство членов банды составляли наёмники. Дрались они в тот день очень упорно, дошло и до рукопашной (почти, как в знаменитом блокбастере «9?я рота»). В ходе одной из таких стычек не на жизнь, а на смерть на прапорщика Джалилова бросился наемник огромного роста, с чёрной бородой. В магазине автомата громилы кончились патроны. Отшвырнув его, наёмник выхватил из-за широкого пояса огромный кинжал, лезвие которого угрожающе заблестело на солнце, и бросился на прапорщика. Того спасла отменная реакция десантника. Он успел схватить с земли автомат и нажать на курок. Только получив в грудь очередь в полмагазина, наёмник рухнул на землю.
В результате этого боя отряд «духов» был уничтожен, равно как и партия героина, предназначенная для обмена на партию оружия. А грудь прапорщика Джалилова украсил второй орден Красной Звезды. К ним за участие в аналогичных операциях прибавились и две медали «За отвагу». Третью, уже афганскую медаль «За отвагу», Джалилов получил из рук тогдашнего президента Афганистана Бабрака Кармаля. И вот за что. В ходе совместной операции наших десантников и царандоя (афганского прототипа милиции) они попали в засаду. Не иначе как «духи» заранее их ждали в этом месте. Оттого и встретили бойцов ураганным огнём. В суматохе боя Джалилов заметил, как был ранен командир группы царандоя. Увидели это и душманы. И начали окружать его, чтобы взять в плен. Джалилов только на миг представил, что бы сделали с ним «духи», попади он им в руки.
Но не в правилах десантников бросать своих боевых побратимов. Дав команду своим бойцам прикрыть его огнём, Джалилов подполз к раненому и на спине вытащил его из-под огня душманского пулемётчика. Перевязав раны афганскому коллеге, прапорщик быстро передал его фельдшеру. А сам, возглавив объединённую группу бойцов, умело вышел из боя с наименьшими потерями. За что и получил афганскую медаль «За отвагу».
Прослужив в мятежном Афганистане два года и пять месяцев, весь израненный, зато с грудью, украшенной орденами и медалями, прапорщик Джалилов в октябре 1982 года вернулся в Николаев. И продолжал службу командиром миномётного взвода десантно-штурмовой бригады, расположенной в посёлке Большая Корениха, ещё почти три года. Здесь и нашла его очередная награда: медаль «От благодарного афганского народа». Однако полученные им в Афганистане ранения и контузии давали о себе знать. И Казимагомед Джалилов решил уволиться в запас. Но вместо пенсии ему дали направление для службы в органах внутренних дел.
Из огня, да в полымя
Казалось бы, за годы службы в Афганистане он с лихвой хватанул суровых будней, риска для жизни, адреналина и можно уже идти на покой. Но раз страна требует, значит так нужно. И пошёл Джалилов служить инспектором дорожно-патрульной службы ГАИ УВД области. На представлении он встретился с тогдашним начальником УВД области, полковником милиции Василием Тимофеевичем Ключником. Его, одетого в пятнистую униформу, он встречал во время службы в Кандагаре, в далёком 1981 году. Тогда Ключник служил советником командующего местным царандоем. А взвод десантников под командованием прапорщика Джалилова прислали в помощь царандою для проведения совместной операции по уничтожению банды моджахедов.
Конечно же, полковник Ключник узнал шустрого прапорщика и был рад встрече с побратимом. Более того, именно Василий Тимофеевич помог Джалилову получить квартиру в «милицейском» доме. За что тот ему до сих пор искренне признателен. Ведь это стало свидетельством настоящей мужской взаимопомощи побратимов, прошедших горнило афганской войны.
Однако, как признался мне Казимагомед Юсуфович, служба в ГАИ хоть и была по-своему интересной, она несколько тяготила его. Почувствовав это, тогдашний земляк Джалилова, полковник милиции Борис Карович Оганесов (ныне покойный), работавший заместителем начальника УБОП УМВД области, предложил ему перейти к ним на работу. Вскоре, тогда уже младший лейтенант милиции, Джалилов стал сотрудником отдела по борьбе с бандитизмом, квалифицированными видами вымогательства и незаконного оборота оружия УБОП. Именно здесь, несмотря на полученные в Афганистане ранения и контузии, Джалилов почувствовал себя в родной стихии, где в полной мере смог проявить весь свой опыт, приобретённый им в ходе боевых действий в ДРА.
Оперативники УБОП стали называть его «Колей», а молодые сотрудники — дядей Колей. Ведь он для них был живой легендой, человеком, который не привык пасовать даже перед вооружёнными до зубов преступниками.
А ведь оперативная обстановка в те бурные 90?е годы как в Украине в целом, так и в нашей области была весьма напряжённой. Нагло поднимал голову криминалитет: всякого рода бандиты, рэкетиры, вымогатели и прочие отморозки. Противостоять им могли только настоящие профессионалы, не боящиеся вступить в противоборство с вооружёнными преступниками. А оружия у злоумышленников было много. С ним они шли на совершение самых дерзких преступлений. И на их пути становились такие оперативники, как лейтенант Джалилов. Вот пример его участия в одной из рискованных операций.
В городской отдел милиции Одессы обратилась взволнованная женщина. Она поведала следующее: группа неизвестных под угрозой оружия посадила в машину её несовершеннолетнего сына и увезла в неизвестном направлении. Вскоре позвонили из Николаева похитители сына. Они были прекрасно осведомлены о материальном положении семьи похищенного: его мать торговала на рынке «7?й километр», отец был моряком дальнего плавания. Поэтому и стали вымогатели требовать от родителей парня солидный выкуп. В противном случае грозились, что сына те живым больше не увидят.
К делу по установлению местонахождения заложника и его похитителей подключились сотрудники Николаевского УБОП. Они быстро «вычислили» квартиру в одном из неприметных домов в районе Центрального рынка. Затем им была дана команда на проведение спецоперации по освобождению заложника. В группу захвата вошли наиболее опытные сотрудники УБОП (среди них был и лейтенант Джалилов) и бойцы спецподразделения «Сокол». В указанную квартиру спецназовцы ворвались на рассвете. Охранявшие заложника трое жителей Николаева и один житель Одессы (наводчик, ждавший своей доли) были нейтрализованы за доли секунды. Они даже не успели воспользоваться пистолетами и ножами. А первым в квартиру влетел лейтенант Джалилов. Он сразу же нейтрализовал главаря шайки вымогателей.
Кроме этой известной операции, были на счету Джалилова и другие. Среди них — силовое задержание участников ОПГ, вымогателей, контрабандистов, изъятие огнестрельного оружия. И в ходе проведения всех этих операций лейтенант Джалилов служил примером для остальных сотрудников милиции.
Но годы брали своё, к тому же стали давать знать о себе полученные в Афганистане ранения и контузии. В декабре 1997 года Казимагомед Юсуфович вынужден был уйти на заслуженный отдых. Но долго без дела сидеть не мог. Его стали приглашать в учебные заведения выступить с рассказом об участии в исполнении интернационального долга в Афганистане. Он также встречается с боевыми побратимами. Вот только их с каждым годом становится всё меньше. Так, нескольких его друзей из Николаева, с которыми он вместе служил в Кандагаре, уже нет в живых. Они умерли от ран и контузий.
Вспоминая их, он часто слушает магнитофонную кассету с голосами однополчан и представляет их живыми. На этой кассете его рукой сделана надпись шариковой ручкой: «Кандагар, 27.03.82 года».
Однако не только память о грозных годах оставит Джалилов после себя на земле. Как истинный сын гор, он гордится своим родом. И хотя родители его умерли, есть у него ещё старшая сестра и младший брат, работающий начальником одного из райотделов милиции города Иваново (Российская Федерация).
Да и здесь, в городе корабелов, у него крепкие корни: жена Галина Васильевна, 26-летняя дочь Людмила и 24-летний сын Руслан. Кстати, дочь родилась 6 мая 1984 года. И теперь ежегодно в этот день Казимагомед Юсуфович празднует две даты: день рождения дочери и очередную годовщину со дня образования УБОП. Вот это совпадение!
Были у Джалилова две сокровенные мечты. Первая: дождаться внуков. И она частично исполнилась. Недавно дочь подарила ему замечательного внука Диму. Конечно же, дедушка в нём души не чает. И хочет воспитать его настоящим джигитом.
Вторая: в феврале 2010 года, в канун 21?й годовщины вывода советских войск из Афганистана, встретиться с оставшимися в живых однополчанами, с которыми участвовал в боях в далёком Кандагаре.
Мы же в свою очередь искренне желаем ветерану долгих лет жизни, крепкого здоровья, исполнения всех его желаний. Ведь он это заслужил всей своей героической жизнью.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.008Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |